Как уже отмечалось, ПО «АвтоЗИЛ» (г. Москва) начато массовое изготовление автомобилей-тягачей ЗИЛ-1Э8А и ЭИЛ-138И, оснащаемых оборудованием, серийно выпускаемым отечественными заводами. Для этих автомобилей принята универсальная система питания, обеспечивающая полноценную работу двигателя на газе и на бензине. Сгорание 1 м3 природного газа эквивалентно сгоранию 1,0—1,2 л бензина. Газовая топливная установка автомобиля состоит из восьми баллонов (из углеродистой стали, вместимостью 50 л, типа кислородных), соединенных между собой стальными трубками высокого давления наружным диаметром 10 и внутренним 6 мм. Чтобы уменьшить возможную утечку газа и тем самым обеспечить безопасность в случае разгерметизации расходного вентиля баллоны разделены на две группы — заднюю и переднюю. Каждая группа состоит из четырех баллонов и имеет свой расходный вентиль. Заполнение баллонов (при открытых вентилях) производится через наполнительный вентиль. Каждый баллон крепится двумя хомутами и двумя кронштейнами, которые в свою очередь прикреплены к продольным брусьям платформы кузова. Рабочее давление в баллонах 20 МПа (200 кгс/см2), общая вместимость баллонов 400 л, объем заправленного газа 80 м3, масса установки около 800 кг. У автомобилей ПО «АвтоГАЗ> баллоны крепятся несколько иначе. Передняя секция из четырех баллонов с помощью стремянок и специальных усилителей прикрепляется непосредственно к раме автомобиля, что позволяет увеличить зазор между баллонами и платформой. Задняя секция из трех баллонов (у автомобилей ГАЗ-52-28 и ГАЭ-53-27) устанавливается на двух дополнительных поперечинах в задней части рамы.
Рис. 1. Схема газового оборудования автомобиля ЗИЛ-1Э8А.
1 — баллон; 2 — редуктор высокого давления с подогревателем газа; 3 — электромагнитный газовый запорный клапан; 4 — манометр низкого давления; 5 — редуктор низкого давления; 6 — карбюратор-смеситель; 7 — бензонасос; 8 — бензиновый электромагнитный клапан; 9 — топливный бензиновый бак; 10 — манометр высокого давления; 11—13 — вентили: 11 — наполнительный, 12 — магистральный; 13 — расходные.
Рис. 2. Схема размещения газовой аппаратуры на двигателе ЗИЛ-1Э8А.
1 — трубка от переходного штуцера к редуктору высокого давления; 2 — шланг отопителя кабины; 3 — электромагнитный клапан с газовым фильтром; 4 — кронштейн для крепления электромагнитного клапана; 5 — шланг от электромагнитного клапана к фильтру редуктора низкого давления; 6 — кронштейн для крепления редуктора высокого давления; 7 — датчик контрольной лампы падения давления газа; 8 — трубка от редуктора высокого давления к электромагнитному клапану; 9—датчик манометра низкого давления; 10— шланг для передачи разрежения в вакуумную полость разгрузочного устройства; 11 — пусковой клапан с кронштейном; 12 — шланг от смесительной камеры карбюратора к вакуумной полости экономайзера редуктора; 13 — трубка от I ступени редуктора к пусковому клапану; 14—шланг от пускового клапана к смесителю; 15 — экономайзер редуктора низкого давления; 16 — патрубок экономайзера; 17 — переходник-смеситель; 18 — хомут; 19 — шланг от редуктора низкого давления к смесителю; 20 — карбюратор К-91; 21 — шланг системы холостого хода; 22 — стойка для крепления кронштейнов редуктора низкого давления; 23 — болт М8 X 25; 24 — гайка М20 с шайбой 20; 25 — гайка М8 с шайбами 8 и 8Т; 26 — передний кронштейн для крепления редуктора; 27 — блок цилиндров; 28 — редуктор низкого давления; 29 — распорная втулка; 30 — болт М10Х75; 31 — гайка М10 с шайбой 10 ОТ; 32 — кран для слива конденсата; 33— кран отопителя кабины; 34 —- шланг от крана отопителя к жидкостной полости кронштейна редуктора высокого давления; 35 — задний кронштейн для крепления редуктора; 36 — фильтр редуктора низкого давления; 37 — трубка для аварийного сброса газа; 38 — редуктор высокого давления.
Работает газовая установка автомобиля следующим образом. Сжатый газ из баллонов поступает в редуктор (типа ДКП-1-65) высокого давления, где редуцируется до 1,2 МПа (12 кгс/см2). Этот редуктор установлен в кронштейн, под ним находится жидкостная полость для подогрева газа. Далее подогретый газ через электромагнитный клапан поступает в двухступенчатый редуктор низкого давления (типа ВАЗ-АК9) и затем через карбюратор-смеситель — в двигатель. Контроль за работой редуктора низкого давления осуществляется с помощью манометра, установленного в кабине водителя, этот манометр показывает давление на выходе I ступени редуктора низкого давления, которое должно составлять у автомобилей ЗИЛ — 0,2 +002 МПа (2+0’2, кгс/см2), ГАЗ — 0,18+0’02 ,МПа (1,8+0,2,кгс/см2). Для контроля за давлением газа в баллонах и для определения количества заправленного в них газа (по разности начального и конечного давления) на одном из баллонов установлен манометр высокого давления 10. В дальнейшем предполагается вместо механического манометра использовать дистанционный, датчик которого находится в магистрали высокого давления, а показывающий прибор — в кабине водителя. При движении из баллонов в двигатель газ подвергается очистке, проходя через металлокерамический фильтр на входе в редуктор высокого давления, войлочный фильтр на входе в электромагнитный клапан и сетчатый фильтр на входе в редуктор низкого давления. Такая тщательная очистка обусловлена высокими требованиями к точности и надежности работы редуцирующих клапанов газовых редукторов.
Газобаллонные автомобили, работающие на СПГ, помимо газовой системы питания имеют еще и бензиновую, обеспечивающую нормальную работу двигателя на жидком топливе. Перевод двигателя на бензин осуществляется с помощью тумблера, расположенного в кабине и управляющего работой электромагнитных клапанов. В остальном бензиновая система питания ГБА, работающих на СПГ, аналогична системе питания базовых моделей, эксплуатируемых на бензине. Расположение и крепление газовой аппаратуры на двигателе ЭИЛ-138А показано на рис. 2.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и принцип действия газобаллонной установки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы