Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   1Отечественные автомобили

Публикация:
   Рулевой привод

Читать далее:




Рулевой привод

Рулевой привод передает усилие от рулевого механизма управляемым колесам. Он состоит из тяг и рычагов, образуя так называемую рулевую трапецию. Длины плеч рычагов, входящих в эту трапецию, подобраны таким образом, чтобы обеспечивать правильное соотношение углов поворота передних колес автомобиля.

Конструкция рулевого привода зависит от типа передней подвески. При независимой подвеске передних колес поперечная рулевая тяга делается разрезной. Это необходимо для того, чтобы рулевой привод не ограничивал перемещение каждого из колес, подвешенных независимо одно от другого.

При зависимой подвеске передних колес, применяемой на отечественных грузовых автомобилях, рулевой привод имеет продольную и поперечную рулевые тяги, соединенные с поворотными рычагами. Продольная тяга заканчивается впереди наконечником, в котором размещается шаровой шарнир для крепления с поворотным рычагом левой цапфы. Задний конец продольной тяги несколько уширен и имеет шарнирное соединение с сошкой руля.

Шаровой наконечник сошки зажат между двумя вкладышами с регулировочными шайбами и регулирующей пробкой для устранения повышенного зазора, полученного в результате износа. Поперечная тяга имеет по концам наконечники с верхним и нижним расположением вкладышей, которые удерживают шаровые пальцы поворотных рычагов.

Шаровые пальцы защищены от попадания грязи резиновыми чехлами. Вкладыши поджимаются пружиной. Для крепления наконечников тяга имеет с одной стороны правую, а с другой левую резьбу, что позволяет легко изменять длину тяги при необходимости регулировки схождения передних колес. Наконечники фиксируются зажимами с болтами.

У легковых автомобилей с независимой подвеской передних колес применяется расчлененная рулевая трапеция. Рулевой привод выполняется многозвеньевым с шаровыми шарнирами, обеспечивающими свободное перемещение правого и левого передних колес, независимо одно от другого.

Такой привод у автомобиля ГАЗ-24 «Волга» состоит из двух поворотных рычагов, жестко связанных с цапфами передних колес, тяги 6, шарнирно соединяющей рулевую сошку с маятниковым рычагом, и боковых тяг, связывающих сошку и гягу с поворотными рычагами. Регулировочные трубки, установленные на боковых тягах, позволяют изменять их длину и тем самым регулировать величину схождения колес.

Рис. 1. Расчлененный рулевой привод: 1 — цапфы переднего колеса, 2, 10— поворотные рычаги, 3, 9 — регулировочные трубки, 4, 8 — боковые тяги, 5 — рулевая сошка, 6 — тяга, 7 — маятниковый рычаг, 11 — палец, 12 — защитное уплотнение, 13 — сферический вкладыш, 14 — опорная пята, 15 — пружина

Соединение тяги с маятниковым рычагом обеспечивает ее перемещение в строго определенных пределах. Маятниковый рычаг закрепляется в кронштейне, установленном на переднем подрамнике.

Сочленения рулевых тяг имеют шаровые шарниры, необходимые для смягчения ударов, воспринимаемых тягами, а также для компенсации износов шарнирных сочленений.

Сферическая поверхность пальца опирается на опорную пяту, которая прижимается к ней пружиной. Сверху палец опирается на сферический вкладыш и имеет защитное уплотнение, предохраняющее шарнир от попадания в него грязи. Наличие пружины делает сочленение самоподтягивающимся, не требующим регулировки в эксплуатации, до наступления определенного износа.

У автомобилей ВАЗ рулевой привод многозвеньевой с шаровыми шарнирами, обеспечивающими свободное вертикальное перемещение правого и левого передних колес, имеющих независимую подвеску

Рулевая сошка соединена с боковой тягой левого колеса и со средней тягой, соединенной также с тягой левого колеса.

Чтобы обеспечить перемещение средней тяги в строго определенных пределах, она шарнирно соединена с маятниковым рычагом, закрепленным в кронштейне на правом лонжероне подмоторной рамы.

Все шарнирные соединения рулевых тяг имеют пальцы со сферическими головками. Эти головки поворачиваются в сферических вкладышах, изготовленных из полиуретана — очень износостойкого полимерного материала, обладающего достаточной упругостью.

Вкладыш прижимается к сферической поверхности пальца пружиной, обеспечивающей беззазорное сочленение даже при наличии некоторого износа трущихся поверхностей. Внутренняя полость сферического шарнира заполнена долговечной смазкой, не меняемой в пределах всего срока службы шарнира.

Однако для сохранности смазки шарнир должен быть хорошо защищен от попадания в него пыли и грязи, а также от утечки смазки. С этой целью шарниры закрыты снаружи резинометаллическими чехлами, целость которых является основной гарантией сохранности смазки.

С введением шаровых шарниров отпадает необходимость в принудительной смазке и все сочленения рулевого привода не имеют масленок.

Рулевая трапеция может быть задней или передней, т. е. с поперечной рулевой тягой, расположенной сзади передней оси или перед ней. Различают единую трапецию, применяемую при зависимой подвеске колес, и расчлененную, используемую при независимой подвеске. Сошка может качаться по дуге окружности, расположенной в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля, или в плоскости, параллельной передней оси. В последнем случае продольная тяга отсутствует, а сила от сошки передается через поперечные рулевые тяги поворотным кулакам. Типичным во всех случаях является крепление сошки на валу при помощи конуса, треугольных шлиц и гайки.

При движении автомобиля по неровной дороге на детали рулевого привода (сошку, продольную и поперечную рулевые тяги, рулевые рычаги) действуют большие нагрузки. В связи с этим в рулевой привод вводят пружины для смягчения толчков и устройства для автоматического устранения зазоров, возникающих при износе деталей. Поперечная рулевая тяга представляет собой трубку с левой резьбой на одном конце и правой на другом для навинчивания наконечников крепления шаровых шарниров. Вследствие этого можно изменять расстояние между шарнирами при регулировании схождения управляемых колес.

Рис. 2. Рулевые трапеции: а — задняя цельная; б — передняя расчлененная; 1 — рулевой механизм; 2 — сошка; 3 — продольная тяга; 4 — рычаг поворотной цапфы; 5 — поперечная тяга; 6 — поворотный кулак; 7 — рычаг продольной тяги; 8 — стойка; 9 и 11 — боковые тяги; 10 — маятниковый рычаг; 12 — средняя тяга

На автомобиле ГАЗ-63А применены унифицированные продольные и поперечные рулевые тяги. В продольной тяге в наконечники, приваренные к трубе, установлены сменные вкладыши, сухарь и полусферический палец, опирающийся на пяту. Пяту поджимает коническая пружина, опорой которой служит крышка, закрепляемая стопорным кольцом. С другой стороны наконечника на палец шарнира с небольшим натягом надет резиновый колпак, закрепленный обоймой на наконечнике. Стальное кольцо, завулканизированное в колпак, обеспечивает его уплотнение при старении резины. Через масленку смазывают шарнир.

Рис. 3. Рулевой привод автомобилей: а — ГАЗ-5ЭА; б — ЗИЛ-130; в — MA3-5335; 1 — масленка; 2 — пята; 3 — коническая пружина; 4 — крышка; 5 — стопорное кольцо; 6 и 15 — наконечники; 7 и 17 — трубы; 8 — резиновое кольцо; 9 — обойма; 10 — резиновый колпак; 11 — металлическое кольцо; 12 — полусферический палец; 13 и 19 — сухари; 14 — сменный вкладыш; 16 — хомут; 18 — пробка; 20 — пружина; 21 — ограничитель

У поперечной тяги наконечники левой и правой резьбой соединены с трубой, имеющей на концах соответствующую резьбу и продольные разрезы. После соединения с наконечниками концы трубчатой тяги, имеющие продольные разрезы, стягивают хомутами, причем болты крепления хомутов располагают со стороны прорезей.

Один из сухарей шарнирного соединения шарового кольца с продольной рулевой тягой автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой жесткую опору, а другой опирается на пружину с ограничителем. Внешний сухарь прижат к шаровому шарниру резьбовой пробкой. Пружины в. наконечниках продольной рулевой тяги поставлены так, чтобы смягчались удары, передающиеся через тягу в обе стороны.

При независимой подвеске управляемых колес соединение их поворотных кулаков жесткой поперечной тягой нарушило бы возможность независимого перемещения колес; поэтому поперечная рулевая тяга выполнена из двух или из трех шарнирно-связанных частей, позволяющих колесам перемещаться независимо одно от другого.

Рис. 4. Рулевые тяги автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: 1 — шплинт; 2 — резьбовая пробка; 3 — пружина; 4 — опорная пята; 5 — корпус шарнира; 6 и 10 — резиновые уплотнители; 7 — распорная втулка наконечника; 8 — гайка; 9 — распорная втулка тяги; 11 — втулка; 12 — шайба; 13 — короткий палец; 14 — маятниковый рычаг; 15 — длинный палец; 16 — кронштейн маятникового рычага; 17 — поперечная тяга; 18 — боковая тяга; 19 — сошка; 20 болт; 21 стяжной хомут; 22 — регулировочная трубка; 23 — наконечник тяги; 24 — рычаг поворотного кулака

У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» задняя рулевая трапеция расчленена и состоит из боковых тяг, поперечной тяги, сошки, маятникового рычага и рычагов поворотных кулаков. Размеры боковых тяг регулируют при помощи регулировочных трубок. Трубка имеет продольный разрёз, и после регулировки ее зажимают с двух сторон хомутами при помощи болтов. Шарниры тяг с полусферическими пальцами саморегулирующиеся, разборные. Смазку закладывают при сборке на заводе, и регулярного пополнения она не требует.

Рулевая трапеция может быть задней или передней, т. е. с поперечной рулевой тягой, расположенной сзади передней оси или перед ней. Кроме того, различают цельную трапецию, применяемую при зависимой подвеске колес, и расчлененную, используемую при независимой подвеске. Рулевая сошка может качаться по дуге окружности, расположенной в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля, или в плоскости, параллельной передней оси. В последнем случае продольная тяга отсутствует, а усилие от сошки передается через поперечные рулевые тяги поворотным цапфам.

Рис. 5. Шарнирные соединения рулевых тяг:
а — продольная рулевая тяга автомобиля ЗИЛ-130; б — шаровые шарниры поперечной рулевой тяги автомобиля ЗИЛ-130; в — шарнир поперечной рулевой тяги автомобиля ГАЗ-53Ф: 1 — гайка; 2 и 17 — шаровые пальцы; 3 — сальник; 4 и ю — пробки; 5 — сухари; 6 — пружина; 7 — ограничитель пружины; 8 и 18 — масленки; 9 и 12 — концевые утолщения тяги; 11 — продольная рулевая тяга; 13 — рычаг поворотной цапфы; 14, 19 и 27 — пружины; 15 и 23 — сухари; 1в и 24 — наконечники поперечной рулевой тяги; 20 — резиновый сальник; 21 — палец; 22 — отражатель; 25 — шайба; 26 — стопорное кольцо; 28 — пята; 29 — стопор

Типичным во всех случаях является крепление рулевой сошки на валу с помощью конуса, треугольных шлицев и гайки.

При движении автомобиля по неровной дороге на деталях рулевого привода (рулевая сошка, продольная и поперечная рулевые тяги, рулевые рычаги) возникают большие нагрузки. В связи с этим в конструкции рулевого привода очень важны надежность крепления деталей и автоматическое устранение зазоров, возникающих при износе деталей.

На рис. 5, а показана продольная рулевая тяга автомобиля ЗИЛ-130, представляющая собой трубу с утолщениям на концах для шаровых пальцев, сошки и рычага цапфы. Для шаровых пальцев в трубе имеются отверстия специальной формы. Пальцы шарниров сошки и рычага имеют шаровые головки, охватываемые сухарями со сферическими выемками. Один из сухарей представляет собой жесткую опору, а другой опирается на пружину с ограничителем. Смазка к шарнирам подводится через масленки. Внешние сухари прижимаются к шаровым шарнирам пробками. Пробки ввертываются на резьбе и шплинтуются.

Пружины смягчают толчки, воспринимаемые колесами и передающиеся на рулевую сошку, и устраняют зазор, образующийся при износе шарового шарнира. Ограничители ограничивают величину максимальной деформации пружины и обеспечивают работу сочленения при поломке пружины. Пружины в наконечниках продольной рулевой тяги поставлены так, чтобы смягчались удары, передающиеся через тягу в обе стороны.

Шаровой палец крепится к рычагу цапфы гайкой. От вытекания смазки и попадания грязи шарниры защищены сальниками.

Поперечная рулевая тяга также представляет собой трубку и имеет на одном конце левую, а на другом пра;вую нарезку для навинчивания наконечников крепления шаровых шарниров, чем достигается возможность изменения расстояния между шарнирами при регулировании схождения управляемых колес. В шарнирных соединениях поперечной рулевой тяги в отличие от продольной амортизирующие пружины не ставятся, чтобы избежать возникновения колебательных движений управляемых колес. В наконечники поперечной тяги устанавливают саморегулирующиеся шарниры.

Шаровые пальцы рычагов поворотных цапф зажимаются в наконечниках поперечной рулевой тяги между двумя сухарями. Сухари имеют форму выгнутых клиньев, и шаровые пальцы располагаются эксцентрично по отношению к гнездам сухарей. Концы пружины вставлены в отверстия на утолщенных концах сухарей. При износе шарового сочленения пружина, стремясь разжаться, зажимает головку шарового пальца между сухарями, в результате в соединении устраняется зазор. Пружина удерживается в гнезде ввернутой в него пробкой. С противоположной стороны отверстие закрывается поджимаемым пружиной резиновым сальником с жестяным кожухом. Таким образом, палец в шарнире не может перемещаться вдоль оси тяги, что устраняет возможность колебания управляемых колес. Смазка в шарнир подается через масленку.

В наконечнике поперечной рулевой тяги автомобиля ГАЗ-53А пружина, опираясь на шайбу, закрепленную стопорным кольцом, прижимает пяту к шаровому наконечнику пальца. Это шарнирное соединение также является саморегулирующимся. Головка пальца входит в коническое отверстие сухаря. Под действием пружины палец перемедается в осевом направлении, вследствие чего устраняется зазор, получающийся при износе трущихся поверхностей. Уплотнение шарнира осуществляется резиновой накладкой в металлической обойме, прикрытой отражателем. Стопор удерживает сухарь от проворачивания.

При независимой подвеске управляемых колес соединение их поворотных цапф жесткой поперечной тягой нарушило бы возможность независимого перемещения колес; поэтому поперечная рулевая тяга делается из двух или трех шарнирно связанных частей, позволяющих колесам перемещаться независимо друг от друга.

На рис. 6 показана схема рулевого привода автомобиля М-21 «Волга». Рулевая сошка связана с поворотными цапфами передних колес через тяги 4,2 ж 6 ж поворотные рычаги. Правый конец тяги имеет опору на маятниковом рычаге.

Вертикальные перемещения колес не передаются друг другу, так как тяга 6 может качаться вокруг шарового шарнира Б рулевой сошки, а тяга — вокруг шарового шарнира А маятникового рычага.

Рис. 6. Схема рулевого привода при независимой подвеске колес автомобиля М-21 «Волга»:

Рис. 7. Шарнирные соединения рулевых тяг автомобиля М-21 «Волга»

Верхний конец маятникового рычага резьбовыми втулками закреплен в кронштейне на оси. Шаровые шарниры саморегулирующиеся.

На рис. 7 изображены шарниры рулевой трапеции автомобиля М-21 «Волга».

Палец шарнира имеет рабочую шаровую поверхность, которой он опирается на внутреннюю шаровую поверхность сухаря, запрессованного в корпус головки тяги. Шаровые поверхности пальца и сухаря прижимаются друг к другу конической пружиной через опорную пяту. Выступы а на опорной пяте ограничивают возможность качания шарового пальца в плоскости, перпендикулярной продольной оси тяги. Плоское пружинное стопорное кольцо запирает заглушку, закрывающую снизу корпус. Шарнир смазывается через масленку густой консистентной смазкой. В отверстие для масленки входит усик, фиксирующий в определенном положении пяту в шарнире, благодаря чему обеспечивается взаимно правильное положение головок тяг и шаровых пальцев. Усики опорных пят и отверстия для масленок смещены у правого шарнира на 45° влево, а у левого — вправо. В остальном конструкция шарниров одинакова.

Подобное же устройство имеют рулевые приводы и других отечественных легковых автомобилей.

От рулевого механизма усилие, поворачивающее передние колеса, передается через рулевой привод. Рулевой привод выполнен в виде трапеции, состоящей из рычагов поворотных цапф, продольных и поперечных рулевых тяг.

Поперечная рулевая тяга, представляющая собой полую штангу, соединяет между собой рычаги левой и правой поворотных цапф. Для соединения штанги с рычагами используют наконечники со сферическими сухарями, которые удерживают шаровые пальцы поворотных рычагов. Наконечник навертывают на конец тяги. Один конец тяги имеет правую, а другой — левую резьбу. Шаровой палец зажат между малым и большим сухарями. Большой сухарь поджимается пружиной, опорой для которой служит пята, установленная на резьбе в корпусе наконечника. Наличие пружины делает сочленение самоподтягивающимся, не требующим регулировки в эксплуатации. Кроме того, благодаря упругости пружины смягчаются ударные нагрузки на рулевое управление от передних колес.

Рис. 8. Поперечная рулевая тяга автомобиля МАЗ-500А:
1 — сальник пальца: 2 — пружина сальника; 3 — обойма: 4 — правый наконечник 5 — поперечная тяга: 6 — опорная пята; 7 — пружина сухаря; 8 — большей сухарь пальца; 9 — шаровой палец; 10 — малый сухарь пальца; 11 — левый наконечник

Для удержания смазки и защиты шарового сочленения от попадания грязи выходное отверстие шейки пальца уплотнено резиновым сальником, заключенным в металлическую обойму и поджимаемым пружиной. Смазку в шаровое сочленение вводят через пресс-масленку. Каждый наконечник фиксируется на поперечной тяге зажимом с двумя болтами.

Чтобы ограничить максимальный поворот колес, на рычагах поворотных цапф устанавливают упорные болты, которые при достижении максимального угла поворота упирается в выступы балки передней оси и не допускают задевания подвижных деталей за раму.

Максимальные углы поворота правого и левого колес при повороте в ту или другую сторону у автомобилей МАЗ составляют 38°. У автомобиля КамАЭ-5320 максимальный угол поворота колес в наружную сторону (по отношению к центру поворота) равен 35°, а во внутреннюю 45°.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Рулевой привод"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства