Жестконогие деррик-краны, или, как их еще называют, мачтово-стреловые краны, широко применяемые на строительстве мостов и гидротехнических сооружений, относительно легче и дешевле передвижных стреловых кранов. Вместе с тем у них выше трудоемкость и стоимость монтажа (при переводе из транспортного положения в рабочее), в результате чего применение их целесообразно лишь при достаточно больших объемах работ.
Область применения жестконогих деррик-кранов определяется главным образом особенностями их грузовых характеристик. В сравнении с полноповоротными пневмоколесными и гусеничными кранами жестконогие деррик-краны при равной номинальной грузоподъемности отличаются большими грузовыми моментами. Следует отметить, что номинальная грузоподъемность полноповоротных кранов может быть реализована лишь при сравнительно коротких стрелах; с увеличением длин стрел максимальная грузоподъемность кранов заметно уменьшается. Это можно наглядно проследить, сравнив кривые грузоподъемности полноповоротных и деррик-кранов, изображенные на рис. 1.
Таким образом, жестконогие деррик-краны с этих позиций рационально использовать в случаях, когда необходимо устанавливать тяжелые грузы на больших вылетах с применением длинных стрел. Именно такие условия характерны для мостостроения, значительный вес и размеры конструкций для которого, а также большие размеры подмостовых габаритов по высоте зачастую предопределяют назначение деррик-кранов для выполнения работ по сооружению сборных фундаментов опор, монтажу железобетонных и металлических пролетных строений, перегрузке элементов конструкций при подаче их на сборку и др.
Кривые грузоподъемности деррик-кранов сходны с кривыми тяжелых башенных кранов, предназначенных для промышленного и гидротехнического строительства (грузоподъемность до 45 т при грузовом моменте до 900 тм). Однако весовая характеристика, равная отношению грузового момента к полному весу крана, для деррик-кранов более благоприятна и находится в пределах 7- 16 тм/т, тогда как для башенных кранов она составляет всего лишь 2,5-4 тм/т. Иными словами, относительный вес башенных кранов в 3-4 раза больше, чем деррик-кранов. Этим объясняются сравнительно высокие нагрузки башенных кранов на подкрановый путь и поддерживающие его конструкции (подмости, плавсредство, монтируемые сооружения), а также значительная трудоемкость и стоимость монтажа и демонтажа кранов. Эти недостатки башенных кранов, несмотря на их положительные качества (полноповоротная конструкция, возможность установки в стесненных условиях), затрудняют их применение в области мостостроения.
Жестконогий деррик-кран состоит из закрепленной в основании мачты, вращающейся вместе со стрелой, подкосов, распорок, стрелового и грузового полиспастов. Для большей маневренности кран может быть оснащен вспомогательной стрелой (гуськом). Мачту устанавливают на опорной пяте. Для поворота мачты обычно применяют лебедку, на барабане которой размещают несколько витков каната, закрепляемого на поворотном круге. Наряду с этим встречаются и более совершенные конструкции привода поворота с применением зубчатых или цевочных передач. Поворотный круг в таких конструкциях выполняют в виде зубчатого или цевочного колеса. Угол поворота мачты ограничен наличием подкосов и не превышает обычно 240-260°.
В зависимости от назначения и схемы применения краны устанавливают на стационарных фундаментах, различного рода подмостях (в том числе плавучих средствах) и монтируемой конструкции.
Распространенным способом увеличения подстрелового пространства при необходимости размещения в нем частей монтируемого сооружения является установка кранов на башнях. Передвижные деррик-краны оснащают ходовыми тележками, располагаемыми в опорных узлах крана или башни.
Особенность жестконогих деррик-кранов заключается в анке-ровке их задних опор, что позволяет повысить грузоподъемность кранов до пределов, определяемых условиями прочности несущих конструкций и полиспастов. Передвижные краны заанкеривают за монтируемую конструкцию или устраиваемые вдоль подкрановых путей якоря. Реже для повышения устойчивости кранов применяют противовесы.
Лебедки стационарно устанавливаемых кранов размещают обычно в стороне от крана, а передвижных — на специально устраиваемой раме. Как тот, так и другой варианты размещения оборудования вызывают необходимость его поэлементной перевозки и поэлементного монтажа при каждой установке крана на новом месте работы, что трудоемко и в условиях строительной площадки связано с рядом неудобств. В современных конструкциях кранов зарубежных, преимущественно английских, фирм (см. ниже) применен весьма совершенный принцип компоновки оборудования в изолированном машинном помещении, совмещенном с кабиной крановщика и закрепляемом на мачте крана. Такая компоновка имеет ряд преимуществ: существенно упрощается монтаж оборудования, которое устанавливается в виде единого агрегата; ввиду уменьшения числа отводных блоков облегчается процесс запасовки полиспастов; обеспечивается хороший обзор из кабины крановщика, что благоприятно сказывается на безопасности работ. Условия работы в кабине (расположение приборов управления, температура воздуха, удобство размещения на рабочем месте) соответствуют лучшим образцам пневмоколесных и гусеничных кранов.
По назначению и связанным с ним схемам компоновки металлоконструкций жестконогие деррик-краны разделяют на монтажные и универсальные.
К первым относятся узкоспециализированные краны, предназначенные для монтажа металлических сквозных пролетных строений мостов под железную дорогу. Создание кранов этой группы было обусловлено механизацией строительства именно железнодорожных мостов с металлическими пролетными строениями и монолитными опорами, когда область применения жестконогих деррик-кранов и ограничивалась в основном монтажом указанных пролетных строений. Особенности монтажных кранов определяются условиями их установки на пролетных строениях. В отечественной практике принят способ установки, при котором ось мачты пересекает продольную ось пролетного строения (см. рис. 24, г). В этом случае угол между направлением подкосов в плане у двухподкосных кранов (при обычных расстояниях между главными фермами 5,5-6 м) оказывается весьма малым, что приводит к возникновению чрезмерных усилий в подкосах при повороте мачты от среднего положения. В связи с этим монтажные краны делают трехподкосными с двумя подкосами, лежащими в плоскости мачты, и одним задним. Для воспринятия нагрузок от мачты и заднего подкоса ставят переднюю и заднюю поперечные балки, служащие также для закрепления в опорных узлах четырех ходовых тележек. Продольные горизонтальные нагрузки передаются на продольные балки. Полученная при этом горизонтальная рама усиливается связями и системой вспомогательных балок, предназначенных для размещения электро- и механического оборудования. Ввиду наличия передних подкосов угол поворота мачты ограничивается 160-170°.
Таким образом, для монтажных деррик-кранов характерно наличие трех подкосов и горизонтальной рамы. Однако это влечет за собой увеличение собственного веса и уменьшение угла поворота мачты, что снижает эффективность применения этих кранов на других работах.
Широкое применение в современном мостостроении сборных конструкций выдвигает на первый план деррик-краны универсального назначения, выполняемые двухподкосными. Угол между подкосами в плане составляет обычно 90°, чем обеспечивается простая и четкая схема установки крана в различных случаях: на башнях треугольного и четырехугольного очертания с размещением трех опорных точек крана над стойками башен, на плашкоутах, на подмостях и т. п. Необходимое в отдельных случаях изменение расстояния между опорными точками крана наиболее просто может быть достигнуто изменением длин подкосов и распорок, хотя иногда это достигается и путем изменения угла между подкосами в плане.
Особым случаем является использование универсальных кранов для монтажа металлических пролетных строений. При установке крана по оси пролетного строения применяют специальные подставки под кран, распределяющие давления трех опорных точек между четырьмя ходовыми тележками.
Другой способ, характерный для зарубежной практики, заключается в установке крана на пролетном строении «боком» с расположением двух опорных точек крана над одной главной фермой и третьей точки — над второй фермой. Такая установка крана исключает необходимость во вспомогательных обустройствах и позволяет (при достаточной ширине пролетного строения) принимать монтажные элементы, подаваемые по боковому пути.
Область применения универсальных кранов увеличивается благодаря оснащению их вспомогательными стрелами, а в отдельных случаях и грейферным оборудованием.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Жестконогие деррик-краны при строительстве мостов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы