Система смазки тракторных двигателей состоит из механизмов, приборов и устройств, показанных на рис. 1.
На дизелях применяют просто устроенный и надежный в работе шестеренчатый масляный насос. Его нагнетательная полость обычно сообщается с редукционным клапаном, ограничивающим давление масла.
Масло в двигателях очищается от механических примесей тремя способами: отстаиванием, фильтрацией и центрифугированием. При отстаивании масло очищается в корпусах фильтров и фильтрах-отстойниках.
Для первичной фильтрации (грубой очистки) масла используют металлические щелевые элементы (например, на дизелях СМД-14, В-54Т, Д-48, Д-54). Устроены эти фильтры подобно топливным фильтрам, но их рабочая поверхность увеличена.
Рис. 1. Схема смазки дизеля Д-50:
1 — масляный резервуар; 2 — насос; 3 — маслоприемннк насоса; 4, 10, 12, 14 и 20 — маслопроводы; 5 — масляный радиатор; 6 — полнопоточная реактивная масляная центрифуга (РМШ; 7 — клапан масляного радиатора (клапан-термостат); 8 —сливной клапан; Я — редукционный клапан; 11, 13 и 15 — опоры распределительного вала; 16 — манометр; 17 — заливная горловина; 18 — масломерная линейка (щуп); 15 — полость в шатунной шейке коленчатого вала.
Центрифугирование основано на том же принципе, что и отстаивание, только частицы выпадают в осадок не под действием сил тяжести, а под влиянием центробежной силы, возникающей при вращении фильтруемой массы. Так очищают масло у большинства дизелей тракторов и тягачей при помощи реактивных масляных центрифуг (РМЦ). Кроме того, центробежным способом масло очищается в полостях шатунных шеек коленчатого вала.
В дизеле Д-50 масло циркулирует следующим образом. Насос подает масло в РМЦ, где оно освобождается от механических примесей и направляется в масляную магистраль. Когда масло холодное, оно поступает в магистраль через клапан, а когда горячее — через радиатор. Из магистрали по каналу масло попадает к подшипникам коленчатого вала, по каналам — к подшипникам распределительного вала и по каналам — к коромыслам и клапанам распределительного
механизма. Цилиндры, поршни с кольцами и пальцы смазываются маслом, выходящим из зазоров коренных и шатунных подшипников и разбрызгиваемым вращающимся коленчатым валом. Смазав детали, все масло возвращается в резервуар и через маслоприемник всасывается и снова нагнетается насосом в систему.
Реактивная масляная центрифуга. Ее ротор свободно установлен на неподвижной оси. Оси двух форсунок днища ротора направлены касательно к его окружности. Действует РМЦ так. Масло от насоса по трубопроводу поступает в маслоподводящий канал корпуса и через нижние отверстия в оси ротора в его полость. Отсюда масло через сопла форсунок с большой скоростью выбрасывается под колпак в виде двух противоположно расположенных и направленных в разные стороны струй, создающих реактивную пару сил, которая заставляет ротор совершать 5,5 тыс. об/мин. Это масло сливается в картер. Для нормальной работы центрифуги давление масла должно быть 5,54-6 кгс/см2 (0,554-0,6 Мн/м2).
Под действием центробежной силы содержащиеся в масле механические частицы и смолистые вещества осаждаются на боковых стенках ротора.
Если в центрифугу от насоса поступает все масло и его большая часть затем идет через верхние отверстия и канал в оси ротора в главную магистраль, т. е. на смазку двигателя, центрифугу называют полнопоточной. Она одновременно выполняет функции фильтров грубой и тонкой очистки.
Неполнопоточная центрифуга работает параллельно с фильтром грубой очистки (двигатель СМД-14). В нее поступает только часть масла, идущего от насоса. Эта часть масла после очистки сливается (через сопла форсунок) в картер двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и действие систем смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы