В целях соответствия лакокрасочного покрытия предъявляемым требованиям как по защите изделий от коррозии, так и по приданию им декоративного вида, необходимо правильно выбрать состав и количество лакокрасочных материалов для грунтования, шпатлевания и нанесения внешних слоев покрытия.
Количество слоев покрытия зависит от состава материалов и характера эксплуатации покрытий.
Увеличение числа слоев и толщины покрытий не всегда улучшает качество покрытий. Так, например, применение для масляных покрытий и эмалевых красок более трех слоев приводит к быстрому растрескиванию пленки. В некоторых случаях для химически стойких покрытий на основе перхлорвиниловых материалов наносят десять и более слоев эмали или лака.
При выборе лакокрасочных материалов, помимо устойчивости к той или иной среде, пригодности для дан-иого вида металла и хорошей адгезии, учитывают еще целый ряд факторов: скорость высыхания при обычной температуре или при горячей сушке, что имеет большое значение при поточном методе окраски изделий, цвет покрытия и его устойчивость в процессе эксплуатации изделия, пригодность покрытия для шлифования и полирования, что имеет большое значение для высококачественной отделки покрытий, метод нанесения, механическую прочность, огнеопасность и ядовитость составных частей лакокрасочных материалов, стоимость и др.
Изделия, работающие на открытом воздухе, лучше окрашивать в светлые тона, хорошо отражающие световые лучи, оборудование, работающее в помещениях, — в светло-зеленый или светло-серый цвет. Предметы широкого потребления принято окрашивать в яркие цвета различных оттенков.
Составление колеров красок Лакокрасочные покрытия, кроме защиты металлов от коррозии, должны придавать окрашенным поверхностям красивый внешний вид и удовлетворять санитарно-
гигиеническим требованиям..Поэтому большое значение имеет правильный подбор колеров красок.
Все цвета разделяют на две основные группы. К первой группе относят черный, белый и все промежуточные оттенки цветов, ко второй—остальные цвета: красный, желтый, синий, оранжевый и другие промежуточные цвета светлых и темных оттенков.
Путем смешивания красок цветов первой группы с красками цветов второй группы получают различные смешанные цвета, например, если в белила прибавить сажи и ультрамарина или милори, то получится шаровый цвет. При составлении колеров по заданным рецептам главной задачей является подбор их согласно принятому образцу. Для этого необходимо знать цветовые возможности различных красок и хорошо различать отдельные тона л оттенки.
Рис. 1. Схема цветового круга для смешения красок.
На рис. 1 изображена схема цветового круга, которой можно пользоваться при составлении колеров.
Прежде всего обратим внимание на три цвета, объединенные жирными линиями в виде треугольника и обозначенные начальными буквами: Ж— желтый, К—красный и С—-синий. Эти цвета называются основными, так как их нельзя получить путем смешения – двух или нескольких цветов. В противоположность им три других цвета, объединенных треугольником из штриховых линий и обозначенных буквами: О — оранжевый, 3 — зеленый и Ф — фиолетовый, называются смешанными.
Очень легко убедиться на практике, что при смешении двух основных цветов можно всегда получить расположенный между ними смешанный цвет: Желтый + синий = зеленый Желтый – красный = оранжевый Красный + синий = фиолетовый
Приведенные сочетания являются лишь грубой схемой, в действительности дело обстоит несколько сложнее. Так, например, в зависимости от количества взятых пигментов желтого и синего цветов, полученный зеленый будет «теплее» или «холоднее», т. е. будет ближе к желтому или синему. Изучение цветового круга показывает, что при смешении разных цветов, стоящих в круге рядом, можно получить целый ряд промежуточных оттенков. Причем отдельные тона основного цвета можно получить добавлением краски белого цвета. При смешении синих цветов красок с белыми можно получить голубые цвета. Желтые цвета красок в соединении с белыми и оранжевыми дают палевые цвета. Бирюзовые цвета можно получить, добавив в краску голубого цвета краску зеленого цвета.
При окрасочных работах необходимо помнить, что светлые поверхности отражают не менее 50% падающих на них лучей, а темные—всего до 10%. При подборе цветов краски необходимо также знать, что на небольшой площади цвет краски кажется светлее, чем на большой. Поэтому в первую очередь необходимо добиться заданной светлости колера, после чего легче подобрать необходимый тон.
Все колеры по густоте или насыщенности тона можно подразделить на четыре группы:
1) цельные с наиболее насыщенными тонами, в которых белая краска отсутствует;
2) густые, в которых количество белой краски незначительно и заметно преобладание тона основного пигмента;
3) нормальные, в которых количество белой краски и основной краски одинаково;
4) разбавленные, в которых преобладает белая краска, а пигмент добавляется для получения цветового тона.
При выборе колера для окраски предметов и поверхностей следует иметь в виду, что окрашенные в светлые тона поверхности кажутся находящимися ближе, а в темные— дальше. Кроме того, белый цвет подчеркивает форму предмета, а черный цвет, наоборот, делает форму предмета нечеткой. Желтый цвет отличается способностью «приближать» окрашенную поверхность к зрителю; меньше это свойство выражено у оранжевого цвета. Синий и бирюзовый цвета «удаляют» поверхность, причем бирюзовый цвет «удаляет» в очень небольшой степени.
При составлении колера не следует забывать о том, что краска должна иметь нормальную малярную консистенцию. Густая консистенция резко ухудшает малярные качества краски (после кисти остаются полосы), не дает ровного покрытия и затрудняет нанесение краски. Если консистенция густая, то следует разбавить краску олифой или разбавителем, а если жидкая — добавить густотертой краски.
Для определения густоты краски, готовой к употреблению, берут стеклянную пластинку, наносят на нее каплю краски и ставят пластинку в вертикальное положение. Если капля стекает не более чем на 3—4 см, то значит она имеет нормальную консистенцию и при распылении не будет стекать, обеспечивая хорошее покрытие. Если капля стекает на большее расстояние (10— 20 см и более), то консистенцию колера следует улучшить, введя соответствующий загуститель. Рабочая вязкость красок при нанесении кистью колеблется в пределах 40—60 сек (по вискозиметру ВЗ-4).
При высыхании масляных красок цвет заметно не Изменяется. При составлении колера за основу берут краску, преобладающую в данном колере, и к ней постепенно, небольшими порциями, прибавляют другие краски. Добавлять к колеру краски с большой красящей способностью следует осторожно в небольших количествах: например, при составлении колера с лазурью на 1 кг белил берут 10 г лазури.
Так как при хранении красок тяжелые пигменты имеют свойство оседать на дно посуды, то при вскрытии банок или бидонов с краской следует снять поверхностную пленку, тщательно перемешать краску и затем отобрать нужное ее количество для работы. Оставшуюся в банке или бидоне краску (после очистки краски со стенок бидона вниз) во избежание высыхания и образования пленки выравнивают и заливают водой или скипидаром.
Масляные краски, в составе которых есть свинцовый сурик, ввиду быстрого их затвердевания следует употреблять в свежем виде. Краски, в состав которых входит лазурь, а также свинцовые и цинковые белила, со временем становятся тягучими; их надо дополнительно разводить олифой. Земляные масляные краски при хранении в холодном помещении длительное время не теряют своих качеств. Однако при хранении в теплом помещении из них выступает олифа, пигмент садится и уплотняется. Вследствие этого такие краски приходится перетирать.
Нельзя смешивать масляные краски с лаками и эмалями, так как очень небольшая примесь смолы в масляной краске делает ее липкой и трудновысыхающей. Введение в масляную краску некоторого количества очищенного скипидара (1—2%) способствует лучшему розливу краски по поверхности, несколько уменьшает расход краски и ускоряет высыхание пленки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор лакокрасочных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы