Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   1Отечественные автомобили

Публикация:
   Сцепление автомобиля

Читать далее:




Сцепление автомобиля

Полнота выключения сцепления проверяется по бесшумному включению передач при полностью нажатой педали сцепления. Большой свободный ход педали сцепления и нарушение положения установочных винтов, которые ограничивают перемещение среднего ведущего диска, вызывают неполное выключение сцепления, а большой износ или замасливание фрикционных накладок дисков сцепления, ослабление рабочих пружин и отсутствие свободного хода педали — неполное включение сцепления.

Величину свободного хода педали сцепления определяют при помощи специальной линейки. У автомобилей с механическим приводом сцепления эту величину регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом выключения сцепления. Тяга удлиняется для увеличения и укорачивается для уменьшения свободного хода педали. Эта регулировка производится при помощи регулировочной’гайки, которая имеется на тяге (рис. 1).

Правильно отрегулированное сцепление во включенном положении не должно пробуксовывать, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться.

Регулировка гидравлического привода включения сцепления на автомобиле ГАЗ-66 заключается в установлении зазора между толкателем и поршнем цилиндра в пределах 0,5—1,5 мм, при этом свободный ход педали будет составлять 3,5—10,0 мм. Регулировка производится эксцентриковым болтом, который установлен на рычаге сцепления (рис. 2). Если требуемый свободный ход педали не обеспечивается регулировкой с помощью эксцентрикового болта, то необходимо предварительно произвести регулировку изменением длины тяги, при этом следует отсоединить оттяжную пружину от педали.

Рис. 1. Регулировка свободного хода педали сцепления автомобиля ЗИЛ-130: 1 — сферическая регулировочная гайка; 2 — тяга привода сцепления

Изменением длины толкателя рабочего цилиндра регулируется зазор между упорным подшипником выключения сцепления и головками оттяжных рычагов, равный 2,5—3,0 мм. П,ри этом свободный ход вилки выключения сцепления должен составлять 4—5 мм. В результате указанной регулировки свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 32—44 мм, ход поршня рабочего Цилиндра равен 23 мм. Если ход поршня уменьшен, то в системе гидропривода имеется воздух и гидропривод нужно прокачать.

Уход за сцеплением и приводом выключения сцепления заключается в периодической проверке состояния сцепления и привода, регулировке свободного хода педали, проверке уровня жидкости в главном цилиндре, смазке упорного подшипника муфты выключения сцепления.

Рис. 2. Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66: 1 — эксцентриковый болт; 2 —тяга; 3 — оттяжная пружина: 4 — толкатель; 5 — поршень; 6 — рычаг выключения сцепления (нажимной рычаг); 7 — выжимной подшипник сцепления; 8 — вилка выключения; 9 — толкатель; 10 — оттяжная пружина; 11— рабочий цилиндр; 12 — поршень рабочего цилиндра; 13 — перепускной клапан; 14 — трубопровод

Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Это необходимо делать при пуске холодного двигателя, переключении передач, а также для плавного трогания с места.

На автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 применяют однОдисковое фрикционное сцепление, действие которого основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями дисков.

Сцепление состоит из кожуха, прикрепленного к маховику, плоскость которого является ведущим диском. Внутри кожуха помещается ведомый диск со ступицей, установленной на шлицах ведущего вала коробки передач, и нажимный диск, соединенный с кожухом с помощью пружинных пластин (ЗИЛ-130) или выступов на диске (ГАЗ-бЗА), а также шарнирно установленные рычаги выключения сцепления. Ведомый диск — стальной, с прикрепленными к нему с обеих сторон фрикционными накладками. Он соединен со ступицей через гаситель крутильных колебаний, который обеспечивает мягкость включения сцепления и быстрое гашение крутильных колебаний за счет упругости пружин и трения между дисками гасителя и ведомым диском. Между кожухом и нажимным диском по окружности установлены витые цилиндрические пружины, которые прижимают нажимный и ведомый диски к маховику. В этом положении за счет силы трения между дисками все рассмотренные детали будут вращаться с маховиком как одно целое — сцепление включено.

Привод выключения сцепления ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 механический. Он состоит из педали с оттяжной пружиной, валика с рычагом, вилки выключения с возвратной пружиной и муфты выключения сцепления с выжимным подшипником. При нажатии на педаль сцепления детали привода перемещают вилку, которая через муфту выключения и выжимный подшипник отжимает рычаги выключения сцепления. Внешние концы рычагов отводят нажимный диск от ведомого, который освобождается и перестает передавать крутящий момент на ведущий вал коробки передач — сцепление выключено. Привод выключения сцепления автомобиля КамАЗ и ГАЗ-24— гидравлический.

Рис. 3. Сцепление ЭИЛ-130:
а — сцепление, б — привод выключения; 1 — вилка отжимного рычага, 2 — ось отжимного рычага с игольчатым подшипником, 3 — маховик, 4 — ведомый диск, 5 — нажимный диск, 6 — отжимный рычаг, 7 — ступица ведомого диска, 8 — ведущий вал коробки передач, 9 — диски гасителя крутильных колебаний, 10 — пружина гасителя крутильных колебаний, 11 — пружинные пластины, 12— кожух сцепления, 13 и 14— нажимная и возвратная пружины, 15 — муфта выключения сцепления с выжимным подшипником, 16 — тяга вилки с пружиной, 17 — регулировочная гайка, 18 — рычаг вилки, 19 — оттяжная пружина, 20 — вилка выключения сцепления, 21 — педаль сцепления, 22 — рычаг вала педали, 23 — вал педали

Сцепление автомобиля КамАЭ-5320 двухдисковое, в гидравлическом приводе имеется пневмоусилитель. Сцепление состоит из двух ведущих (нажимных) и двух ведомых дисков, установленных на общей шлицевой ступице. Ведущим диском является маховик. Нажимные диски своими шипами входят в пазы маховика и имеют возможность перемещаться в осевом направлении и передавать крутящий момент от маховика. Принцип действия двухдискового сцепления аналогичен принципу действия однодискового.

Рис. 4. Сцепление автомобиля КамАЗ

Для нормальной работы сцепления должен быть определенный зазор между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления (у КамАЗ — упорным кольцом рычагов), определяемый величиной свободного хода педали.

Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Это необходимо делать при пуске холодного двигателя, переключении передач, а также для плавного трогания с места.

На автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 применяют однОдисковое фрикционное сцепление, действие которого основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями дисков.

Сцепление состоит из кожуха, прикрепленного к маховику, плоскость которого является ведущим диском. Внутри кожуха помещается ведомый диск со ступицей, установленной на шлицах ведущего вала коробки передач, и нажимный диск, соединенный с кожухом с помощью пружинных пластин (ЗИЛ-130) или выступов на диске (ГАЗ-5ЗА), а также шарнирно установленные рычаги выключения сцепления. Ведомый диск — стальной, с прикрепленными к нему с обеих сторон фрикционными накладками. Он соединен со ступицей через гаситель крутильных колебаний, который обеспечивает мягкость включения сцепления и быстрое гашение крутильных колебаний за счет упругости пружин и трения между дисками гасителя и ведомым диском. Между кожухом и нажимным диском по окружности установлены витые цилиндрические пружины, которые прижимают нажимный и ведомый диски к маховику. В этом положении за счет силы трения между дисками все рассмотренные детали будут вращаться с маховиком как одно целое — сцепление включено.

Привод выключения сцепления ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 механический. Он состоит из педали с оттяжной пружиной, валика с рычагом, вилки выключения с возвратной пружиной и муфты выключения сцепления с выжимным подшипником. При нажатии на педаль сцепления детали привода перемещают вилку, которая через муфту выключения и выжимный подшипник отжимает рычаги выключения сцепления. Внешние концы рычагов отводят нажимный диск от ведомого, который освобождается и перестает передавать крутящий момент на ведущий вал коробки передач — сцепление выключено. Привод выключения сцепления автомобиля КамАЗ и ГАЗ-24— гидравлический.

Рис. 5. Сцепление ЭИЛ-130:
а — сцепление, б — привод выключения; 1 — вилка отжимного рычага, 2 — ось отжимного рычага с игольчатым подшипником, 3 — маховик, 4 — ведомый диск, 5 — нажимный диск, 6 — отжимный рычаг, 7 — ступица ведомого диска, 8 — ведущий вал коробки передач, 9 — диски гасителя крутильных колебаний, 10 — пружина гасителя крутильных колебаний, 11 — пружинные пластины, 12— кожух сцепления, 13 и 14— нажимная и возвратная пружины, 15 — муфта выключения сцепления с выжимным подшипником, 16 — тяга вилки с пружиной, 17 — регулировочная гайка, 18 — рычаг вилки, 19 — оттяжная пружина, 20 — вилка выключения сцепления, 21 — педаль сцепления, 22 — рычаг вала педали, 23 — вал педали

Сцепление автомобиля КамАЭ-5320 двухдисковое, в гидравлическом приводе имеется пневмоусилитель. Сцепление состоит из двух ведущих (нажимных) и двух ведомых дисков, установленных на общей шлицевой ступице. Ведущим диском является маховик. Нажимные диски своими шипами входят в пазы маховика и имеют возможность перемещаться в осевом направлении и передавать крутящий момент от маховика. Принцип действия двухдискового сцепления аналогичен принципу действия однодискового.

Рис. 6. Сцепление автомобиля КамАЗ

Для нормальной работы сцепления должен быть определенный зазор между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления (у КамАЗ — упорным кольцом рычагов), определяемый величиной свободного хода педали.

Сцепление служит для кратковременного разобщения двигателя с коробкой передач.

В настоящее время на большинстве автомобилей с дизельными двигателями (МАЗ, КрАЗ и КамАЗ) применяется сухое фрикционное двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами.

Устройство такого сцепления показано на рис. 7. К маховику на шпильках крепится кожух сцепления, вращающийся с ним как одно целое. Находящийся в кожухе нажимной диск и средний ведущий диск имеют на своей цилиндрической поверхности по четыре шипа (выступа), входящих в пазы маховика. Вращаясь вместе с маховиком, эти диски могут перемещаться в осевом направлении.

Средний ведущий диск расположен между двумя ведомыми дисками, установленными на шлицах ведущего вала коробки передач. Нажимной диск находится под действием цилиндрических нажимных пружин, расположенных по его периферии и опирающихся на диск через теплоизолирующие шайбы. Нажимные пружины оказывают постоянное давление на ведущие и ведомые диски.

При выключении сцепления нажимной диск перемещается в противоположном от маховика осевом направлении. Отводится нажимной диск четырьмя оттяжными рычагами, шарнирно закрепленными в его проушинах на осях с игольчатыми подшипниками. Оси качания оттяжных рычагов с игольчатыми подшипниками установлены в вилках, закрепленных в кожухе сцепления. Внутренние концы оттяжных рычагов входят в упорное кольцо и соединяются с ним специальными пружинами. Кольцо может перемещаться в осевом направлении вместе с выжимным подшипником и муфтой выключения сцепления, в которую упирается вилка, установленная на валу, соединенным через рычаг с тягой выключения сцепления.

При перемещении муфты в сторону маховика рычаги поворачиваются на своих осях, отводя нажимной диск в противоположном от маховика направлении. Пружины при этом сжимаются, давление на ведомые диски прекращается, и они перестают передавать крутящий момент ведущему валу, двигатель разобщается с коробкой передач. При выключенном сцеплении средний ведущий диск поддерживается в определенном положении автоматическим регулирующим устройством, что исключает трение ведомых дисков.

Для более плавной передачи крутящего момента ведомые диски имеют гасители крутильных колебаний фрикционного типа, состоящие из диска гасителя, приклепанного к ступице, спиральных пружин, тангенциально установленных в окнах ведомого диска и колец по обеим сторонам ведомого диска. При возникновении крутильных колебаний происходит трение

Рис. 7. Двухдисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами устанавливаемое на автомобилях МАЗ и КамАЗ:
1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — петля пружины; 10 — выжимной подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка- выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — ведущий вал; 24 — диск гасителя крутильных колебаний; 25 — пружина гасителя; 26 — кольцо ведомого диска; 27 — механизм автоматической регулировки положения среднего веду-между диском 24 и кольцами 26, поглощающее энергию крутильных колебаний и приводящее к их затуханию.

При отпущенной педали сцепления пружина оттягивает муфту с подшипником от упорного кольца. Сцепление передает крутящий момент ведущему валу коробки передач.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Сцепление автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства