Условия работы масла в автомобильных двигателях являются тяжелыми, так как масла подвергаются действию температур в широком диапазоне от 50 до 2500 °С, больших давлений и нагрузок, доходящих до 100 МПа. В картерной части двигателя масло находится в виде мельчайших капель, создавая масляный туман. Большая часть поверхности масла контактирует с кислородом воздуха, масло подвергается воздействию газов, прорывающихся из камеры сгорания в картер, а также контактирует с различными металлами, водой и разбавляется топливными фракциями, не успевшими сгореть. Таким образом, масло претерпевает глубокие химические превращения, подвергается окислению и загрязнению различного рода механическими примесями. В зависимости от условий работы масла в двигателе можно выделить три основные зоны: высокотемпературную, среднетемпературную, низкотемпературную.
К высокотемпературной зоне следует отнес, и камеру сгорания, обращенную к ней поверхность днища поршня, верхнюю часть цилиндра и выпускные клапаны. Температура в этой зоне составляет 700…2200 °С и более.
В высокотемпературной зоне за счет попадания в нее части масла оно претерпевает глубокие химические превращения, а часть масла сгорает. Продукты сгорания осаждаются на деталях двигателя в виде нагаров, кокса и лаков. К нагарам относятся отложения, появляющиеся на днище поршня, на верхнем поясе его цилиндрической части, т. е. над первым компрессионным кольцом, на внутренней поверхности головок цилиндров и на клапанах. Нагары образуются не только в результате изменений, происходящих в масле, но и за счет несгоревшего топлива. Нагары усиливают абразивное действие. Нагары бывают сухими и маслянистыми. Масляная часть нагара представляет собой продукты термического разложения, окисления и полимеризации углеводородов, входящих в состав масла. Нагар вреден, поскольку он является своего рода изолятором, затрудняющим теплопередачу от деталей двигателя. Кроме того, он способствует возникновению детонации и калильного зажигания.
Отрываясь от поверхности деталей, частицы нагара загрязняют работающее масло. Нагары бывают твердыми, рыхлыми и чешуйчатыми.
В результате коксования топлива и лака на поверхностях деталей цилиндро-поршневой группы, не контактирующих с зоной горения, образуется кокс в виде наростов толщиной до 200 мкм. По внешнему виду и химическому составу он близок к нагарам.
К среднетемпературной зоне следует отнести всю боковую поверхность поршня, поршневой палец, поршневые кольца, верхнюю часть шатуна и стенки цилиндра. Максимальная температура в этой зоне развивается в области поршневых колец и достигает 350 °С. Высокотемпературные газовые потоки, прорывающиеся через неплотности из камеры сгорания в картерную часть двигателя, вызывают окисление масла. В этих условиях углеводороды масла недостаточно стабильны. В результате происходит образование отложений в виде лаков. На интенсивность ,акообразования оказывает влияние степень дисперсности в масле механических примесей органического происхождения. Степень загрязненности деталей лаковыми отложениями определяют по цвету. Цвет лака бывает от свет-ю-коричневого до черного. Кольца, которые залегли в канавках и перестали пружинить, не выполняют основной своей функции герметизации надпоршневого пространства, в результате чего усиливается прорыв газов в картерную часть двигателя и ухудшаются условия работы масла.
К низкотемпературной зоне следует отнести области коленчатого вала, стенки блока цилиндров, коробку газораспределительного механизма, картер. Температура в этой зоне невысокая. Осадки, образующиеся в низкотемпературной зоне, представляют собой студнеобразную массу, отлагающуюся в поддоне картера, а также на стенках блоков цилиндров и в коробке газораспределительного механизма. Образование осадков связано с прорывом газов в картер, которые содержат сажу, продукты окисления масла, водяные пары, кислоты. Водяные пары, омывая холодные стенки картера, клапанной коробки и других деталей, конденсируются, и жидкая фаза проникает в масло. Окисленные продукты износа или коррозии в присутствии воды образуют мыла, которые плохо растворяются в масле и при низкой температуре выпадают в осадок в виде шлама. Асфальто-смолистые компоненты, которые содержатся в осадке, придают ему липкость. Низкотемпературные отложения могут забивать маслопроводы и сетку маслоприемника, что приводит к выходу двигателей из строя. Интенсивность осадкообразования зависит от степени изношенности двигателя и, следовательно, от объема прорывающихся газов.
Кроме того, при работе двигателя и циркуляции масла образуется масляная пена. Пена появляется в результате работы реактивных масляных центрифуг, а также наличия зон разрежения в подшипниках. Работа масляного насоса с большим запасом производительности при колебаниях двигателя и наклонах автомобиля захватывает не только масло, но и воздух. При большом пенообразо-вании возможен выход деталей двигателя из строя из-за недостаточной подачи масла к трущимся поверхностям. В случаях хранения двигателей в нерабочем состоянии масло должно защитить детали двигателя от действия внешней среды.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Условия работы масла в двигателе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы