Для смазывания дизельных двигателей и других наиболее ответственных составных частей тракторов и самоходных шасси применяют моторные или дизельные масла, содержащие в своем составе многофункциональные присадки. Для смазки механизмов силовой передачи, рулевого управления и ходовой системы применяют, как правило, трансмиссионное (нигрол) и автотракторное масла (автол), которые по качеству значительно уступают моторным и дизельным и непригодны для использования в дизельных двигателях.
Сорта масел обозначают буквами и цифрами. Буквы означают сорта масла, способ очистки и наличие в нем присадки, а цифры — вязкость в сантистоксах (сСт). Например, буквы Д, М и А означают соответственно «дизельное», «моторное» и «автотракторное»; буквы С, П и 3 — «селективной очистки», «с присадкой» и «загущенное». Летом применяют более вязкие, а зимой менее вязкие масла.
Моторные масла выпускают трех групп: Б, В и Г. Они отличаются друг от друга сортами и процентным содержанием присадок. Масла группы Б предназначены для малофорсированных дизелей, масла группы В и Г — для форсированных, причем масла группы Г применяют главным образом в дизельных двигателях с тур-бонаддувом, отличающихся высокой напряженностью.
Трансмиссионные масла (нигролы) обозначают буквой Т, В настоящее время для тракторов применяют трансмиссионное масло ТЭ-15-ЭФО, в состав которого входит специальная противоизносная присадка.
В качестве консистентных смазок для смазывания подшипников и других трущихся сопряжений используют солидол (жировой и синтетический), консталин, графитную смазку и др.
Для смазывания механизмов силовой передачи тракторов и самоходных шасси применяют трансмиссионное тракторное масло по МРТУ 38—1 —189—68 марки ТЭ-15-ЭФО с присадкой ЭФО, а также автотракторное масло: летом АК-15, зимой АКп-10 или АКЗп-10. Допускается применение дизельного масла по ГОСТ 8581—63: летом —ДС-11, зимой — ДС-8.
Для смазывания топливного насоса и регулятора, подшипников вентилятора (с полостью для жидкой смазки), составных частей гидравлических систем навесного устройства и управления поворотом, а такл<е заправки поддона воздухоочистителя применяют дизельное масло по ГОСТ 8581—63: летом —ДС-11, зимой — ДС-8.
Рулевой механизм, редуктор пускового двигателя, пусковые двигатели П-23 и Г1-23М, а также подшипники ходовой системы (с полостями для жидкой смазки) смазывают автотракторным маслом ГОСТ 1862—63: летом — АК-15, зимой — АКп-10 или АКЗп-10. При отсутствии автотракторного масла допускается применение дизельного масла ГОСТ 8581—63: летом—< ДС-11, зимой — ДС-8.
Сорта консистентных смазок, применяемых для тракторов и самоходных шасси, приведены в таблице 9.
Перед заправкой емкостей маслами очищают от пыли и грязи пробки контрольных и заливных отверстий, масломерные линейки и прилегающие к ним участки деталей. При ЕТО, ТО-1 и ТО-2 проверяют уровень масла в соответствующих емкостях и при необходимости доливают свежее масло до нормального уровня. Доливать масло следует через 20…30 мин после остановки дизеля и трактора.
Масло во всех емкостях заменяют при ТО-3, а в картерах дизеля, топливного насоса и регулятора частоты вращения — при ТО-2 и ТО-3. Для этого сразу же после остановки дизеля и трактора сливают отработанное масло, вывернув сливные пробки, и после того, как масло стечет, промывают механизмы описанными ниже способами. После промывки заливают в емкости свежее масло соответствующего сорта до нормального уровня.
Смазочную систему дизеля промывают при неработающем дизеле с помощью установки ОМ-2871А-ГОСНИТИ в следующей последовательности. Заливают в бак моющую жидкость, состоящую из смеси дизельного топлива (80%) и дизельного масла (20%), и, установив бак под сливным отверстием поддона картера, снимают крышку. Нагнетательный рукав подсоединяют с помощью сменного наконечника к масляному фильтору дизеля. Подключают установку к источнику питания и включив электронагреватели, нагревают промывочную жидкость до температуры 60 °С, которую контролируют по указателю температуры. После этого вкпючаюг насос и несколько раз промывают систему в течение 0,6…0,7 ч. Проходя по каналам с большой скоростью’ и вытекая из зазоров сопряжений, жидкость удаляет инородные тела, шлам и другие отложения и через сливное отверстие попадает в бак для моющей жидкости, где она фильтруется и снова засасывается насосом.
По окончании промывки смазочную систему продувают сжатым воздухом до полного удаления из нее остатков моющей жидкости.
У дизелей Д-48ПЛ, Д-48Л, Д-48М заливают 10 г масла в корпус счетчпка мото-часов.
При ТО-3 внутреннюю полость дизеля рекомендуется промывать при работающем дизеле. Для этого после слива отработанного масла следует залить в картер промывочную жидкость, состоящую из 50% дизельного топлива и 50% дизельного масла, в объеме 60% заправочной емкости, пустить дизель и дать ему поработать при средней частоте вращения коленчатого вала 3 мин. После этого, остановив дизель, слить промывочную жидкость.
Корпуса силовой передачи и других составных частей трактора, кроме гидравлической системы, промывают керосином при средней частоте вращения коленчатого вала и езде на тракторе в течение 5…7 мин. Гидравлические системы навесного устройства и управления поворотом, а также коробку передач и ВОМ, оборудованные гидравлической системой, промывают дизельным топливом, изменяя режимы работы с помощью органов управления при включенных насосах. Редуктор пускового двигателя промывают керосином при работающем пусковом двигателе и включенных передаточных механизмах.
Объем промывочной жидкости, заливаемой в каждую емкость, должен быть не менее 60% заправочной емкости.
Картеры топливного насоса и регулятора частоты вращения, полости подшипников вентилятора, опорных катков, поддерживающих роликов, направляющих колес и других частей трактора, смазываемых жидкими маслами, промывают керосином с помощью ручного шприца.
Одновременно с заменой масла в емкостях и промывкой последних очищают и промывают сапуны и фильтры заливных горловин. Набивку сапуна после промывки и продувки сжатым воздухом смачивают маслом. Консистентную смазку в полости подшипников нагнетают смазочным нагнетателем или шприцем, предварительно очистив масленки от пыли и грязи. Смазку нагнетают до появления новой смазки из зазоров или из-под сальников. В подшипники, у которых места выдавливания старой смазкн не видны, смазку добавляют путем 4—12 нагнетаний в зависимости от размеров подшипника.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Заправка трактора маслами и консистентными смазками"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы