Рассмотренное многообразие типов кранов сложилось исторически вследствие разработки и изготовления кранов многочисленными организациями и предприятиями. Это привело к использованию в народном хозяйстве разнотипных кранов с идентичными параметрами, что нежелательно. Практика эксплуатации выявила целесообразность одновременного выпуска козловых кранов, по крайней мере, двух исполнений — нормального и облегченного, что характерно также и для других перегрузочных кранов, например мостовых.
Краны нормального исполнения по конструктивным особенностям приближаются к типовым мостовым двухбалочным кранам.
Металлоконструкцию таких кранов выполняют из листов. Механизмы кранов состоят из отдельных агрегатов, соединенных зубчатыми муфтами, все зубчатые передачи выполнены в виде редукторов, ходовые колеса смонтированы на угловых буксах и т. п. Такие особенности конструкции соответствуют условиям длительной (20…30 лет) работы в среднем и тяжелом режимах.
В случаях, когда объемы грузопотоков существенно ниже предусмотренных верхней границей среднего режима или краны интенсивно работают только при занимающей ограниченное время погрузке-разгрузке, они могут иметь металлическую конструкцию, рассчитанную на ограниченную выносливость. В качестве направляющих для ходовых колес грузовых тележек могут быть использованы непосредственно несущие элементы металлической конструкции. Сравнительно редкая замена ходовых колео позволяет использовать менее металло- и трудоемкие решения, например монтировать снабженные зубчатыми венцами колеса на неподвижных осях. Грузовые тележки можно заменять электроталями.
Краны, обладающие такими особенностями, называют облегченными, их металлоемкость и стоимость существенно (в ряде случаев до 50 %) меньше, чем у кранов нормального исполнения.
Краны грузоподъемностью 3,2…5 т предназначены преимущественно для объектов с грузооборотом до 30 тыс. т в год. К ним относятся прирельсовые склады небольших предприятий, погрузочные площадки, обслуживаемые автомобильным транспортом; ремонтные предприятия; объекты, обычно позволяющие отказаться от управления сравнительно мало загруженным краном с помощью специально выделяемого рабочего-крановщика, и т. п.
Перечисленным условиям соответствуют однобалочные краны с электроталями. В настоящее время для кранов грузоподъемностью 3,2…5 т с электрическими талями следует считать типовой конструкцию с балочным (трубчатым или сварным) мостом, который при пролетах более 25 м целесообразно усиливать шпренгельной системой.
Краны грузоподъемностью 8… 12,5 т (преимущественно 10… 12,5 т) и пролетами 25…32 м широко используют для обслуживания складов длинномерных грузов (металла, леса и т. п.), предприятий промышленности строительных материалов, в том числе открытых полигонов заводов железобетонных изделий, отгрузочных площадок машиностроительных заводов. Можно выделить три вида объектов, на которых используют краны определенных параметров: на железнодорожных станциях Министерства путей сообщения СССР — краны грузоподъемностью 12,5 т и пролетом 16 м, на складах и торговых базах Госкомсельхоз-техники — краны грузоподъемностью 12,5 т и пролетом 25 м и на нижних складах леспромхозов — краны грузоподъемностью 10…12,5 т пролетом 32 м.
Условия работы кранов крайне разнообразны. Так, на одном и том же заводе железобетонных изделий могут быть установлены крюковые краны грузоподъемностью 12,5 т пролетом 32 м — на отгрузочной площадке и открытых полигонах. Интенсивность их работы находится в пределах среднего режима, однако в первом случае кран может перерабатывать до 200 тыс. т груза в год, а во-втором — не более 50 тыс. т.
Таким образом, здесь целесообразно использовать краны двух исполнений — нормального для отгрузочной площадки, облегченного — для полигонов. Аналогичное положение может быть на объектах других видов. В качестве облегченных кранов здесь можно использовать краны с электрическими талями (например, краны производства НРБ). Однако по скоростным характеристикам тали часто не могут обеспечить требуемой производительности. Помимо этого монорельсовые тележки неудобны для подвески кабины крановщика, без которой при пролетах более 25 м иногда трудно обеспечить безопасное ведение перегрузочных работ. Учитывая ограниченные требования к долговечности, для облегченных кранов пролетами 32…40 м рекомендуется применять наименее металлоемкие однобалочные двухстоечные конструкции с решетчатым мостом и двухрельсовыми подвесными грузовыми тележками. При меньших пролетах (16…25 м) могут быть достаточно эффективными однобалочные трубчатые мосты.
Краны нормального исполнения целесообразно изготовлять только с мостами листовой конструкции и подвесными или кон-сольно-подвесными грузовыми тележками. При пролетах до 20 м, но не более 25 м, оправданно использование кранов с двухбалочными мостами.
То же можно сказать и о кранах грузоподъемностью 20…32 т. Рекомендации по выбору конструктивных схем и исполнений кранов сведены в табл. 2. Они не исключают, в обоснованных случаях, использования кранов других типов, например с одностоечными опорами. Очевидно также, что при. выборе типа крана для производства на конкретном предприятии следует учитывать и требования унификации с козловыми и мостовыми кранами других типов, выпускаемыми этим предприятием или соответствующим производственным объединением.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор типа козлового крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы