Внутреннему оформлению кузова, так же как и внешнему виду автомобиля, уделяется при конструировании большое внимание. Детали внутреннего оформления и отделки составляют обивка, раскладки, ручки с розетками и поручни, ковры, щит приборов, прикуриватели и пепельницы, противосолнечные козырьки и зеркала.
Многие из деталей внутреннего оформления входят в узлы корпуса кузова, дверей, сидений, и для их установки должны быть отведены места и разработаны способы крепления. Поэтому еще до разработки конструкции всего кузова необходимо иметь эскизы его внутреннего вида, именно виды сбоку на переднее и заднее отделения кузова с показом обивки сидений, дверей, потолка, ковров, расположения дверной арматуры, оконных раскладок, поручней; вид на рулевое колесо и щит приборов; отдельные изображения ручек, пепельниц, зеркал. Эти рисунки в красках выполняются художником. Конструктор должен претворить замысел художника в законченную конструкцию, требующую нередко большой изобретательности в выборе материале®, способов незаметного крепления деталей и т. д. Общая для художника и конструктора задача — сочетание цветов и рисунка поверхности (фактуры) отделочных и обивочных материалов.
Обивка кузова легкового и кабины грузового автомобилей состоит из следующих частей (кроме обивки сидений): обйвки потолка, дверей, боковых щитков, передней стенки, обивки центральных стоек и задней части боковины. Выкроенная и сшитая обивка потолка легкового автомобиля закрепляется в кузове так: к рамам ветрового и заднего окон шурупами по металлу крепятся полосы прессованного картона, обивка (чаще всего сукно) прибивается к ним гвоздями, а затем зажимается оконными раскладками. Поперек обивки (в местах, соответствующих гнездам в боковинах кузова) с внутренней стороны подшиваются сложенные вдвое полоски ткани, образующие чехлы для продевания прутков крепления обивки. Прутки вставляются в гнезда в брусьях боковин кузова. В эти же брусья закладываются планки из прессованного картона или дерева для прибивки боковых краев обивки. Прибивка производится гвоздями, заранее заложенными в прошву, под которую подкладывается также кант уплотнения дверного проема. Кант состоит из резинового шнура и чехла из дерматина или прочной плетеной ткани. В кабинах грузовых автомобилей обивка чаще всего заменяется листами тонкого, плотного тисненного или оклеенного дерматином картона, закрепленного на корпусе кузова винтами с помощью металлических, реже деревянных штабиков или хромированных облицовочных шайб. Задняя часть такой обивки крыши иногда вводится в паз резиновой окладки окна или зажимается раскладкой, так же как и передний край. Обивка центральной стойки наклеивается на полосу картона и вместе с кантом уплотнения проема двери прибивается к планкам из дерева или прессованного картона, зажатым в пазах стойки высеченными из материала стойки лапками. Обивка двери также наклеивается на картон, причем в нижней части сукно заменяется дерматином, кожей или ковриком во избежание порчи сукна обувью пассажиров. Стык сукна обивки и коврика перекрывается металлической накладкой или прошвой. Обивка загибается вокруг кра.ев картона, а иногда обшивается по контуру полоской дерматина или кожи. Собранная с картоном обивка закрепляется на корпусе двери проволочными кнопками или шурупами по металлу, продеваемыми в облицовочные шайбы. Верхняя часть обивки зажимается раскладкой окна двери. В картоне и обивке в местах установки ручек двери и стеклоподъемников прорезаются отверстия, закрываемые при монтаже ручек розетками. Таким же способом прикрепляется обивка на боковых щитках передней стенки и на задней части боковины.
При деревянном каркасе кузова крепление обивки производится гвоздями.
Рис. 1. Крепление обивки:
а — над ветровым окном: б —над дверями; в —в кабине с помощью Щтабика; г—с по мощью резинового уплотнителя заднего окна кабины; д — на центральной стойке; е — с прошвой; ж — с кнопками; з — с облицовочной шайбой.
Рис. 2. Различные щиты приборов.
Обивка автобусов выполняется обычно из металла или прессованного картона. В первом случае внутренние металлические панели являются несущими частями корпуса, во втором — закрепляются винтами или шурупами по металлу. В некоторых конструкциях одна сторона картонных панелей заключается в пазы подоконного бруса корпуса (например у ЗИС-154).
Дверные и оконные ручки должны иметь форму, удобную для захвата, концы их должны быть загнуты к поверхности обивки во избежание порчи одежды пассажиров. В некоторых современных автомобилях применяются кнопочные механизмы открывания окон с гидравлическими или электрическими стеклоподъемниками (ЗИС-110).
Щиты приборов автомобилей ранних выпусков были простейшей формы: в панель передка в средней части ее вставлялись круглые приборы с мелкими знаками на циферблатах. Приборы освещались снаружи (ГАЗ-А, ГАЗ-АА). С увеличением числа приборов пользование ими во время езды оказывалось затруднительным не только вследствие их изобилия и малого размера, но и потому, что наружное освещение отражалось на стеклах и ободках приборов. Поэтому приборы были перемещены влево, под рулевое колесо, размеры главных приборов увеличены (указатель скорости), а второстепенные приборы сгруппированы в так называемые комбинации приборов. Знаки на циферблатах стали делать крупными и четкими. Было введено освещение приборов изнутри (из-под щита), а чтобы спицы рулевого колеса не загораживали приборов, число их сократилось с четырех до трех, а затем и до двух.
Для контроля показаний приборов применяют специальное освещение. Так, на автомобилях ЗИС-110 освещение циферблата спидометра по мере увеличения скорости меняет цвет: на скорости до 40 км)час циферблат освещен зеленым светом, на скоростях 40—60 км!час — белым, а на более высоких скоростях — оранжевым; устанавливают также сигнальные лампы различного цвета, показывающие перегрев двигателя, разрядку аккумуляторной батареи, действие тормозов и указателей направления поворота.
Пластмассы все больше применяются для деталей оборудования кузова автомобиля, для его оформления и отделки. В моделях автомобилей ранних выпусков применение пластмассы ограничивалось кнопками; позднее появились пепельницы, раскладки окон и др. В настоящее время из пластмассы выполняются кнопки, закуриватели, щит приборов, стекла и корпусы приборов, корпус радиоприемника и некоторые его детали, стекла плафонов, детали дверных замков, детали дверных и оконных ручек, раскладки, пепельницы, обивка сидений, прослойка стекла, кронштейны поручней, детали дверных буферов и фиксаторов, рулевое колесо, горловина бензобака, накладки педалей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Внутреннее оформление и обивка кузова"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы