Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Вентиляция, отопление, изоляция кузова автомобиля

Читать далее:




Вентиляция, отопление, изоляция кузова автомобиля

Вентиляция кузова автомобиля осуществляется через клапаны передней части кузова, снабженные сетками, сточными желобами и фильтрами для улавливания пыли, влаги и т. д., форточками, описанными в предыдущей главе, и особыми устройствами, комбинированными с системой отопления.

Рис. 1. Клапан передка ЗИС-110:
1 — клапан; 2 — сетка; 3 — сточная трубка; 4 — петля; 5 — изоляция панели передка.

Простейшим прибором вентиляции кузова является клапан, устанавливаемый перед ветровым окном или по бокам передней стенки кузова и предназначенный для проветривания лишь наиболее нагреваемой двигателем части пассажирского помещения. Клапаны установлены на всех отечественных автомобилях за исключением «Москвича». В ранних конструкциях они являлись единственным прибором для вентиляции. Недостатком клапана является ограниченность его действия и распространение по кузову пыли, поднимаемой с пола потоком воздуха, поступающим через клапан.

Рис. 2. Схема действия бессквозняковой вентиляции.

Более совершенная вентиляция обеспечивается бессквозняковой системой. Боковое окно делится на две части, причем одна (форточка) поворачивается на шарнирах вокруг вертикальной оси, а другая опускается обычным порядком. Поворот первой части окна (форточки) вызывает круговую циркуляцию воздуха вокруг нее и обеспечивает поступление в кузов свежего воздуха снаружи и выход воздуха изнутри кузова. Незначительные завихрения носят местный характер, благодаря чему в кузове не создается сквозняка. Открывание передних форточек под небольшим углом предотвращает

Такая система в сочетании с клапанами передка применяется на большинстве кузовов отечественных легковых автомобилей и в кабинах грузовиков.

В новейших системах вентиляции воздух, поступающий в кузов автомобиля, пропускается через регулируемый радиатор отопления и далее через патрубки обогревателя ветрового окна или через щели возле боковины кузова вдоль ее стенок. Воздух рассеивается и обдувает все внутреннее помещение кузова.

К обогревателю воздух подводится через клапан или через отверстия в передних брызговиках по трубам (диаметром около 100 мм), положенным в передке кузова.или под полом.

При движении автомобиля на небольших скоростях воздух прогоняется вентилятором, который выключается при скорости свыше 50 км/час. Перед поступлением в обогреватель воздух очищается от пыли в проволочном фильтре, а от крупных капель влаги ребрами-отражателями. Водяной обогреватель, соединенный с системой охлаждения двигателя, располагается под щитом приборов (ГАЗ М-20), под сиденьем или в перегородке кузова (ЗИС-110). В первом случае нагретый воздух направляется через патрубки обогревателя окна и вниз или вдоль стенок кузова; направление потока регулируется створками обогревателя; во втором случае поток рассеивается, наталкиваясь на нижнюю поверхность сиденья (рис. 256 и 257), Воздух из кузова выходит через неплотности дверных и оконных проемов; обратное его движение через эти неплотности исключается ввиду несколько повышенного давления в кузове. Скорость прохождения воды и воздуха через обогреватель регулируется в некоторых конструкциях автоматически при помощи термостатов; в теплую погоду отопление выключается, и система действует только как вентиляционная.

Рис. 3. Схема современной вентиляционнс«отопительной установки.

Рис. 4. Отопление и обогрев ветрового окна ГАЗ M-20:j
1 — рукоятка клапана; 2 — рукоятка реостата электродвигателя обогревателя ветрового окна; 3 — радиатор отопителя; 4 — воздушный фильтр отопителя; й — воздухопровод обогревателя ветрового окна; 6 — крышка клапана; 7 — кран для регулирования подачи горячей воды к радиатору отопителя; 8 и 9 — трубопроводы, соединяющие радиатор отопителя с системой охлаждения двигателя; 10 — электродвигатель обогревателя ветрового окна; 11 — вентилятор обогревателя ветрового окна; 12 — кожух радиатора отопителя.

Объединенная система отопления-вентиляции не исключает вентиляции, действующей через форточки, однако значение этой системы вентиляции уменьшается, так как новая объединенная система обеспечивает в кузове автомобиля достаточный обмен воздуха и соответствующую температуру.

До появления водяных отопительных систем в автомобилях было распространено отопление с использованием тепла отработавших газов. Для этого выпускной трубопровод от двигателя заключался в кожух, и нагретый воздух из кожуха подавался в кузов. Однако стенки трубопровода от коррозии, усталости, тепловых напряжений и повышенного давления постепенно становились газопроницаемыми, и в кузов попадало до 12% весьма опасного для жизни человека угарного газа. Поэтому системы отопления отработавшими газами, даже усовершенствованные в последнее время, не получили дальнейшего распространения.

Конструирование приборов отопления и вентиляции не входит в задачи конструкторов кузовов, однако в конструкции корпуса кузова должны быть каналы для вентиляции и места крепления для приборов.

В автобусных кузовах нередко применяется вытяжная система вентиляции. Свежий воздух подводится и выходит через окна, щели в передней стенке или при открывании дверей. В последнее время все чаще встречаются более сложные вентиляционные системы.

Наиболее распространена система, при которой свежий воздух проникает через щели и фильтр около ветрового окна в коробку между внутренней и наружной обшивками кузова автобуса (ЗИС-154); из этой коробки воздух высасывается вентилятором и через ряд отверстий на потолке или в боковинах корпуса прогоняется в кузов. Вытяжные отдушины расположены в передней части крыши, и воздух, прежде чем выйти, должен пройти через весь кузов.

В автобусах, так же как и в легковых автомобилях, наиболее распространено отопление кузова водой из системы охлаждения двигателя. Нагретый воздух прогоняется мимо трубок радиатора отопления электрическим вентилятором. Однако практика показала, что при больших размерах автобусного кузова в условиях суровой зимы требуется очень надежная система отопления. Длинные трубопроводы и значительная емкость системы приводят к переохлаждению двигателя, а обеспечение работы вентиляторов требует много электроэнергии. Поэтому в последние годы на больших автобусах начали устанавливать независимую от двигателя систему отопления, подогреваемую керосиновой горелкой.

Рис. 5. Схема установки для кондиционирования воздуха в автобусе:
1 — силовая установка; 2 — компрессор; 3 — конденсатор; 4 — резервуар; 5 — фильтр; 6 — охладитель; 7 — увлажнитель; 8 — вентилятор.

Устройства для кондиционирования воздуха (т. е. не только для вентиляции и отопления, но и для охлаждения и регулирования влажности воздуха) применяются пока только в автобусах для междугородных сообщений, где двери открываются редко и летом обычно очень душно, а зимой холодно и где пассажир проводит несколько часов без перерыва. Система кондиционирования воздуха применяется также в некоторых легковых автомобилях высшего класса.

Описанная система действует эффективно лишь при полной изоляции кузова от наружного воздуха и требует плотного закрытия окон и непроницаемости кузова.

В начале процесса кондиционирования происходит очистка воздуха от пыли, что достигается установкой возле всасывающих отверстий фильтров или центробежных воздухоочистителей. В фильтрах частицы пыли оседают на каплях тяжелой вязкой жидкости. Фильтр легко может засориться и требует тщательного ухода, поэтому чаще используют центробежный воздухоочиститель, в котором частицы пыли разгоняются в стороны и осаждаются в специальном сборнике.

При дальнейшем движении воздух проходит мимо охлаждающего или нагревающего радиатора и через увлажнительную или осушающую сетку. Для увлажнения воздуха до нормальной степени влажности в поток его впрыскиваются мельчайшие водяные капли (туман), а для осушения его часть водяных паров, содержащихся в воздухе, впитывается специальными пористыми прокладками. После этого воздух прогоняется вентилятором в кузов, обходит его и выходит наружу через выпускные отдушины. Все устройство действует автоматически. Степень охлаждения или нагрева регулируется термостатами, а степень влажности — гигроскопическим прибором. Водителю достаточно лишь нажать одну или две из кнопок с надписями «Включено», «Выключено», «Цикл охлаждения», «Цикл подогрева». При подогреве в кузове поддерживается комнатная температура, при охлаждении — температура ниже наружной на 7—12°. Охлаждение воздуха достигается при помощи механической холодильной установки, которая состоит из радиатора (рефрижератора) со змеевиком от бака со сжиженным аммиаком, пропаном или фреоном. Сжиженный газ, проходя через змеевик, испаряется и отнимает от воздуха часть тепла; далее пары попадают в компрессор, а затем в конденсатор и снова превращаются в жидкость.

В некоторых системах компрессор приводится в действие от двигателя автомобиля или от электродвигателя, питаемого аккумуляторной батареей, в других системах устройство для кондиционирования воздуха сделано совершенно независимым от силовой установки автомобиля, с самостоятельным приводом от маленького бензинового двигателя. Этим исключается перегрузка двигателя автомобиля и аккумуляторной батареи, а также становится возможным кондиционирование воздуха и при неработающем двигателе. Производительность установок 15—20 м3/мин воздуха, причем до 75,% воздуха берется из кузова и совершает кругооборот, проходя через фильтр, а остальная часть поступает снаружи. Недостатком установки для кондиционирования воздуха является ее большой вес, составляющий до 500 кг.

Кузовы современных автомобилей должны быть защищены от проникновения пыли, влаги, тепла и холода. Теплоизоляция кузова одновременно является звукоизоляцией. Теплоизоляция интенсивно обогреваемой солнечными лучами крыши кузова, в особенности металлической, а также передней части кузова, нагреваемой двигателем и выпускным трубопроводом, должна быть особенно надежной.

Для изоляции кузова от шума, тепла и холода служат, помимо резиновых уплотнителей дверных и оконных проемов, различные материалы, накладываемые на внутреннюю поверхность корпуса кузова (между облицовкой и внутренней обивкой).

Материалами для изоляции автомобильных кузовов служат:
а) на передней стенке кузова — теплоизоляционный картон с гладкой поверхностью, отражающей звуки;
б) на дверях и боковинах — войлок и картон;
в) на крыше — теплоизоляционный картон;
г) на полу — бобриковые и резиновые ковры, около выпускного трубопровода — асбест.

Число отверстий в щите передней стенки должно быть предельно уменьшено. Крепление изоляционных материалов к корпусу осуществляется чаще всего приклейкой асфальтовой или синтетической пастой, которая также является изоляцией и может быть нанесена слоями различной толщины.

Рис. 6. Тепловая и звуковая изоляция современного кузова (расположение изоляционных материалов):
а — войлок; б — асфальтовая эмульсия; в — асфальтовая эмульсия, войлок и коврик; г — асфальтовая эмульсия и прессованный картон; д — теплоизоляционный картон; е — фибра, картон и фибра; ж — асфальтовая эмульсия, войлок и резина; з — асфальт, древесная композиция, войлок, резина и коврик; и — асфальт, древесная композиция с двух сторон, войлок, резина и коврик.

В кузовах автомобилей высшего класса применяются более дорогие изоляционные материалы сложного состава.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вентиляция, отопление, изоляция кузова автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства