От выбора типов и параметров кранов для выполнения строительно-монтажных работ существенно зависят технико-экономические показатели строительства и в первую очередь его стоимость. Для выбора рационального типа крана необходимо учитывать факторы двух независимых групп. К первой из них относятся веса и габаритные размеры перемещаемых элементов, схемы компоновки и габаритные размеры монтируемых сооружений, способы установки кранов и их размещение относительно сооружений. Комплекс этих факторов представляет собой производственно-технологические требования к кранам, определяющие необходимые параметры кранов — грузоподъемность, грузовой момент, длину стрелы, высоту подъема и вылеты крюка, ширину колеи, скорость перемещения грузозахватных органов и т. п.
Вторая группа факторов включает объемы и заданные темпы выполнения строительно-монтажных работ, обслуживаемых кранами, размещение монтируемых конструкций на строительной площадке и их повторяемость, распределение монтируемых элементов по весам. По этим факторам и выбирают типы кранов и градации их типоразмеров.
Краны всех видов, применяемые на строительстве мостов и транспортных гидротехнических сооружений, можно подразделить на следующие группы:
а) передвижные полноповоротные краны общего назначения — на пневмоколесном, гусеничном, железнодорожном ходу и частично плавучие. Краны этой группы характеризуются широкой областью применения, высокой начальной стоимостью, быстрым приведением из транспортного в рабочее положение, наличием автономных двигателей;
б) специализированные краны общего назначения, к которым относятся козловые краны, а также жестконогие и вантовые деррик-краны. Эти краны по сравнению с предыдущими отличаются более узкой областью применения, сравнительно низкой начальной стоимостью, большими объемами работ по приведению из транспортного в рабочее положение, наличием электродвигателей с питанием от внешних источников;
в) специальные краны, разрабатываемые для выполнения одного конкретного вида работ. К ним относятся консольные краны для установки балок железнодорожных мостов и навесного монтажа железобетонных мостов, а также шлюзовые краны для монтажа автодорожных мостов.
Вопрос о применении кранов третьей группы, являющихся специфически мостостроительным оборудованием, решается исходя из технологических соображений; они необходимы в случаях, когда невозможно использовать краны общего назначения по условиям установки или из-за недостаточных величин грузовых моментов.
Не рассматривая детально содержания перечисленных расходов, определение которых дается в специальных руководствах, отметим основное свойство формулы, заключающееся в том, что с увеличением числа смен работы крана как в течение года, так и на одном объекте без перебазирования стоимость машино-смены крана уменьшается.
Из сказанного видно, что стоимость машино-смены представляет собой величину переменную и тесно связанную с условиями эксплуатации крана. Поэтому очевидна необходимость сравнения экономических показателей работы кранов с учетом предполагаемых условий их применения и главным образом продолжительности их использования на одном рабочем месте без перебазирования (величины Т).
Возвращаясь к сравнению экономических показателей работы кранов, следует отметить, что краны первой группы отличаются большей начальной стоимостью и высоким уровнем годовых расходов Сг. Это объясняется сложностью конструкции кранов первой группы (мощных ходовых частей, автономных двигателей, поворотных устройств). Более высокими для кранов первой группы являются и эксплуатационные расходы. В то же время затраты на производство монтажных работ при переводе из транспортного в рабочее положение значительно выше у кранов второй группы. Вследствие этого стоимость машино-смены в случае продолжительной работы крана на одном рабочем месте безучета его переброски (при больших значениях Т) будет меньше для кранов второй группы, применение которых в этих условиях предпочтительнее. При кратковременной же работе и частых перебросках более экономичным окажется, очевидно, применение кранов первой группы. Это видно из характера кривых, изображенных на рис. 2.
Таким образом, при выборе кранов для строительства мостов и транспортных гидротехнических сооружений следует четко различать работы, характеризующиеся стабильной загрузкой кранов в течение продолжительного времени при малых технологических перерывах и организационных простоях, и работы, для которых характерны нерегулярная загрузка кранов, малые сосредоточенные объемы на одном месте, большие перерывы и простои. К первым относятся работы по изготовлению сборных элементов на постоянно действующих предприятиях железобетонных конструкций, по обслуживанию складов конструкций и т. п. К этой же категории работ следует отнести и строительство протяженных причальных сооружений, отличающихся благодаря однотипности конструкций достаточно стабильными условиями применения кранов. Работы, осуществляемые при строительстве мостов, напротив, относятся в большинстве случаев ко второй категории, так как обычно не обеспечивают продолжительной и регулярной загрузки кранов вследствие рассредоточенности объемов, перерывов во время ледохода и паводка и т. п. Для выполнения этих работ рационально применять краны первой группы. Высокая производительность и низкие значения показателя к в условиях перерывов и простоев достигаются благодаря маневренности этих кранов, допускающей быструю переброску их в пределах строительной площадки с одного места на другое. Целесообразность применения этих кранов заключается также в хорошей приспособляемости к условиям разнотипных работ, что позволяет сократить число типов и общее число кранов на строительстве.
Приведенные выше общие экономические предпосылки выбора типа крана в каждом частном случае должны быть конкретизированы путем определения величин к по формуле в зависимости от заданных объемов, сроков и условий выполнения работ. Ввиду существенного влияния стоимости эксплуатации кранов на экономику строительно-монтажных работ проведение такого рода анализа на стадии разработки проекта организации работ следует признать безусловно необходимым.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор типов и параметров кранов для строительно-монтажных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы