При капитальном ремонте машин с поверхностей деталей приходится удалять различные загрязнения и покрытия. По химическому составу они классифицируются на органические, неорганические и смешанные. К. органическим загрязнениям относятся минеральные масла, пленки лакокрасочных покрытий, пленки клеев и др. К группе неорганических относятся пыль, влага, продукты коррозии металлов, остатки перевозимых строительных материалов — бетон, цемент, известь, минеральные удобрения. К группе смешанных относятся загрязнения, образующиеся из двух указанных групп.
По физическому состоянию загрязнения могут быть твердыми, жидкими или мазеобразными.
При капитальном ремонте машин удаляют следующие виды загрязнений: углеродистые отложения на деталях двигателя; маслянистые загрязнения деталей коробок передач, задних мостов и других агрегатов; пленки лакокрасочных покрытий; продукты коррозии черных и цветных металлов; накипь в системе охлаждения двигателей; прочие неорганические загрязнения — дорожная пыль и грязь, остатки перевозимых строительных материалов и др.
Для обоснования выбора способа удаления загрязнений с поверхностей деталей машин рассмотрим их свойства и химический состав.
Углеродистые отложения — это нагары, лаковые отложения и осадки. Нагар образуется под воздействием высоких температур и представляет собой смесь продуктов полного и частичного сгорания топлива и масла. В процессе эксплуатации машины нагар, откладываясь на поверхности деталей (камерах сгорания головки блока, головках поршней, клапанных гнездах, газопроводах), нарушает тепловой режим работы двигателя, что приводит к снижению мощности, перерасходу топлива, более интенсивному износу сопрягаемых поверхностей.
Химический состав нагаров представляет собой смесь сложных высокомолекулярных соединений — асфальте-нов, карбенов, карбоидов, сажи, коксообразных веществ, смол и неорганических веществ — абразива, продуктов износа деталей двигателя и других веществ. Нагар карбюраторных двигателей, работающих иа этилированном бензине, содержит значительное количество соединений свинца.
Сцепляемость нагаров с металлом выше прочности продуктов нагара. Этим объясняется трудность механического удаления нагаров с поверхности деталей.
Как отмечалось, другим видом углеродистых отложений являются лаковые отложения.
Лаковые пленки, как и нагары, содержат масла, смолы, асфальтены и другие органические соединения, трудно растворимые в органических растворителях. Наиболее интенсивно лаки образуются на поверхностях шатунов, коленчатых валов, распредвалов, стенках блока цилиндров. Резко выражено отложение лаковых пленок на стенках алюминиевых блоков двигателя 3M3-53.
В масляных картерах двигателей на маслоприемни-ках, в масляных радиаторах, трубопроводах и фильтрах образуются осадки — мазеобразные, липкие, густые продукты старения масла. В осадок попадают все нерастворимые в масле и топливе вещества: оксикислоты, асфальтены, карбены, карбоиды, зола.
Осадки не менее вредны, чем нагары. Откладываясь в масляных радиаторах и масляных фильтрах, они уменьшают степень охлаждения масла и ухудшают его очистку. Все это в конечном итоге приводит к увеличению износа деталей двигателя. Поэтому следует регулярно очищать масляные картеры и другие детали от осадков в процессе эксплуатации.
Углеродистые отложения удаляют следующими способами: обработка в органических растворителях и щелочных составах, термическая обработка, очистка фруктовой косточкой и металлическим песком и др. Выбирая способ очистки, принимают во внимание не только степень загрязнения деталей углеродистыми отложениями, но и наличие загрязнений других видов.
Маслянистые загрязнения бывают минерального, растительного и животного происхождения. При капитальном ремонте автомобилей и тракторов обычно приходится иметь дело с минеральными загрязнениями.
Маслянистые загрязнения минерального происхождения классифицируют по следующим группам: загрязнения от маловязких масел; загрязнения от трансмиссионных масел; загрязнения солидолами и другими консистентными смазками; консервационные антикоррозийные покрытия запасных частей.
Загрязнения первой группы характерны для деталей двигателя.
Пленки лакокрасочных покрытий являются особым видом загрязнений. Они наносятся на поверхность деталей с целью защиты их от коррозии, улучшения внешнего вида изделия. Однако в период эксплуатации лакокрасочные покрытия теряют блеск, мутнеют, растрескиваются от вибраций, разрушаются под воздействием света, тепла, химических реагентов. Изменяются и противокоррозийные свойства покрытий. Поэтому в процессе эксплуатации машины подвергают подкраске несколько раз различными лакокрасочными материалами, для заделки вмятин применяют шпаклевку и эпоксидные смолы. Старые лакокрасочные покрытия предварительно удаляют с поверхности ремонтируемых деталей. Необходимость снятия старых покрытий обусловлена тем, что при сварке и пайке окрашенных поверхностей сгорающая краска отравляет воздух, в наплавленном металле образуется много дефектов, прочность его сцепления с деталью низкая.
При разработке технологии очистки деталей от пленок старой краски необходимо учитывать как химический состав покрытия, так и наличие других загрязнений, а также особенности конструкции изделия (материал, масса, габариты и др.).
Пентафталевые, глифталевые и другие синтетические эмали удаляют смывкой АФТ-1, нитроэмали — смывкой СД. Для активации в стандартные смывки СД и АФТ-1 добавляют фосфорную кислоту (15 мл на 1000 мл смывки). Такие растворители вызывают вспучивание старой краски через 1,5…2 мин. После удаления старой краски металлическими щетками с механическим или пневматическим приводом детали тщательно промывают уайт-спиритом или растворителем 646.
Чаще всего очистку деталей при ремонте машин от старой окраски сочетают с мойкой от маслянистых и неорганических загрязнений.
Продукты коррозии. Многие детали машин, поступающие в ремонт, сильно поражены коррозией, являющейся одной из основных причин разрушения металлов. При ремонте машин приходится не только защищать металлы и их сплавы от коррозии, но и очищать поверхности от продуктов коррозии. Наиболее быстро из черных металлов корродирует углеродистая сталь. Процесс значительно ускоряется во влажной и агрессивной среде.
Удаление продуктов коррозии с поверхности деталей основано на их химическом растворении и электрохимическом травлении. Самый простой способ очистки деталей от коррозии — механический (абразивными кругами, наждачной бумагой и щетками).
Накипь. На стенках рубашки охлаждения блока цилиндров, головки блока, в водяном радиаторе и насосе отлагается накипь. Она ухудшает тепловой режим двигателя (коэффициент теплопроводности накипи в 30… 50 раз меньше коэффициента теплопроводности металла). Отлагаясь на поверхностях деталей, накипь ухудшает передачу тепла от нагретых поверхностей охлаждающей воде. Удаляют накипь химическими и механическими способами.
Прочие загрязнения. Неорганические загрязнения, связанные с эксплуатацией машин (дорожная пыль и грязь, остатки строительных материалов), зависят от местных почвенно-климатических условий, типа машин, характера перевозимых грузов. Машины, занятые на перевозках и внесении минеральных удобрений, загрязнены остатками ядохимикатов. Остатки удобрений, а также гербициды для химической защиты растений являются вредными для организма человека. При качественной организации моечно-очистных работ в хозяйствах загрязнения можно значительно уменьшить.
Технологические загрязнения. В процессе ремонта машин детали подвергаются технологическим загрязнениям, поэтому перед сборкой они должны очищаться от остатков литейной земли, окалины, притирочных паст, стружки, абразива, продуктов износа при обкатке и т. д. При неудовлетворительной очистке технологические загрязнения вызывают интенсивный износ сопрягаемых пор.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды загрязнении деталей машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы