Безопасное хранение автомобилей. Газобаллонные автомобили хранят на открытых и закрытых стоянках.
Организация хранения газобаллонных автомобилей на открытых стоянках (площадках) может быть такой же, как и у бензиновых. Одиночные автомобили и автопоезда должны располагаться группами не более 200 единиц в одной партии. Разрыв между группами газобаллонных автомобилей должен быть не менее 5 м.
Применяют преимущественно систему безгаражного хранения (содержания) грузовых газобаллонных автомобилей. Смешанное хранение газобаллонных автомобилей с автомобилями других типов, например с карбюраторными и дизельными, в одной группе не допускается.
Расстояние от стоянок до зданий и сооружений в зависимости от степени их огнестойкости составляет 9 — 12 м, от стоянок до подземных резервуаров топливозаправочного пункта — не менее 9 м, а до площадки выдачи газа — не менее 10 м.
На открытых стоянках необходимо избегать прямого воздействия солнечных лучей на газовый баллон автомобиля. Должно быть обеспечено хорошее естественное проветривание открытой стоянки. Площадки для хранения газобаллонных автомобилей на этих стоянках должны иметь твердое покрытие и уклоны в продольном направлении не более 1%, в поперечном направлении 4%. Площадки для хранения автомобилей, работающих на ОПГ и бензине, должны располагаться на расстоянии не менее 5 м друг от друга. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на этих площадках без газа в баллонах.
Открытые площадки для хранения газобаллонных автомобилей в зимнее время необходимо оборудовать системами воздушного или водяного обогрева при условии полного исключения нагревания газового баллона. Применение системы обогрева газобаллонных автомобилей создает предпосылки повышения производительности труда водителей и эксплуатационных качеств в целом. Эффективная эксплуатация газобаллонных автомобилей может быть достигнута только при условии надежной работы теплорегулирующего комплекса двигателя и системы подогрева автомобиля в межсменное время.
В закрытых помещениях для хранения автомобилей предусматривают общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию для удаления ОГ и различных топливных испарений, а также газового топлива из-за возможных его утечек.
Вентиляцию проектируют из условий работы двигателя на жидком топливе. В места хранения автомобилей в помещении и на посты (линии) ТО и TP автомобили должны поступать после проверки герметичности газовой системы питания с выработанным газом при закрытых расходных вентилях.
Допускается проектировать помещения для хранения газобаллонных автомобилей без естественного освещения. Для дымо-улавливания на каждом этаже следует предусматривать вытяжные шахты или окна площадью не менее 0,2% площади пола помещения.
В одноэтажных зданиях для хранения подвижного состава следует проектировать вытяжную, как правило из верхней зоны, вентиляцию, а приток воздуха обеспечивать сосредоточенно в верхнюю зону. При этом допускается удалять воздух из нижней зоны в объеме до 50%. Одноэтажные закрытые стоянки разрешено размещать в пристройках к общественным зданиям при условии их изоляции противопожарными стенами.
Аварийную вытяжную вентиляцию для удаления паров бутан-пропановых и метановых смесей предусматривают во взры-возащищенном исполнении.
По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности производства помещения (участки) постов ТО и TP, хранения автомобилей, работающих на СПГ, отнесены к категории «В» и классу «нормальный» по Правилам устройств электроустановок (ПУЭ).
Помещение закрытой стоянки автомобилей оснащают соответствующими огнетушителями. Их располагают в доступных местах, обеспечивающих возможность немедленного приведения в действие в случае необходимости. Все воспламеняющиеся предметы, а также потенциальные источники возгорания должны быть удалены из помещения. Этажи, на которых хранят автомобили, оснащают индикаторами (датчиками) утечек газа, в помещениях всегда должна быть мыльная эмульсия.
При совместном хранении газобаллонных и бензиновых автомобилей в многоэтажном помещении газобаллонные автомобили следует размещать на верхних этажах здания. В одноэтажном здании помещения для газобаллонных автомобилей должны быть отделены от помещений для карбюраторных и дизельных автомобилей несгораемыми стенками и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 1,5 ч. Ворота и двери в этих помещениях должны иметь предел стойкости не менее 1,0 ч. В помещениях для хранения газобаллонных автомобилей должно предусматриваться не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов, один из которых должен обеспечивать возможность проезда пожарных автомобилей.
Объем помещений должен быть таким, чтобы при аварийном поступлении СПГ из секции одного автомобиля, включающей максимальное число баллонов наибольшего объема, концентрация его не превышала 1,1 г на 1 м3 свободного объема помещения, для СНГ-—1,4 г/м3. Если расчетное количество поступающего газа превышает это значение, то помещение должно быть дополнительно оборудовано автоматической системой контроля за газовой средой, а также системой аварийной вентиляции и аварийным освещением, выполненными во взрывозащищенном исполнении для среды ПАТ1.
Минимальный расчетный объем помещения для безопасного хранения одного газобаллонного автомобиля на 3—5% больше по сравнению с однотипными бензиновыми модификациями. Он составляет для грузового автомобиля средней грузоподъемности 280 м3.
Кратность аварийной вентиляции должна быть не ниже общеобменной. Принудительную вентиляцию (только приточную) следует предусматривать в очистных сооружениях мойки автомобилей и в ремонтных канавах.
Автомобили с нарушенной герметичностью газовой аппаратуры баллонов могут поступать в здание (помещение) только после выпуска газа из баллонов. Баллоны после выпуска газа должны быть продуты инертным газом.
При достижении в помещении концентрации газовоздушной смеси в количестве 20% от нижнего предела воспламенения (1% объема) газоанализаторы должны обеспечивать автоматические:
— включение общеобменной приточно-вытяжной и аварийной вытяжной вентиляции;
— включение звукового и светового сигналов в помещении, где постоянно пребывает дежурный персонал;
— отключение всех потребителей электроэнергии, за исключением аварийного освещения.
Кроме автоматического включения общеобменной приточно-вытяжной и аварийной вентиляции, следует предусматривать возможность ее ручного включения от устройств, располагаемых у основного входа снаружи помещения.
В помещениях хранения и постов ТО и TP газобаллонных автомобилей в нерабочее время должна действовать естественная вентиляция в объеме однократного воздухообмена помещения.
Движение газобаллонных автомобилей по территории АТП (с числом автомобилей 50 и более) следует предусматривать без встречных и пересекающихся основных транспортных потоков.
При постановке автомобиля на ночную стоянку, а также при ТО необходимо закрыть вентиль на крестовине и вентили на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить двигатель и аккумуляторную батарею. Запрещается ставить автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями на баллоне и крестовине.
Безопасность технологических процессов ТО и ТР. Технологические процессы ТО и TP газобаллонных автомобилей имеют ряд специфических особенностей, связанных со свойствами газового топлива, а также организационно-технического и технологического порядка.
Относительная масса основных компонентов СНГ по воздуху, принятому за единицу, составляет для пропана 1,562, а для бутана 2,091. Большая удельная масса паров СНГ по отношению к воздуху и небольшая их способность к смешению с воздухом обуславливают возможность скопления паров в искусственных и естественных углублениях — осмотровых канавах, траншеях, приямках и др. Это создает пожаро- и взрывоопасные ситуации. Нижний предел воспламеняемости паров СНГ составляет 1,8— 2,5% и характеризует пожароопасность газовых смесей. Верхний предел составляет 2,5—9,5%. Он характеризует взрывоопас-ность смесей.
Плотность метана по отношению к воздуху составляет 0,554. Образование горючей смеси с воздухом в случае утечек СПГ возможно только при больших его количествах. Газообразный метан в количестве 1 м3 требует для образования воспламеняющейся смеси на 40% больше воздуха, чем СНГ. Способность метана к распространению в окружающей среде при его утечках из баллонов существенно выше по сравнению с СНГ и бензином и пропорциональна коэффициенту диффузии. Это снижает опасность образования горючей смеси вблизи места утечек.
Пределы воспламенения метана в смеси с воздухом относительно велики и составляют 5,3. . . 14,0%.
По отношению к СНГ природные газы имеют очень важное преимущество. Природные газы легче воздуха и быстро улетучиваются. Это позволяет не предъявлять повышенных требований к производственным помещениям АТП, эксплуатирующих газобаллонные автомобили.
Нормативные требования к предприятиям, зданиям и сооружениям связаны с тем, что в помещениях постов ТО и TP при работе автомобилей на СПГ (при выработанном газе в баллоне), а также на постах для снятия и установки баллонов должны соблюдаться те же требования, что и при работе автомобилей на бензине и дизельном топливе. Кроме того, для обеспечения безопасности работающего персонала и сохранности зданий необходимы следующие дополнительные средства:
— устройство автоматической системы контроля газовой среды. При достижении в помещении концентрации газа в количестве 20% от нижнего предела взрывоопасности включаются звуковой и световой сигналы и отключаются все потребители электроэнергии, за исключением потребителей приточных вентиляционных установок;
— устройство аварийного освещения производственных участков, выполненное во взрывозащищенном исполнении.
Проемы в наружных ограждающих конструкциях и дефлекторы, устанавливаемые в перекрытиях и крышах, служат для естественного проветривания производственных помещений.
Датчики системы контроля за газовой средой и аварийного освещения относятся к первой категории надежности электроснабжения.
Особенности технологических процессов ТО и TP газобаллонных автомобилей организационно-технологического порядка заключаются в необходимости ТО и TP системы питания только на специализированных постах, расположенных в изолированном помещении АТП или СТОА. Все остальные виды регламентных работ можно выполнять на общих постах (линиях). Таким образом допускается совмещать технологические процессы ТО и TP газобаллонных и бензиновых автомобилей.
Производственные помещения для технологических процессов ТО и TP газовой аппаратуры должны проектироваться без приямков, подвалов, тоннелей, являющихся местом скопления паров СНГ. В реконструируемых зданиях подача приточного воздуха в помещения постов ТО и TP должна предусматриваться также в канавы, приямки и тоннели с температурой не ниже 15°С (в холодный период года) и не выше 25°С. Количество подаваемого воздуха должно приниматься следующим на 1 м3 объема: канавы — 125 м3/ч, приямка — 30 м3/ч и тоннели — 5 м3/ч.
Для помещений постов ТО и TP (включая и складские помещения) с производствами категории «В» суммарной площадью до 1000 м2 допускается применение общеобменной приточно-вытяжной вентиляции.
Перед началом работ необходимо проверить исправность инструмента и технологического оборудования, а затем включить вентиляцию. Работы по снятию и установке газовой аппаратуры необходимо выполнять соответствующим технологическим инструментом, а не случайными подручными средствами. Газовую аппаратуру можно демонтировать только в остывшем состоянии.
При сварочных или малярных работах, включая искусственную сушку, а также при работе с электродрелью или абразивными материалами, дающими искрение, газовые баллоны должны быть сняты с автомобиля. При возникновении неустранимых утечек газа на автомобиле, находящемся в помещении ТО и TP газовой аппаратуры, его необходимо отбуксировать в отведенное место для слива газа. Помещение, и особенно осмотровые канавы и ямы, необходимо проветрить путем включения аварийной вентиляции.
По окончании ТО и TP газовой аппаратуры ее исправность проверяют на работающем двигателе. В дальнейшем останавливают двигатель, переключают его на бензин и направляют автомобиль на общие посты (линии) для регламентных работ ТО или постовых работ TP автомобиля в целом.
При ремонте или обслуживании оборудования передвижной АГЗС необходимо снять напряжение на пульте, отключить электроэнергию, опломбировать пусковое устройство и вывесить табличку: «Не включать — идет ремонт». При ремонте или замене арматуры необходимо устанавливать только приборы, рассчитанные на давление не менее 1,8 МПа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Условия хранения, технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы