В реальных условиях эксплуатации даже те детали машин, которые были запроектированы для работы в условиях жидкостного трения, определенное время работают при сухом и граничном трении. Это объясняется тем, что для поддержания гидродинамического режима трения как устойчивой фазы требуется соблюдение определенных условий (скорости перемещения трущихся поверхностей, вязкости масла, нагрузки).
Таким образом, даже одноименные детали на разных машинах будут изнашиваться не одинаково, т. е. сроки службы их будут подвергаться рассеиванию.
На рис. 1 и 2 показаны возможные реализации случайного процесса изнашивания деталей при лабораторных (рис. 1) и при эксплуатационных испытаниях (рис. 2). При лабораторных испытаниях, позволяющих соблюдать стабильность условий наблюдаются меньшие колебания скоростей изнашивания (следовательно, и размера детали) относительно среднего значения. Ордината каждой точки кривой износа (показаны тонкими линиями) получается как среднее арифметическое ординат, полученных в нескольких опытах. Значительно большее рассеивание скоростей изнашивания получается при эксплуатационных испытаниях, при которых факторы, обусловливающие скорость изнашивания, колеблются в широких пределах. Отклонение размера детали в процессе изнашивания ограничивается кривыми износа (жирные линии), проходящими через предельные значения исходного размера.
Несмотря на то что процесс изнашивания во время (или по пробегу автомобиля) случаен, он обладает рядом свойств:
1. Процесс изнашивания непрерывен, т. е. за малые промежутки времени величина износа б может получить только малые приращения.
2. График, изображающий функцию износа (б) (кривую износа), представляет собой монотонно возрастающую кривую (рис. 3, а).
3. Для любой детали кривая износа имеет три характерных периода: период приработки период нормального эксплуатационного износа и период аварийного износа.
Интенсивное изнашивание деталей на участке OA является результатом того, что образовавшийся при изготовлении деталей микропрофиль поверхностей должен перейти в оптимальное состояние для данных условий работы. Этот переход осуществляется в условиях, когда на поверхностях трущихся деталей имеются следы механической обработки при недостаточной смазке, наличии значительного количества продуктов изнашивания между трущимися поверхностями и при повышенном нагреве их.
Высокая скорость изнашивания на участке OA обусловливается еще и тем, что в период приработки трущихся поверхностей вся нагрузка воспринимается их выступами. Поэтому действительное удельное давление на выступах превышает расчетное в сотни и тысячи раз. Эти выступы препятствуют развитию несущей способности масляного слоя и могут вызвать разрыв масляной пленки.
По мере приработки трущихся пар происходит снижение интенсивности изнашивания вследствие увеличения опорных поверхностей за счет изнашивания и пластического деформирования поверхностных слоев, изменения
Микрогеометрии трущихся поверхностей деталей и удельного давления.
Большое влияние на скорость протекания изнашивания в период приработки оказывают режим приработки, качество смазки, применение специальных покрытий деталей, улучшающих процесс приработки, т. е. факторы, определяющие культуру производства и эксплуатации автомобилей.
Износ поверхностей на участке АВ называется нормальным эксплуатационным износом деталей (естественным). Он характеризуется постоянством условий работы трения и постоянной скоростью изнашивания, характерной для работы данного сопряжения. После точки В интенсивность изнашивания трущихся поверхностей резко увеличивается за счет увеличения зазора между трущимися поверхностями, динамичности приложения нагрузки, ухудшения режима смазки и металлического контакта трущихся поверхностей. Работа сопряженных деталей при расширении зазора, большем бтах, сопровождается не только усиленным изнашиванием трущихся поверхностей, но и понижением к. п. д. механизмов, тепловыделением, заеданием и поломками деталей. Поэтому зазор бШах называется предельно допустимым для данного сопряжения.
Для определения технического состояния деталей и механизмов без их разборки необходимо пользоваться приемами и методами технической диагностики.
Ресурс двигателя ЗИЛ-130 до выхода в первый капитальный ремонт составил от 60 до 280 тыс. км пробега автомобиля. Для характеристики рассеивания сроков службы автомобиля и его элементов обычно строят кривые распределения долговечности характеризующие закономерность и плотность распределения.
На рис. 13 показана гистограмма и выравненная кривая выхода в первый капитальный ремонт двигателей ЯМЭ-238 выпуска 1964—1965 гг., работающих на автомобилях-самосвалах КрАЗ-256 в очень тяжелых условиях (по данным Киевского автодорожного института).
Для повышения долговечности автомобиля большое значение имеет сохранение постоянства оптимальных условий работы деталей, при которых темп их изнашивания будет минимальным.
Если хорошо работающее сопряжение разобрать, то после сборки интенсивость изнашивания его деталей будет увеличена по сравнению с первоначальной и на участке АО до начала установившегося изнашивания произойдет процесс приработки трущихся поверхностей. Следовательно, срок службы сопряжения после разборки уменьшается. Исследования, проведенные в НИИАТ, показали, что только одна разборка и сборка агрегата без какого-либо ремонта и службы его на 25—30%.
1. Конструктивно-технологические, включающие в себя:
а) совершенство конструкции автомобиля и его элементов;
б) качество материалов, из которых изготовлены детали, узлы и агрегаты;
в) технологию изготовления деталей, узлов и агрегатов, качество сборки и регулировки их.
2. Качество применяемых эксплуатационных материалов (топлива, смазочных материалов, охлаждающих жидкостей и пр.).
3. Условия эксплуатации, которые определяются:
а) дорожными условиями;
б) климатическими условиями;
в) транспортными условиями и режимом использования автомобиля.
4. Уровень технической эксплуатации, который определяется:
а) мастерством вождения автомобиля;
б) качеством технического обслуживания и хранения автомобиля;
в) качеством ремонта автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Закономерность изнашивания сопряженных деталей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы