Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Кабины автомобилей

Читать далее:




Кабины автомобилей

Кабина автомобиля предназначена для размещения водителя и одного-двух пассажиров. На автомобилях для междугородных перевозок кабины оборудованы спальным местом для второго водителя. Кабины грузовых автомобилей разделяются на капотные (у автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.) и бескапотные (у автомобилей MA3-5335, КамАЗ-5320, ГАЗ-66 и др.).

Капотные кабины постепенно выходят из употребления. Более прогрессивные — бескапотные кабины расположены над двигателем, что позволяет значительно увеличить длину грузовой платформы, обеспечить хорошую обзорность для водителя и улучшить доступ к двигателю и другим агрегатам, расположенным под кабиной. Бескапот-ная кабина может откидываться вперед относительно передних точек ее крепления при помощи двух цилиндрических пружин, установленных на передней поперечине рамы. В задней части основания кабины установлен запорный механизм, который надежно удерживает кабину от самопроизвольного опрокидывания.

Кабины автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др. цельнометаллические,-с двумя боковыми дверьми. Двери навешены на двух петлях и удерживаются в закрытом положении замками с ручками, позволяющими открывать их изнутри и снаружи. Одна из дверей может запираться на ключ. Замки дверей имеют предохранители, препятствующие самопроизвольному открыванию дверей во время движения.

На дверях кабины имеются подлокотники, которые используются также для закрытия дверей изнутри.

Дверь кузова сварена из штампованных панелей. Угол открывания двери задается ограничителем, который дополнительно фиксирует ее в максимально открытом положении. В нижней части двери выполнены отверстия для стока воды, попадающей внутрь двери.

В верхней части двери (рис. 18.7) имеется проем для окна. Правая часть окна имеет опускное стекло, а левая — поворотную форточку. Опускное стекло перемещается по направляющим стеклоподъемником, установленным внутри двери. Привод стеклоподъемника работает от ручки, находящейся на оси вместе с шестерней, зацепленной с зубчатым сектором. Сектор передает усилие через вспомогательный рычаг на подвижную кулису, которая прикреплена к обойме опускного стекла. Нижний конец рычага опирается на неподвижную кулису и связан с зубчатым сектором рычагом. Внутри двери установлен замок, имеющий привод от внутренней ручки, и предохранитель.

Для уменьшения шума, проникающего в кабину от работы двигателя и других агрегатов, пол кабины и внутренние поверхности дверных панелей покрыты противошумной мастикой.

Проемы кабины уплотняются губчатой резиной, что препятствует попаданию в нее пыли и холодного воздуха. Окна дверей уплотнены ворсовым или резиновым уплотнителем.

У большинства современных грузовых автомобилей сиденья в кабине делаются разделенными. При этом сиденье водителя можно регулировать как в горизонтальном (продольном), так и в вертикальном направлении. Кроме того, спинку сиденья можно наклонять на различный угол.

Чтобы обеспечить удобство управления автомобилем, кабина оборудуется зеркалами заднего вида, положение которых можно регулировать и противосолнечными козырьками. Козырьки также можно поворачивать и фиксировать в любом положении.

Внутри кабины расположены все органы управления автомобилем (рис. 18.8).

Отопление и вентиляция кабины. Для обогрева кабины и ветрового стекла применяют отопители, использующие тепло охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей.

Рис. 18.7. Передняя дверь и ее арматура

На автомобилях ЗИЛ-130 отопи-тель (рис. 18.9, а) кабины состоит из трубчато-пластинчатого радиатора, соединенного трубопроводами с системой охлаждения двигателя, электрического вентилятора, воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой, воздухораспределительного канала, соединенного шлангами с соплами обдува ветрового стекла. Канал перекрывается заслонкой, положение которой можно изменять рукояткой.

Горячая жидкость (вода или антифриз) из системы охлаждения двигателя при открытом положении крана поступает по трубопроводу в нижнюю часть бачка радиатора, выходит из верхней части бачка и далее по трубопроводу подводится к всасывающей полости водяного насоса двигателя.

Воздух к отопителю поступает по правому вентиляционному каналу (рис. 18.9, б), расположенному под капотом. По левому вентиляционному каналу воздух поступает в кабину. Воздух й кабину для ее вентиляции может также поступать через люки в крыше кабины, поворотные форточки в окнах дверей и опущенные стекла дверей кабины.

В передней части оба канала снабжены наружными заслонками, которые имеют два положения: канал полностью закрыт и канал открыт. Внутренние заслонки левого и правого каналов закрываются и открываются вручную из кабины водителя. Заслонка правого канала имеет три фиксированных положения.

Первое положение (вертикальное) заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать только из кабины.

Рис. 18.8. Органы управления автомобилем ЗИЛ-130:
1 — рычаг ручного тормоза; 2 — ручка управления жалюзи радиатора; 3 — рычаг переключения передач; 4 — переключатель указателей поворота; 5— форсунка обмыва ветрового стекла; 6— панель приборов; 7— кнопка обмыва ветрового стекла; 8— педаль сцепления; 9— ножной переключатель света фар; 10—педаль тормоза; 11—педаль управления дроссельными заслонками; 12— кнопка воздушного сигнала седельного тягача ЗИЛ-1Э0В1

Рис. 18.9. Отопление (а) и вентиляция (б) кабины автомобиля ЗИЛ-130 (стрелки означают направление движения воздуха)

Второе положение (наклонное) заслонка открывает вход свежему воздуху в отопитель и преграждает доступ воздуха в кабину.

Третье положение (горизонтальное) заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины.

Отопитель эффективно работает при температуре охлаждающей жидкости в системе 75—80 °С. Поэтому вентилятор отопителя следует включать после прогрева двигателя переключателем, который расположен на щетке приборов и имеет три положения рычага, соответствующих двум частотам вращения и выключенному состоянию электродвигателя.

В начале работы отопителя для быстрого прогрева замерзших стекол заслонку (см. рис. 18.9, а) закрывают рукояткой, направляя весь поток теплого воздуха на стекла. После их прогрева теплый воздух направляют в кабину, изменяя положение заслонки рукояткой.

После возвращения автомобиля с линии, если в качестве охлаждающей жидкости используется вода, то в зимнее время при сливе ее из системы охлаждения двигателя необходимо также слить ее из радиатора отопителя и кран отопителя закрыть.

Перед выездом автомобиля на линию, после пуска двигателя и его прогрева необходимо открыть кран для заполнения радиатора отопителя жидкостью и повысить частоту вращения коленчатого вала, не включая вентилятор отопителя. При этом радиатор отопителя быстро заполняется теплой жидкостью и замерзание жидкости в нем практически исключается.

При переходе на летний сезон эксплуатации радиатор отопителя отключают от системы охлаждения двигателя.

Стеклоочистители и стеклоомыва-тели. Стеклоочиститель представляет собой устройство для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков, пыли и грязи. Стеклоочиститель состоит из механизма привода, рычажного механизма и резиновых щеток.

В зависимости от применяемого двигателя или привода стеклоочистители делятся на пневматические и электрические, а по числу одновременно работающих щеток — на од-но- и двухщеточные. На автомобилях и автобусах, снабженных пневматической системой привода тормозов, установлены пневматические стеклоочистители, которые приводятся в действие сжатым воздухом, а на автомобилях, имеющих гидравлический привод тормозов, применяют электрические стеклоочистители.

Щетка стеклоочистителя состоит из металлического держателя и закрепленной в нем резиновой ленты сложного профиля. Щетка прижимается к стеклу пружиной. Передвижение щетки по стеклу должно совершаться равномерно. Щетки электрических стеклоочистителей после перевода выключателя (переключателя) в положение остановки автоматически останавливаются вне поля зрения водителя и пассажиров. Щетки пневматических стеклоочистителей не имеют автоматического устройства для их укладки и останавливаются в произвольном положении.

Рычажный механизм стеклоочистителя состоит из шарнирно-соеди-ненных поводков и рычагов — тяг, кинематически связанных с ведущими частями двигателя или механизма привода. Рычажный механизм сообщает щеткам возвратно-вращатель-ное (качательное) движение.

Пневматический стеклоочиститель (рис. 18.10) состоит из поршневого пневматического двигателя с клапанным распределением, рычажного механизма, одной или двух резиновых щеток, рукоятки для их перемещения вручную и пускового редукционного крана.

Рис. 18.11. Схема электрического стеклоочистителя

Рейка находится в зацеплении с сектором, который установлен на одном валике с рычагом щетки. Сжатый воздух по трубке подводится из баллона к распределительному устройству, помещенному в крышке.

Распределительное устройство состоит из двустороннего клапана (рис. 18.10, б), двух клапанов, закрепленных на общем стержне, и перемычки. В него также входят скобы (см. рис. 18.10, а) пружина и тяга, расположенная в направляющей втулке.

Работа стеклоочистителя основана на возвратно-поступательном движении поршня, которое вызвано перепадом давлений в полостях А и Б. При движеции поршней рейка поворачивает сектор, а последний — валик со щеткой.

При движении поршня вправо (см. рис. 18.10, а, б) полость А цилиндра сообщается с воздушным баллоном через канал, двусторонний клапан и канал, а полость Б — с атмосферой через клапан и канал. При приходе поршней в крайнее правое положение тяга (см. рис. 18.10, а) перемещает скобы и пружина резко переводит клапаны в положение, показанное на рис. 18.10, в. При этом полость А через каналы и клапан сообщается с атмосферой, а полость Б через клапан 12 — с воздушным баллоном.

Пневматические стеклоочистители применяют на автомобилях ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, MA3-5335 и др., имеющих пневматический привод тормозов и практически на всех автобусах.

Электрический стеклоочиститель применяется на всех легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности.

Стеклоочиститель (рис. 18.11) состоит из электродвигателя параллельного возбуждения, переключателя, привода и двух резиновых щеток. Вал электродвигателя соединен с червяком, который находится в зацеплении с червячной шестерней. Шестерня через кривошип, тяги и рычаги, перемещает щетки и 14. Включение электродвигателя, а также изменение частоты вращения его якоря осуществляются трехпозиционным переключателем. В положении (малая скорость) замкнуты обе пары контактов переключателя, и ток обмотки возбуждения идет по проводу, минуя резистор. В положении (большая скорость) одна пара контактов переключателя разомкнута, и ток обмотки возбуждения, проходя через резистор, снижается. В положении (стоп) размыкается электрическая цепь, соединяющая электродвигатель с массой через переключатель. После перевода рукоятки переключателя в положение О двигатель стеклоочистителя будет продолжать вращение до тех пор, пока щетки не займут на стекле крайнего положения. Это достигается тем, что после разъединения второй пары контактов переключателя электродвигатель остается соединенным с массой, а следовательно, и с источником питания через контакты 9 и продолжает перемещать щетки по стеклу. Когда же щетки опустятся вниз, выступ червячной шестерни набежит на штифт, разомкнет контакты и окончательно выключит электродвигатель. В цепь электродвигателя включен термобиметаллический предохранитель. Стеклоочиститель присоединен к источникам тока через выключатель зажигания.

Стеклоомыватель предназначен для смачивания грязи на ветровом стекле и облегчения ее удаления резиновой щеткой стеклоочистителя. Наличие стеклоомывателя на автомобиле обеспечивает очистку стекла без остановки автомобиля при любых непогодных условиях.

Стеклоомыватель (рис. 18.12) представляет собой самостоятельную гидравлическую систему, состоящую из резервуара для жидкости, наcoca и жиклеров, соединенных резиновыми шлангами.

Резервуар устанавливают в кабине водителя или под капотом двигателя. Он имеет пробку для заливания жидкости и штуцер или резиновый наконечник для соединения с трубопроводом. Сетчатый фильтр на впускной трубке исключает попадание посторонних примесей в насос и предотвращает засорение жиклеров. Объем резервуара обеспечивает многократное использование омывателя.

Насос диафрагменный. При действии водителя на шток насоса очередная порция жидкости засасывается из резервуара через впускной клапан и выбрасывается через выпускной клапан к- жиклеру. Насос устанавливают либо на полу кабины водителя -(педальный омыватель), либо на приборной панели перед водителем (ручной омыватель), либо внутри резервуара с жидкостью (вакуумный омыватель). Привод насоса может быть также от малогабаритного электродвигателя постоянного тока, приводимого в действие включателем, от бортовой сети.

Жиклер имеет одно или два сопла, формирующих струю жидкости и направляющих ее на ветровое стекло в сектор очистки щетки стеклоочистителя. Жиклер устанавливают перед ветровым стеклом на капоте.

Применяемые на автомобилях стеклоомыватели различаются конструктивным оформлением. Основными параметрами, характеризующими стеклоомыватель, являются время действия струи и количество жидкости, выбрасываемой за один цикл, а также напор струи. Не менее важным параметром является время приведения в действие стеклоомывателя.

Рис. 18.12. Схема стеклоомывателя

Рабочей жидкостью стеклоомывателя обычно является вода или специальная жидкость. Детали стекло-омывателей изготовляют из материалов, не поддающихся коррозии.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Кабины автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства