Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Восприятие формы автомобиля

Читать далее:




Восприятие формы автомобиля

Форма движущегося тела и законы зрения. Форма тела кажется наблюдателю красивой, если при построении ее соблюдены законы зрения. Форма автомобиля вследствие его подвижности должна быть рассчитана на восприятие в течение короткого промежутка времени. Вместе с тем автомобиль может быть и в состоянии неподвижности (при стоянке), поэтому для его композиции также действительны и общие законы зрения.

Несмотря на то, что поле зрения глаза человека сравнительно велико, восприятие глазом предметов, фигур и линий больших размеров всегда сопровождается некоторым вращением глазного яблока или движением глаза. Это вызвано тем, что область резкого зрения глаза намного меньше всего поля зрения. Равномерное движение глаза, например при наблюдении прямой линии, не требует от глаза больших физических усилий. Если же в очертаниях наблюдаемого предмета или линии происходит резкое изменение (например поворот прямой под углом), то глаз преодолевает это изменение уже с некоторым усилием, так как по инерции он стремится продолжить первоначальное направление своего движения. Поэтому смягчение, сглаживание резкости перехода в очертании наблюдаемого предмета для глаза весьма желательно, так как в противном случае угол между линиями будет казаться большим, чем действительный.

При наблюдении перелома движущихся линий или формы происходит нарушение восприятия формы в целом или непроизвольное сглаживание глазом этого перелома.

Таким образом первым требованием «форме автомобиля с точки зрения законов восприятия является обеспечение плавности переходов от одной части формы к другой.

Наряду с прямыми линиями и плоскостями глаз легко воспринимает окружности, представляющие собой линии с постоянной кривизной, эллипсы, параболы и другие виды кривых с постоянным и закономерным изменением кривизны. Но в то время как переход от прямой линии к сопряженной с ней параболе и гиперболе легок для глаза, так как в точке сопряжения радиус кривизны обеих линий бесконечен, переход от прямой к дугам окружности или от дуги одного радиуса к дуге другого требует резкого изменения движения глаза.

Рис. 1. Скругление угла при помощи луг окружностей (а) и параболической кривой (б).

Построение дуги окружности одного радиуса, касательной к двум прямым, расположенным под углом, возможно лишь при равном расстоянии от точек касания до точек пересечения касательных (L = Li). Если это условие не соблюдено, то необходимо наличие не менее двух окружностей, и в этом случае глаз наблюдателя должен трижды резко изменять свое движение, так как центры кривизны расположены в разных точках, тогда как при сопряжении параболическим отрезком изменение происходит лишь дважды и с небольшим усилием.

Следовательно, для обеспечения плавности перехода в очертаниях одной формы необходимо постепенное нарастание или убывание кривизны линий и поверхностей, т. е. построение поверхностей с помощью кривых второго порядка — парабол, гипербол (лекальных кривых).

Глаз воспринимает форму без усилий, если составляющие ее отрезки, поверхности и объемы отличаются по размерам лишь незначительно. Поэтому в членении сооружения, в частности автомобиля, необходима определенная пропорциональность. Опытом установлено, что одной из наиболее благоприятных для восприятия является пропорциональность так называемого «золотого сечения».

Сопоставление отрезков, линий, объемов и других элементов композиции должно протекать в определенной последовательности, чтобы глаз при наблюдении совершал плавное, а не скачкообразное движение.

Резко различное построение передних и задних крыльев и основной контурной линии кузова воспринимается глазом как некрасивое, построение же по одному принципу создает необходимую гармонию. Но повторение в общей форме одного и того же характера линий легко воспринимается лишь до тех пор, пока оно не становится монотонным, назойливым.

Удобными для восприятия глазом являются симметричные пропорции тела и пропорции, аналогичные «золотому сечению». Но соблюдение симметрии в построении бокового вида автомобильного кузова создает впечатление неподвижности всего автомобиля. В построении же переднего и заднего вида симметрия необходима, чтобы подчеркнуть поперечную уравновешенность автомобиля и постоянство его пропорций по мере приближения или удаления от глаза наблюдателя.

При наблюдении движущегося автомобиля мелкие детали, узоры, украшения остаются незамеченными. Глаз воспринимает только основную форму. Чем проще форма при условии соблюдения правильных пропорций, тем легче воспринимает ее глаз.

Передвигаясь, отдельные точки автомобиля как бы прочерчивают в пространстве невидимые параллельные линии. Из законов перспективы известно, что эти линии сходятся в одной точке на горизонте. Поэтому глаз воспринимает параллельные линии в построении кузова, не связанные между собой плавным переходом, как оборванные.

Подтвердим описанные правила построения формы автомобиля несколькими примерами.

На рис. 3 изображены профили автомобилей с резкими переломами контура (а), с уменьшением резкости переломов путем скругления углов (б), с увеличенными углами между отрезками и с применением отрезков параболы, сглаживающих эти углы (в). Цельность формы во втором и в особенности в третьем случае выражена, несомненно, более отчетливо, чем в первом, и воспринимается быстрее.

Другим примером является построение поясной линии в виде прямой или кривой. Дело в том, что поясная линия, построенная в боковой проекции автомобиля в виде горизонтальной прямой, в действительности выглядит провисающей; в случае вертикальных опорных линий (облицовки радиатора и задней стенки) здесь имеет место оптический обман, хорошо известный в строительной архитектуре; в случае скругления переднего и заднего концов

Рис. 2. Схема перемещения отдельных точек поверхности автомобиля; линии перемещения точек кажутся сходящимися в одной точке на горизонте.

Рис. 3. Угловатая (а) и скругленные (5, в) формы автомобиля.

Рис. 4. Поясная линия кузова: а — прямая поясная линия при угловатых очертаниях кузова; б — прямая линия со скругленными концевыми участками; в — прямая линия при наклонных оконных стойках; г — вид на поясную линию сверху; д — правильное построение поясной линии (линия слегка изогнута; в отличие от линий на схемах а — а эта поясная линия не выглядит провисающей).

Рис. 5. Монотонная композиция кузова.

Поясная линия в композиции автомобиля должна быть несколько выгнута вверх в средней части, концы ее желательно скруглить (опустить) как можно более плавно; линию крыши кузова поднять вверх (выпуклость), а нижнюю линию кузова слепка изогнуть вниз в средней части.

На рис. 5 показана композиция с монотонным повторением линий.

На рис. 6 приведено несимметричное построение переднего вида грузового автомобиля и автобуса вагонного типа. Такие композиции неуравновешены, неустойчивы, хотя в основе асимметрии и лежит известная техническая целесообразность.

Рис. 6. Несимметричное построение переднего вида автомобиля.

Построение движущихся тел в природе. Вещи и сооружения, сделанные человеком, выглядят обычно красиво и хорошо выполняют свои функции, если в их форме или деталях этой формы повторяются черты, присущие природным формам (например самолет, близкий к формам птиц, подводная лодка, близкая к формам рыб). Поэтому форма движущихся сооружений должна быть подобна форме движущихся тел живой природы.

Простейшее движущееся тело — падающая капля. Форма падающей капли должна быть исследована нами не в свободном воздушном пространстве, а при наличии поблизости какой-либо плоскости (например стены). Эта плоскость соответствует (для сравнения с формой автомобиля) поверхности дороги. Обнаружено, что при таких условиях капля деформируется и приобретает иной вид. Капля как бы срезается с одной, ближайшей к стене, стороны и вытягивается по длине.

Изучение пропорций других движущихся тел показывает, что у большинства из них положение наибольшего поперечного сечения более или менее постоянно. Отношение высоты к длине колеблется Направление движении в значительных пределах и зависит от ряда специфических особенностей тела и способа передвижения его. Наибольшее поперечное сечение находится на расстоянии, равном 0,3—0,41 длины тела от переднего конца его. Наибольшее горизонтальное сечение располагается на расстоянии, равном 0,33—0,5 общей высоты от крайней нижней точки тела. Движущиеся тела симметричны в плане и в виде спереди и сзади.

Рис. 7. Главные измерения движущегося тела.

Рис. 8. Форма падающей капли.

Такое построение формы соответствует требованиям обтекаемости. Поэтому проработанная с точки зрения обтекаемости форма автомобиля легче поддается архитектурной обработке, чем форма, не увязанная с законами обтекаемости, и, наоборот, форма, правильно скомпонованная на основе законов архитектуры движущихся сооружений, должна быть более обтекаемой, чем форма, скомпонованная без учета этих законов. Ниже будут подробно рассмотрены правила построения обтекаемой формы автомобиля.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Восприятие формы автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства