В ведущих мостах вращение от валов коробки передач, расположенных вдоль трактора, передается к поперечно расположенным полуосям ведущих колес.
Устройство ведущих мостов. Ведущий мост гусеничного трактора состоит из корпуса и двух независимых главных передач. Главные передачи унифицированы между собой, каждая из них включает в себя корпус и пару спирально-конических шестерен. Корпуса главных передач закреплены штифтами и шпильками на корпусе ведущего моста. Корпус моста, прикрепленный к раме бугельными зажимами, служит задней связью рамы. Правильное расположение моста относительно рамы обеспечивается шпонками, через которые рама воспринимает реактивный момент от корпуса ведущего моста. К корпусу моста приварен кронштейн, на котором установлен редуктор вала отбора мощности.
Внутри корпуса моста находятся ведущая и ведомая шестерни главной передачи. Ведущая шестерня изготовлена заодно с валом, который опирается на два конических роликовых подшипника, установленных в стакане. Стакан находится в корпусе главной передачи и прикреплен к нему болтами, ввернутыми в фланец стакана. В резьбовые отверстия фпанца стакана ввернуты болты-съемники, используемые для выпрессовки стакана. Под фланцем стакана расположены прокладки, необходимые для перемещения ведущей шестерни при регулировке ее нормального зацеппения с ведомой шестерней. Прокладки под внутренней обоймой переднего подшипника используются для регулировки зазоров в подшипниках. На шлицевый конец вала ведущей шестерни надет фланец, присоединяемый к вилке карданного вала.
Ведомая шестерня представляет собой зубчатый венец со ступицей, соединенные между собой болтами. На ступице нарезаны шлицы, в которые входит шлицевый конец полуоси. Ступица опирается на два конических роликовых подшипника, наружные обоймы которых вставлены в расточки корпуса главной передачи. На внешних поверхностях расточек сделана резьба. В резьбу ввернуты гайки, необходимые для регулировки зазоров в конических подшипниках и между зубьями конических шестерен. От произвольного вращения гайки удерживаются стопорными пластинами.
Детали главной передачи смазывают трансмиссионным автотракторным маслом. Его заправляют через горловину, расположенную в верхней части корпуса, до уровня контрольного отверстия, закрываемого пробкой. Загрязненное масло сливают из отверстия с магнитной пробкой. Атмосферное давление внутри корпуса главной передачи поддерживается благодаря сапуну. В крышках главных передач установлены войлочные и каркасные сальники, удерживающие масло в корпусе.
На колесных тракторах установлено два ведущих моста: передний и задний, различающиеся только конструкцией корпусов. Каждый ведущий мост состоит из корпуса, главной передачи и дифференциала. Главные передачи переднего и заднего мостов взаимозаменяемы. В главную передачу входит пара спирально-конических шестерен. Узел ведущей шестерни подобен этому же узлу гусеничного трактора. Ведомая шестерня закреплена болтами на фланце корпуса дифференциала.
Дифференциал, обеспечивающий различную скорость вращения колес во время поворота трактора и при движении его по неровной дороге, передает крутящий момент от главной передачи на ведущие колеса. Он состоит из корпуса, четырех сателлитов и двух полуосевых конических шестерен. Корпус дифференциала представляет собой две половины, стянутые болтами и опирающиеся на конические подшипники, установленные в гнезда корпуса главной передачи. С наружной стороны в гнезда ввернуты гайки, которыми регулируют зазоры в конических подшипниках и между зубьями шестерен главной передачи. Дифференциал не нужно регулировать во время эксплуатации.
Между корпусом дифференциала и его коническими шестернями установлены упорные шайбы, которые воспринимают осевые усилия от шестерен.
Полуосевые шестерни внутренними шлицами соединены с полуосями ведущих колес трактора и находятся в постоянном зацеплении с сателлитами.
Во время движения трактора вращение шестерен главной передачи передается корпусу дифференциала, с которым вращаются пальцы вместе с сателлитами. При прямолинейном движении трактора по ровному месту, когда колеса трактора вращаются с одинаковой скоростью, полуосевые шестерни вращаются с одинаковой частотой вращения, испытывая одно и то же давление от зубьев сателлитов. На повороте вращение колеса, расположенного ближе к центру поворота, и соединенной с ним полуосевой шестерни замедляется. Вращаясь вместе с корпусом и одновременно вокруг своих пальцев, зубья сателлитов упираются в зубья замедлившей вращение полуосевой шестерни и сообщают дополнительную скорость другой полуосевой шестерне.
Сверху к корпусу переднего моста с двух сторон приварены накладки, к которым крепятся рессоры. На корпусе заднего моста имеются планки-указатели установки моста. На корпусах обоих мостов имеются заливное, контрольное и сливное отверстия с пробками. Оба моста снабжены сапунами.
Вращающиеся детали ведущих мостов смазывают трансмиссионным автотракторным маслом.
Техническое обслуживание ведущих мостов. Во время эксплуатации трактора необходимо следить за надежностью креплений корпусов ведущих мостов, своевременно доливать и менять масло, а при необходимости регулировать зазор в конических подшипниках ведущих шестерен.
Через 240 ч работы очищают от грязи и пыли сапуны и промывают их в дизельном топливе, проверяют уровень масла в корпусах ведущих мостов.
Через 960 ч работы заменяют отработавшее масло (его сливают в конце смены). Перед заправкой корпуса ведущих мостов промывают дизельным топливом (на ходу трактора в течение 5 мин). Затем проверяют осевые перемещения ведущих шестерен главных передач, регулируют зазор в конических подшипниках ведущих шестерен.
Зазор между зубьями конических шестерен главной передачи в процессе эксплуатации не регулируют. Комплект шестерен подобран по отпечатку зубьев, его номер нанесен на задней конической поверхности ведомой шестерни и на торце вала ведущей шестерни. Боковой зазор между зубьями конических шестерен и зазор в подшипниках дифференциала регулируют только при сборке или замене деталей. Нарушать комплектность приработанных конических шестерен нельзя.
Регулировка зазоров в конических подшипниках и между зубьями шестерен главной передачи. Зазор в подшипниках главной передачи определяют индикатором или визуально путем осевого и радиального покачивания вала ведущей шестерни за фланец кардана. Свободное перемещение ведущей шестерни в подшипниках свидетельствует о необходимости их регулировки.
Для регулировки конических подшипников ведущей шестерни отъединяют конец карданного вала, вывертывают болты крепления стакана подшипников и, пользуясь болтами-съемниками, вынимают стакан. Зажав фланец стакана и расшплин-товав гайку хвостовика, отвертывают ее и снимают фланец, крышку корпуса с сальниками, маслоотгонное кольцо и наружный подшипник с внутренним кольцом.
Затем подбирают набор регулировочных прокладок, собирают стакан в обратном порядке, не устанавливая крышку, и затягивают гайку до отказа; одна из ее прорезей должна совпасть с отверстием для шплинта. Зазор в подшипниках регулируют так, чтобы момент сопротивления вращению ведущей шестерни (без сальников) был 6—14 кгс-см (измеряют динамометрическим ключом или ручными пружинными весами). Затем на торцы гайки и вала наносят метки, отвертывают гайку, ставят на место крышку и затягивают гайку до положения, отмеченного метками, устанавливают на место стакан подшипников и закрепляют его на корпусе ведущего моста.
После регулировки зазора в подшипниках ведущей шестерни проверяют зазор А, который должен быть равен 189 + 0,1 мм, регулируют его, изменяя количество прокладок под фланцем стакана подшипников.
Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) и между зубьями шестерен главной передачи регулируют одновременно. Вначале сливают масло из корпуса ведущего моста, у колесного трактора сливают масло из корпусов колесных редукторов и вынимают солнечные шестерни с полуосями. При необходимости регулируют зазоры в подшипниках ведущей шестерни и устанавливают ее, выдержав требуемый зазор А. Для регулировки зазора в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) и зацепления конических шестерен освобождают стопорные пластины, завертывают регулировочную гайку до отказа (ведомая шестерня не проворачивается). Затем отвертывают эту же регулировочную гайку на 6—8 стопорящих выступов у трактора Т-150 или на 2—4 выступа у Т-150К. Потом завертывают регулировочную гайку до отказа и отвертывают ее на 2—3 стопорящих выступа у трактора Т-150 или на 1—1,5 выступа у трактора Т-150К. Далее стопорят регулировочные гайки пластинами, затягивают и шплинтуют гайки крышек подшипников.
Нормальный боковой зазор между зубьями шестерен должен быть 0,17—0,47 мм для новой пары и 0,3—0,5 мм —для приработанных шестерен. Если зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) нормальный, а зазор между зубьями шестерен необходимо изменить, ослабляют гайки крышек подшипников, освобождают стопорную шайбу, отпускают регулировочную гайку на стопорящий выступ с одной стороны и подтягивают на столько же регулировочную гайку с другой стороны. После чего гайки крышек подшипников затягивают до отказа и шплинтуют.
У отрегулированных шестерен проверяют контакт по отпечатку на рабочей стороне зубьев, покрыв зубья ведомой шестерни тонким слоем краски. Отпечаток краски на вогнутой стороне зубьев ведущей шестерни (при переднем ходе трактора) и выпуклой ее стороне (при заданном ходе трактора) должен занимать 50% длины зуба и не находить на кромки зубьев.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ведущие мосты трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы