Шестеренчатые коробки передач различают по числу передач (ступеней) и числу валов.
Коробки передач современных тракторов имеют от 5 до 16 передач. По числу валов они делятся на двухвальные, трехвальные, четырехвальные (не учитывая валика заднего хода) и составные.
Двухвальная четырехступенчатая коробка передач изображена на рис. 1, а. Вал, соединенный муфтой сцепления с двигателем, называют первичным, а вал, связанный через передачи с ходовой частью трактора,— вторичным.
На шлицах первичного вала посажены четыре передвижные шестерни (каретки). На вторичном валу четыре шестерни закреплены неподвижно. Вводя в зацепление соответствующие пары шестерен, получают четыре различные передачи.
У трехвальной коробки передач — три основных вала: первичный, промежуточный и вторичный. Шестерня первичного вала постоянно зацеплена с шестерней промежуточного вала. На шлицах вторичного вала установлены передвижные шестерни, которые вводят в зацепление с шестернями.
Внутренним венцом шестерню можно соединить с шестерней первичного вала. Получают прямую передачу. В этом случае первичный и вторичный валы будут иметь одинаковые линейные скорости. Данная коробка обеспечивает четыре передачи для движения вперед.
Составная коробка передач скомпонована из двух последовательно установленных коробок: вспомогательной (редуктора) и основной. Когда в редукторе включена прямая (первая) передача (шестерни), основная коробка дает возможность получить три ускоренные передачи; при включении в редукторе второй передачи (шестерни 7, 5, 10 и 5) получают три замедленные передачи (шестерни). Эта коробка позволяет получить шесть передач.
Рис. 1. Схемы коробок передач (а — двухвальной; б — трехвальной; в — составной) и получение заднего хода (г):
1 — первичные валы; 2 — передвижные шестерни (каретки); 3 — вторичные валы; 4. 10 и 11 — непередвижные шестерни; 5 и 7 — шестерни постоянного зацепления; 6 — промежуточный вал; 8 — передвижная шестерня с внутренним и внешним венцами; 9 — вторичный вал редуктора и первичный вал основной коробки; 12 — шестерня заднего хода.
Рис. 2. Схема механизма управления коробкой передач:
1 — педаль муфты сцепления; 2 — тяга; 3 — рычаг переключения; 4 — шаровое утолщение; 5 — гнездо; 6 — рычаг; 7 — блокировочный валик; 8 — стержень; 9 — пружина; 10 — выточка; 11 — ползун; 12 — вилка; 13 — передвижные шестерни (кареткн); 14— вал коробки передач; 15 — фиксатор; 16 — короткое плечо рычага переключения; 17 — кулиса; 18 — крышка; 19 — паз в блокировочном валике.
Задний ход получают, введя между шестернями первичного и вторичного валов промежуточную шестерню. Благодаря этому вторичный вал вращается в противоположную сторону, и трактор движется назад.
На тракторах, не имеющих замедленных передач, устанавливают ходоуменьшитель — дополнительный редуктор.
Маневренность тракторов повышают, оборудуя их коробки реверсивным механизмом, позволяющим трактору двигаться назад и вперед на многих передачах (Т-25, ДТ-20 и др.).
Переключают шестерни в коробке передач рычагом, действующим на ползуны и вилки.
Фиксаторы закрепляют ползуны, а следовательно, и шестерни во включенном или выключенном положении. Этим обеспечивается зацепление шестерен на полную длину зуба и исключается произвольное их включение или выключение.
Одновременное включение двух передач предотвращают специальные замки или кулисы (пластины) с фигурными вырезами, ограничивающими перемещение рычага.
Блокировочное устройство исключает возможность пользования коробкой передач при включенной или не полностью выключенной муфте сцепления.
Педаль муфты сцепления соединена тягой с рычагом, закрепленным на конце блокировочного валика, который расположен над фиксаторами. На валике имеется паз. Когда муфта сцепления включена, блокировочный валик повернут так, что паз оказывается сбоку. В этом положении переключение передач невозможно, так как фиксаторы, упираясь своими стержнями в блокировочный валик, не могут подняться и освободить ползуны.
При полном выключении муфты сцепления паз блокировочного валика оказывается над фиксаторами и валик не препятствует переключению передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и действие коробки передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы