Строительные машины и оборудование, справочник





Черпаковая цепь

Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины


Черпаковая цепь

Основным технологическим элементом черпакового устройства, предназначенного для зачерпывания и подъема на поверхность добываемого материала, является черпаковая цепь земснаряда. В добывающих снарядах в отличие от дноуглубительных черпаковая цепь безмайонная, образуемая соединенными между собой черпаками без промежуточных звеньев (майонов).

Общий износ черпаковой цепи оценивают по размеру ее шлейфа — провисающей части, соприкасающейся с грунтом перед нижним барабаном. Небольшие износы соединительных деталей цепи могут быть компенсированы натяжением цепи, для чего на раме предусмотрено специальное устройство. При больших износах необходимы восстановительные работы.

Черпаковая цепь состоит из черпаков, соединительных втулок и пальцев.



Черпаки являются грунтозаборными органами снаряда. Их вместимость может быть 405 л и более. Конструкция черпака чаще комбинированная: обечайка и козырек сварены из листовой стали, а каретка черпака — цельнолитая с отверстиями для втулок и пальцев. На черпаке добывающего снаряда две группы полозков. Боковыми полозками черпак опирается на катушки чер-паковых скатов и грани нижнего черпакового барабана, центральными — на грани верхнего барабана. Такая конструкция черпака значительно увеличивает его долговечность.

Наиболее интенсивно изнашивание полозков каретки и режущей кромки (козырька). Износ полозков каретки черпака допускается до 40% первоначальной толщины; отклонение от круглости отверстий для втулок не должно превышать 7% первоначального диаметра.

Изношенные полозки восстанавливают путем электронаплавки. Отверстия под втулки обваривают и растачивают. При этом необходимо обеспечить соосность парных отверстий и параллельность осей в полозках и точность шага (отклонение не более 0,5 мм).

Режущие кромки черпаков вначале наплавляют качественными электродами, а затем износоустойчивыми материалами. Деформированные черпаки (обечайки, козырьки) правят по шаблону, предварительно подогревая деформированные участки. При необходимости вырезают и заменяют отдельные части черпака.

Рис. 1. Черпаковое устройство: 1 — привод верхнего черпакового барабана; 2 — большое зубчатое колесо; 3 — верхний черпаковый барабан; 4 — надрамник; 5 — черпаковая рама; 6 — черпаковая цепь; 7 — черпак; 8 — черпаковый скат; 9 — рамоподъемная лебедка; 10 — нижний черпаковый барабан

Черпаковые втулки и пальцы, как правило, изготовляют из износостойкой марганцовистой стали. Допустимые износы втулок и пальцев регламентированы ПТЭ.

Рис. 2. Черпак

Втулку заменяют при уменьшении ее толщины на 50% или при отклонении от круглости, равном 7% первоначального диаметра. Общий износ пальца допускается до 15% номинального диаметра, местная выработка — до 20%. Диаметральный зазор между втулкой и пальцем при диаметрах пальца 70—130 мм не должен превышать 16—29 мм.

За навигацию втулки черпаковой цепи изнашиваются в среднем на 4—6 мм, пальцы — на 0,12—0,14 мм, из-за чего цепь удлиняется на 800—900 мм и, соответственно, увеличивается шлейф цепи. Чрезмерная длина шлейфа приводит к увеличению растягивающих усилий в цепи и интенсивному изнашиванию сочленений «втулка—палец» и барабанов. Кроме того, из-за несоответствия длины шлейфа цепи глубине опускания рамы возможны сход цепи с нижнего барабана и повреждение корпуса земснаряда, что вызывает его длительный простой и значительные затраты на восстановление работоспособности. Поэтому длину цепи необходимо периодически (не реже одного раза в месяц) измерять и регулировать с помощью натяжного устройства. В необходимых случаях цепь укорачивают на 1—2 черпака.

Техническое обслуживание черпаковой цепи заключается в ежесменной проверке шплинтовки черпаковых пальцев, ежедневных проверках состояния черпаков (наличия трещин) и натяжения цепи, еженедельных проверках правильности расположения цепи относительно земснаряда, измерении шлейфа и регулировке длины цепи.

При периодическом техническом обслуживании частично наплавляют козырьки черпаков, заменяют изношенные втулки и пальцы.

Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины