В процессе работы и хранения автомобиля его рабочие детали, механизмы и агрегаты находятся в постоянном взаимодействии с эксплуатационными материалами (смазочными маслами, топливом, охлаждающей жидкостью и др.). В зависимости от свойства этих материалов и условий их применения изменяется и характер этого взаимодействия: ускоряется или замедляется изнашивание и коррозия деталей, изменяется расход эксплуатационных материалов и производительность автомобиля.
Применяемые эксплуатационные материалы должны соответствовать конструктивным и технологическим особенностям автомобиля, его техническому состоянию и условиям эксплуатации.
Большое влияние на надежность и долговечность автомобиля оказывает качество смазочных масел, основное назначение которых — уменьшать интенсивность изнашивания деталей. Это достигается устранением непосредственного контакта трущихся поверхностей и заменой трения между поверхностями деталей трением в слое смазки.
В зависимости от толщины слоя смазки в наиболее узком месте зазора между трущимися поверхностями различают три режима смазки или трения: жидкостный, граничный, сухой.
Научной основой проектирования системы смазки машин является гидродинамическая теория смазки, разработанная проф. Н. П. Петровым (1883). Дальнейшее развитие гидродинамической теории смазки нашло свое отражение в трудах Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, О. Рейнольдса, А. Зоммер-фельда и Гюмбеля. Фундаментальные исследования по проблеме смазки машин выполнены Н. И. Мерцаловым, А. К. Дьячко-вым, А. И. Петрусевичем, А. Е. Зайцевым, В. М. Коровчинским и другими.
Влияние возмущающих факторов на работу подшипника будет исправляться автоматически (в определенных пределах).
Это положение справедливо только при условии непрерывного подвода масла к подшипнику в достаточном количестве. Разрыв масляной пленки на трущихся поверхностях и переход жидкостного трения в фазу граничного может произойти вследствие резкого увеличения нагрузки, значительного падения числа оборотов, при котором уменьшается относительная скорость, уменьшения вязкости масла в результате чрезмерного перегрева масла или разжижения его топливом, или от любого сочетания этих параметров, при котором величина соотношения становится меньше критическои.
Особенно опасный режим перегрузок, при которых одновременно с уменьшением скорости относительного перемещения трущихся пар сильно возрастает нагрузка на поверхности трения и температура смазки.
Граничное, или полужидкостное, трение будет в том случае, если толщина масляной пленки недостаточна для предупреждения непосредственного соприкосновения выступающих неровностей трущихся поверхностей. Поэтому при граничном трении неизбежно происходит изнашивание трущихся поверхностей.
При граничном трении пристенный тонкий слой смазки имеет особое фазовое состояние, вызванное молекулярно-силовым взаимодействием пленки с трущимися поверхностями. Свойства этих слоев масла значительно отличаются от свойств объемных слоев, удаленных от стенок и зависящих от природы трущихся поверхностей. Введение в обычные масла присадок, обладающих активными (полярными) группами, резко улучшает смазочную эффективность при граничном трении и уменьшает износ поверхностей. Основные закономерности граничной и адсорбционной смазки изложены в трудах В. Б. Дерягина, Ф. П. Боудена, Д. Тейбора и др.
Сухое трение происходит при непосредственном контакте трущихся поверхностей и отсутствии между ними какой-либо смазки. Но так как трущиеся поверхности деталей имеют окисные пленки, то фактически процесс трения происходит между этими пленками.
Переход жидкостного или граничного трения в фазу сухого вызывает аварийное изнашивание поверхностей деталей, протекающее с большой скоростью.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Влияние качества эксплуатационных материалов на надежность и долговечность автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы