Строительные машины и оборудование, справочник





Классификация прицепного состава, прицепы и полуприцепы

Категория:
   1Отечественные автомобили

Классификация прицепного состава, прицепы и полуприцепы

Классификация прицепного состава. Прицепной состав классифицируется в зависимости от способа передачи вертикальной нагрузки на опорную поверхность. Прицепом называется не самоходное транспортное средство, в котором вся вертикальная нагрузка (от собственной массы и груза) передается на опорную поверхность через колеса. Прицепы могут быть одно-, двух- и многоосными.

У полуприцепов вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность частично через собственные колеса, а частично через седельно-сцепное устройство и колеса автомобиля-тягача. Полуприцеп также может иметь несколько осей;

Кроме прицепов и полуприцепов, различают также роспуски. У роспуска вертикальная нагрузка от собственной массы передается на опорную поверхность через свои колеса, а вертикальная нагрузка от груза — через свои колеса и колеса тягача. Роспуски имеют вместо кузова поворачивающийся на шкворне опорный Брус — коник с откидными стойками.



Кроме прицепов и полуприцепов, различают также роспуски. У роспуска вертикальная нагрузка от собственной массы передается на опорную поверхность через свои колеса, а вертикальная нагрузка от груза — через свои колеса и колеса тягача. Роспуски имеют вместо кузова поворачивающийся на шкворне опорный Брус — коник с откидными стойками.

Двухосные прицепы с кузовом в виде платформы широко используются для перевозки различных тарных и сыпучих грузов, с кузовом типа фургон — для перевозки промышленных и продовольственных товаров. Многоосные низкорамные прицепы служат для транспортировки тяжелых неделимых грузов (различное промышленное оборудование, строительные конструкции и т. п.).

Устройство прицепов и полуприцепов. Каждый прицеп состоит из поворотного и сцепного устройств, ходовой части и кузова. Большинство высокорамных прицепов выполнено с передней поворотной осью, подвешенной к короткой раме. С основной рамой самого прицепа эта короткая рама соединяется поворотным устройством центрально-шкворневого или бесшкворневого типа.

У большинства современных прицепов применяется поворотное устройство бесшкворневого типа. Такое устройство имеет опорный шариковый подшипник большого диаметра, наружная обойма которого закреплена на короткой раме поворотной оси, а внутренняя обойма — под основной рамой самого прицепа. Таким образом, все усилия между поворотной осью и самим прицепом передаются через шарики.

Ходовая часть прицепа состоит из колес, подвески и рамы. Рама имеет обычно изогнутую форму с поднятой передней частью над поворотной передней осью. В качестве упругих элементов подвески используются полуэллиптические рессоры.

Максимальная грузоподъемность прицепов определяется количеством их осей, для одноосных прицепов она не превышает 2 т, двухосных— 8 т. Для перевозки крупных неделимых грузов используют многоосные прицепы, грузоподъемность которых достигает 50 т.

Часто применяемые низкорамные двухосные прицепы оборудуют передними управляемыми колесами (аналогично автомобильным), приводимыми от дышла, заменяющими поворотную тележку. Такая конструкция позволяет снизить центр тяжести и погрузочную высоту прицепа.

Двухосные и многоосные прицепы (с общей массой более 0,75 т) должны иметь колесные тормозные устройства с гидравлическим, пневматическим или комбинированным приводом. Тормоза прицепа должны срабатывать одновременно с тормозами автомобиля тягача или самостоятельно автоматически в случае отрыва прицепа.

Это требование не относится к одноосным прицепам общей массой до 1,5 т. Такие прицепы должны иметь страхующее соединение в виде троса или цепи. Кроме того, у них должно быть устройство типа горного упора или стопора, способного удержать прицеп от самопроизвольного перемещения в отцепленном состоянии при наличии уклона до 16%.

Шасси полуприцепа включает в себя раму, подвеску и оси, сдвоенные колеса, тормозные механизмы с их приводом, стояночные опоры и сцепное устройство.

Рама полуприцепа представляет собой плоскую ферму с весьма прочными лонжеронами, которым придают иногда двутавровую форму.

В передней части рамы к лонжеронам приварен стальной лист, в котором выполнено гнездо для шкворня сцепного устройства. Шкворень любого полуприцепа должен иметь диаметр 50,8 мм, что оговорено специальными международными требованиями. В нижней части шкворня имеется буртик, препятствующий его вертикальным перемещениям.

Полуприцепы большой грузоподъемности выпускаются двухосными, в этом случае у них применяется балансирная подвеска, аналогичная устанавливаемой на трехосных автомобилях. Колеса, ступицы и шины полуприцепа и автомобипя-тягача полностью унифицированы. Для поддержания прицепа в горизонтальном положении, когда он расцеплен с тягачом, на его раме смонтировано выдвижное опорное устройство. Оно состоит из двух опор телескопического типа с роликом, устроенных по образцу винтового домкрата. При опускании и подъеме опор винты приводятся в действие при помощи шестеренчатого редуктора от ручной рукоятки.

Некоторые специализированные полуприцепы имеют безрамную конструкцию, при этом роль рамы выполняет сам кузов, например несущие цистерны или фургоны.

Полуприцеп может использоваться в качестве прицепа, в этом случае его передняя часть устанавливается на подкатную тележку, имеющую седельно-сцепное устройство.

Прицепы и полуприцепы допжны быть оборудованы всеми требуемыми правипами дорожного движения световыми приборами (габаритные фонари, стоп-сигнал, фонарь освещения номерного знака, указатели поворотов). Если габариты полуприцепа выходят за габариты тягача, тогда он должен иметь спереди дополнительно два габаритных фонаря.

Автопоезда, состоящие из автомобилей-тягачей с прицепами или полуприцепами, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, требуют применения средств повышения проходимости. Наиболее эффективным средством повышения проходимости автопоездов является применение прицепов или полуприцепов с активными, т. е. ведущими осями.

Существует несколько видов привода активных осей полуприцепов, среди которых следует отметить механическую, электрическую и гидравлическую передачи. Механическая передача, применяемая на автопоездах с полуприцепами небольшой грузоподъемности, состоит из конических шестеренчатых редукторов, установленных один над другим соответственно на тягаче и полуприцепе, соединенных между собой вертикальным карданным валом. Ось такого вала совмещают с осями качания опорно-сцепного устройства, что позволяет сохранить автопоезду необходимую гибкость.

Для тяжелых автопоездов с нескопькими прицепами большой грузоподъемности используют электрическую передачу. В этом случае на тягаче имеется силовая установка, приводящая в действие генератор электрического тока. На активных осях устанавливают мотор-колеса, т. е. колеса с индивидуальным электрическим приводом. Электродвигатели этих мотор-колес питаются током от генератора, установленного на тягаче.

Существует также гидрообъемная передача тягового усилия на ведущие колеса прицепов ипи полуприцепов. Такая передача состоит из поршневого насоса, приводимого в действие двигателем автомобиля-тягача, трубопроводов высокого давления и гидравлического роторного двигателя, соединенного через редуктор с ведущей осью прицепа или попу-прицепа. Масло, циркулирующее под давлением, создаваемым насосом, приводит во вращение ротор гидравлического двигателя и вновь возвращается в насос.

Гидрсобъемный привод отличается плавной передачей крутящего момента и возможностью изменять его величину без ступенчатой коробки передач. Однако его конструкция сложна, стоимость высока, а ремонт в условиях автохозяйств затруднителен.

Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины