Для сгорания топлива в цилиндрах двигателя необходим воздух. Двигателем за час работы засасывается несколько сотен кубических метров загрязненного пылью воздуха. Поэтому, если не очищать воздух от пыли, за одну смену работы трактора в полевых условиях в цилиндры двигателя может попасть несколько килограммов ее.
Пыль, попадая в цилиндры, вызывает усиленный износ деталей шатунно-поршневой группы и газораспределительного механизма. Для очистки воздуха от пыли двигатель оборудуют воздухоочистителем.
Воздухоочиститель. Он имеет две ступени очистки: инерционный центробежный очиститель (циклонный предварительный очиститель с эжекционным отсосом пыли) и фильтрующий очиститель (контактный) с кассетой из проволочной сетки.
Циклонный очиститель состоит из 46 пластмассовых циклонов (рис. 30), запрессованных в верхний и нижний поддоны, стянутые между собой болтами. К нижнему поддону плотно прикреплен пылесборный бункер с отсосным патрубком, которым он соединяется с эжекционной трубкой. Через центральную часть поддонов и пылесборного бункера проходит труба, подводящая очищенный воздух к турбокомпрессору. Центральная труба, пылесборный бункер, кожух и блок цилиндров представляют собой жесткий неразборный узел. Между центральной трубой и верхним поддоном установлено уплотнитель-ное войлочное кольцо.
Сверху на центральной трубе имеется крышка. Между крышкой и кожухом установлена сетка, которая задерживает крупные растительные частицы, содержащиеся в воздухе. Сетка кассеты, расположенной под крышкой, смочена маслом. Между кассетой и циклонами есть рефлектор, предохраняющий циклоны от масла, стекающего с кассеты.
В нижней части центральной трубы имеется фланец, с помощью которого воздухоочиститель закреплен на патрубке подвода воздуха к турбокомпрессору.
Каждый циклон представляет собой трубу с направляющей втулкой. К верхней части трубы приварен входной патрубок, направленный по касательной к ее внутренней поверхности.
Воздух, прежде чем попасть в цилиндры двигателя, проходит через защитную сетку, поступает в циклоны через входные патрубки и завихряется. Под действием центробежных сил пыль, находящаяся в воздухе, отбрасывается к стенкам циклона и попадает в пылесборный бункер. Из бункера пыль отсасывается и уносится в атмосферу вместе с выхлопными газами, благодаря разрежению, создаваемому эжекторным устройством.
Находящийся в циклоне очищенный воздух направляется по втулке вверх, во вторую ступень очистки. Пройдя через кассету, смоченную маслом, воздух еще раз очищается от мельчайших частиц пыли и поступает через центральную трубу в турбокомпрессор, который нагнетает его в цилиндры двигателя.
Нельзя устанавливать на выхлопной трубе дополнительные сопротивления (например, устройство для продувки радиатора) во избежание выхода из строя пластмассовых циклонов.
Турбокомпрессор. Центробежный компрессор всасывает через воздухоочиститель воздух и нагнетает его под избыточным давлением через впускной коллектор в цилиндры двигателя (рис. 1).
Турбокомпрессор ТКР-11Н-1 (рис. 2) состоит из радиальной центростремительной турбины и центробежного одноступенчатого компрессора, которые соединены болтами со средним корпусом, изготовленным из алюминиевого сплава. Чугунный корпус турбины, имеющий два входных канала с фланцами, закреплен на выхлопных коллекторах с помощью сильфонных компенсаторов, которые представляют собой двухслойные гофрированные трубы из жаропрочной стали. В корпусе турбины установлена вставка, образующая с сопловым венцом и колесом турбины проточную часть.
Корпус компрессора, отлитый из алюминиевого сплава, имеет центральный входной патрубок и спиральный канал (улитку) с выходным патрубком. Алюминиевая вставка корпуса компрессора, выполненная заодно с лопаточным диффузором, образует с каналом улитки и колесом компрессора проточную часть для прохода воздуха из воздухоочистителя во впускной коллектор двигателя.
Внутри корпуса турбокомпрессора находится вал ротора. В связи с большой скоростью вращения вала (35—40 тыс. об/мин) незначительная несбалансированность рабочих колес турбины и компрессора может вызвать сильную вибрацию. Поэтому опорой валу служит бронзовый подшипник типа «качающейся втулки».
С одной стороны к валу приварено колесо турбины, отлитое из жаропрочной легированной стали, с другой стороны на валу закреплено колесо компрессора из алюминиевого сплава.
Подшипник вала установлен в среднем корпусе с зазором. От вращения и осевого перемещения он удерживается фиксатором, который позволяет ему лишь незначительно перемещаться в осевом, тангенциальном и радиальном направлениях.
Через дополнительный щелевой ленточный фильтр масло нагнетается к втулке и по сверлению в ней масло поступает во внутреннюю полость для смазки трущейся поверхности вала. По наружной проточке втулки масло нагнетается в зазор между втулкой и корпусом, образуя масляную подушку, которая гасит вибрацию, возникающую при вращении вала.
По трубке масло из турбокомпрессора сливается в картер двигателя. Для контроля давления масла, поступающего в турбокомпрессор, на среднем корпусе установлен штуцер для манометра.
Между турбиной и компрессором находятся газомасляные уплотнения, состоящие из дисков, маслоотражателя, втулки и колец. Под фланец диска уплотнения турбины подложена паронитовая прокладка.
Выхлопные газы из цилиндров двигателя попадают через выхлопные коллекторы в камеру газовой турбины. Из нее через сопло они вылетают на лопатки рабочего колеса турбины, заставляя его вращаться вместе с валом. Отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выхлопную трубу.
Вращение колеса турбины передается через сидящее на том же валу колесо компрессора.
Давление нагнетаемого воздуха при номинальной мощности двигателя 1,5— 1,6 кгс/см2.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Воздухоочиститель и турбокомпрессор трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы