Несмотря на применение снегозащитных устройств, химических средств и тепловых установок для плавления снега, при обильных снегопадах и интенсивных метелях невозможно содержать дороги и другие транспортные площади в необходимом эксплуатационном состоянии без механических средств очистки покрытий от снега.
В ГДР имеется около 105 000 км дорог и автомагистралей, с которых должен удаляться снег. Стоимость снегоочистки весьма высока: она составляет около 25 % всех расходов службы зимнего содержания дорог.
Покрытия дорог должны полностью очищаться от снега и льда. Допускается оставлять только незначительное количество снега на второстепенных дорогах с низшими или переходными типами покрытий. Снегоочистку необходимо производить своевременно, так как при несвоевременном удалении снега он может быть уплотнен под действием автомобильного движения. Образующийся снежно-ледяной накат приходится удалять со значительно большим трудом и затратами.
Для очистки дорог от снега применяют два основных вида снегоочистительных машин: а) машины сдвигающего действия — плужные снегоочистители; б) машины отбрасывающего действия — роторные снегоочистители.
Наиболее быстро и с наименьшими затратами снег с дороги можно удалить плужными снегоочистителями. Различают навесные и прицепные плужные снегоочистители. Современная служба зимнего содержания дорог применяет преимущественно навесные плужные снегоочистители. Плуги такого типа, навешиваемые спереди машины-тягача, укрепляют так, что они при транспортировке могут подниматься. Прицепные плужные снегоочистители используются только для второстепенных целей: ими убирается снег лишь незначительной высоты, так как машина-тягач должна двигаться по неочищенной от снега проезжей части.
Плужные снегоочистители выпускают различных размеров, причем ширину захвата плугов в основном устанавливают в зависимости от ширины имеющихся в распоряжении машин-тягачей. Отвал должен быть минимум на 40 см шире габарита машины-тягача, чтобы ее колеса на кривых двигались по очищенной от снега проезжей части. Для тяжелых машин-тягачей максимальная ширина, согласно техническим правилам дорожного движения в ГДР, может быть 2,5 м. Навешиваемые на них плуги, таким образом, должны иметь ширину не менее 2,9 м. Более широкие плуги обычно не применяют, так как с ростом ширины увеличивается собственный вес, растет потребное тяговое усилие, уменьшается маневренность снегоуборочных машин. Толщина слоя снега, который можно убирать с помощью снегоочистителя, зависит от силы тяги маши-ны-тягача, а также от конструкции корпуса плуга. Навесными двухотвальными плужными снегоочистителями убирают обычно слои снега большей толщины, чем соответствующими одноотвальными плужными снегоочистителями. Двухотвальные плужные снегоочистители в зависимости от размера отвала и свойств снега целесообразно применять при толщине слоя снега от 50 до 100 см. При использовании одноотвальных снегоочистителей максимальная толщина убираемого слоя снега находится в пределах 20—40 см. Рабочая скорость современных навесных плужных снегоочистителей составляет до 40 км/ч.
При большой ширине полосы снегоочистки, например на автомагистралях, к навесным плужным снегоочистителям подсоединяют боковое крыло уширения с гидравлическим подъемным устройством. Боковое крыло уширения можно применять также для устранения снежных валов, образующихся при патрульной снегоочистке дорог. Это, однако, возможно только там, где на полотне дороги нет ни деревьев, ни столбов, которые препятствуют такой снегоочистке.
Для патрульной снегоочистки в основном применяют поворотные одноотвальные плужные снегоочистители; они экономичнее, чем двухотвальные. Одноотвальные плужные снегоочистители, в отличие от двухотвальных, при соответствующей высоте слоя все время могут работать полной шириной плуга. Двухотвальные снегоочистители только при первом проходе могут расчищать дорогу на полную ширину плуга. При последующих проходах двухотвальный снегоочиститель работает только одной стороной плуга.
Рис. 20. Схематическое изображение предохранительных устройств плужных снегоочистителей;
а — установка срезного штифта на предохранительном устройстве откидного отвала; б — установка срезного штифта на предохранительном устройстве откидного ножа отвала; в — предохранительное устройство в виде подпружиненного ножа; г — пружинное предохранительное устройство откидного отвала; д — тросовое предохранительное устройство; е — пружинное предохранительное устройство для ножа с малым углом резания (атаки)
Комбинированные плужные снегоочистители, которые в зависимости от условий могут быть использованы как двухотвальные или одноотвальные, изготовляют пока еще очень редко; для них не удается создать отвал оптимальной формы. Одноотвальные плужные снегоочистители используются для полной очистки дороги от снега (до поверхности покрытия), и вследствие этого они работают в условиях повышенной опасности (возможен наезд на препятствия, крышки коллекторов и др.). Такие снегоочистители обязательно оборудуются предохранительными устройствами. Для удаления рыхлого снега (а эта задача становится особенно актуальной при химическом способе борьбы с гололедом и зимней скользкостью на дорогах) оправдало себя применение вместо металлических ножей специальных ножей из резины или синтетического материала. Благодаря применению особо износостойких материалов достигается долговечность, в некоторых случаях более высокая, чем у износостойких сортов стали.
Имеются также навесные плужные снегоочистители, у которых плужный отвал опирается на проезжую часть дороги через опорные колеса, которые при подъеме плуга поднимаются вместе с ним (рис.22). Благодаря этому кромка ножа из синтетического материала получает только незначительное усилие прижима к поверхности покрытия, и тем самым достигается повышенный срок службы отвалов. При уборке плотных слоев снега ножи из упругих материалов не устанавливают, так как они не обладают срезывающим действием, и плуги «всплывают» над слоем снега. Поэтому при уборке плотного снега пользуются сменными металлическими ножами.
Для предупреждения попадания удаляемого снега на стекла кабины водителя при снегоочистке с большой скоростью на плугах сверху устанавливают отражательные щитки.
Рис. 21. Пружинные предохранители одноотвального плуга
Установка плуга в рабочем и транспортном положении (подъем и опускание плуга) в настоящее время осуществляется исключительно из кабины водителя. У всех больших плугов применяются пневматические и гидравлические подъемные устройства с приводом от транспортной машины. Имеются плужные снегоочистители, у которых поворот плуга в плане осуществляется гидравлически.
Однако это удорожает конструкцию и необходимые для этого затраты оправдываются только там, где из-за местных условий приходится часто менять угол установки плуга в плане.
Электрогидравлическое подъемное устройство показано на рис. 24. Масляный бак, мотор, насос и распределительное устройство объединены в одном блоке и установлены в кабине водителя или непосредственно на подъемном цилиндре.
При использовании такого агрегата отпадает потребность в монтаже дополнительного оборудования на машине. Такие агрегаты применяются чаще всего на малых снегоочистителях.
Для навешивания плужного снегоочистителя в большинстве европейских стран используется установочная плита (унифицированная нормированная стальная плита). К этой плите привинчивают различные типы плужных снегоочистителей.
Новыми являются так называемые устройства быстрой навески плуга, у которых плита машины и плита плуга соединяются вместе при помощи быстродействующего затвора. Это делается после того, как плита плуга посредством заранее соединенного подъемного устройства установлена на необходимую высоту навески.
Рис. 22. Подвеска навесного плуга снегоочистителя с опорным колесом
Рис. 23. Одноотвальный снегоочиститель с отражательным щитком
Рис. 24. Навесной одноотвальный плуг с электрогидравлическим механизмом подъема
Роторные снегоочистители значительно сложнее и дороже плужных. Однако они необходимы для некоторых видов снегоочистительных работ.
Боковые валы, образующиеся при расчистке снега плужными снегоочистителями, являются причиной появления снежных заносов на проезжей части дороги. Поэтому при сильных снегопадах необходимо, убирая снег с дороги, удалить его за пределы дорожного полотна, по возможности широко распределив на некотором расстоянии от бровки дороги. Это можно сделать только роторными снегоочистителями. Под термином «роторные снегоочистители» понимают снегоочистительные машины, у которых транспортировка (выброс) снега происходит не как у плужного снегоочистителя только благодаря его движению вперед, а с использованием вращающегося рабочего органа. Дальность выброса снега у роторных снегоочистителей зависит от конструкции и числа оборотов ротора и колеблется между 5 и 30 м.
Рис. 25. Навесной одноотвальный плужный снегоочиститель с устройством для быстрой навески плуга
Рис. 26. Схематическое изображение рабочих органов снегоочистителей :
а — фрезерный; б — роторный; в — шнеко-роторный; г — фрезерно-роториый
Рис. 27. Фрезерный снегоочиститель
Рис. 28. Рабочий орган роторного снегоочистителя с режущими лопастями
Рис. 29. Фрезерно-роторный снегоочиститель
Рис. 30. Шнеко-роторный снегоочиститель
Рис. 31. Малогабаритный снегоочиститель с ручным управлением
На рис. 27—31 показаны снегоочистители отбрасывающего действия с различными типами рабочих органов. Фрезерные снегоочистители особенно хороши для уборки твердого и обледеневшего снега. Однако производительность и дальность выброса у них меньше, чем у роторных снегоочистителей.
Роторные снегоочистители с режущими лопастями имеют высокую производительность при мягком снеге, но для разработки плотного смерзшегося снега такой рабочий орган непригоден.
Машины с комбинированными рабочими органами — шнеко-роторный снегоочиститель, фрезерно-роторный — могут применяться при всех видах снега и имеют большую дальность выброса. Но они сравнительно дороги.
Все типы снегоочистительных машин выпускаются различных модификаций. Большие машины мощностью до 300 и более лошадиных сил (иногда их делают на гусеничном ходу) применяются для очистки перевалов от снега и для снегоуборочных работ на аэродромах. При небольших объемах работ, когда снегоочистители большой мощности и производительности, применять нецелесообразно, используются обычно маленькие и средние снегоуборочные машины с мощностью привода от 30 до 150 л. е., которые частично устанавливаются или навешиваются на имеющиеся машины-тягачи. Эти машины должны быть оборудованы понижающей передачей для снижения рабочей скорости.
Для удешевления снегоуборочных работ все больше и больше переходят к навесным машинам с приводом от вала отбора мощности. Эта тенденция проявляется особенно у созданных для удаления боковых снежных валов плужно-роторных снегоочистителей. Они в настоящее время выполняют большую часть работ, для которых раньше применялись средние и тяжелые машины.
Для уборки снега с автомобильных дорог в населенных пунктах, особенно для погрузки снега в автомобили, применяются снегоуборочные машины с ручным управлением.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды снегоочистительных машин и условия их применения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы