Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. Кроме того, полуось может воспринимать изгибающую нагрузку от сил, действующих на колесо. Такую нагрузку создают передаваемая на полуось часть массы автомобиля, а также усилия, появляющиеся вследствие реакции дороги, толчков, вызываемых неровностями дороги, центробежных сил при поворотах и бокового уклона дорожного полотна.
В зависимости от способа установки различают полуразгруженные и разгруженные полуоси. На всех легковых автомобилях применяются полуразгруженные, а на грузовых автомобилях и автобусах разгруженные полуоси.
Полуразгруженной полуосью называют полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на ее наружном конце, а подшипник расположен внутри картера ведущего моста.
Разгруженной полуосью называют полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на двух подшипниках, расположенных на картере ведущего моста.
—
Полуоси передают крутящий момент Мк от дифференциала к ведущим колесам. Кроме того, к полуоси могут быть приложены изгибающие моменты от вертикальной реакции ZK на действие силы тяжести, приходящейся на колесо, от касательной реакции Хк и от боковой силы Ук, возникающей при заносе, движении на повороте или по дороге с поперечным уклоном, а также под действием бокового ветра. Полуоси, применяющиеся на современных автомобилях, в зависимости от конструкции внешней опоры, определяющей степень их нагруженности изгибающими моментами, бывают двух типов: полуразгруженные и разгруженные.
На грузовых автомобилях малой грузоподъемности и на легковых автомобилях применяют обычно полуразгруженные полуоси, у которых подшипник установлен между полуосью и ее кожухом на расстоянии ар от средней плоскости колеса. Благодаря этому реакции ZK и Хк создают на плече ар изгибающие моменты, действующие на полуось соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а боковая реакция — изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости на плече, равном радиусу колеса гк. На автобусах и грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют полностью разгруженные полуоси. В этом случае все изгибающие моменты воспринимаются подшипниками, установленными между ступицей колеса и кожухом полуоси, а полуось передает лишь крутящий момент.
Типичные конструкции полуосей показаны на рис. 2. Ступицу или диск колеса можно крепить к полуоси при помощи фланца. Этот способ крепления является наиболее распространенным. Внутренний конец полуоси имеет шлицы, которые вставляют в полуосевую шестерню. Если полуось имеет шлицы не только на внутреннем, но и на наружном конце, то последние используют для установки фланца крепления полуоси со ступицей колеса (грузовые автомобили МАЗ и КрАЗ).
Крепление колес легковых автомобилей на наружном конце полуоси показано на рис. 3, а, крепление ступиц грузовых автомобилей — на рис. 2, б и в. Диск колеса к фланцу полуоси крепят гайками. На конец полуоси надевают шариковый подшипник. Вытеканию смазки из подшипника препятствуют сальники. Полуось установлена на шариковом подшипнике в выточке стального наконечника, приваренного к кожуху полуоси. Подшипник на полуоси укреплен зажимным кольцом, напрессованным на полуось. Между кольцом и подшипником установлено пружинное кольцо, повышающее надежность крепления подшипника. В выточке наконечника подшипник удерживается пластиной, прикрепленной болтами к фланцу наконечника вместе с маслоотражателем и тормознымщитом. Между подшипником и буртом фланца полуоси установлена втулка. Для гашения стука под наружное кольцо в наконечнике ставят пружинную прокладку.
Крепление ступицы колеса грузового автомобиля с использованием фланца, изготовленного за одно целое с полуосью, показано на рис. 3, б. Два конических роликоподшипника надеты на кожух полуоси. Крепят подшипники на кожухе и регулируют их при помощи гайки, стопорной шайбы с установочным пальцем и контргайки. Вытеканию смазки из ступицы препятствует сальник. Ступицу соединяют с фланцем полуоси шпильками с гайками и пружинными шайбами. Во фланец ступицы вставлены шпильки, на которые надевают диск внутреннего колеса и закрепляют его колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную резьбу. Эти гайки имеют центрирующие фаски. Тормозной диск крепят к фланцу ступицы винтами. Для снятия полуоси используют болты-съемники.
Полуось соединяют со ступицей колеса при помощи фланца, надетого на шлицы полуоси. Полуось проходит внутри кожуха полуоси. Опорами для ступицы колеса служат два роликовых конических подшипника. Наружный фланец ступицы шпильками и гайками соединяют с фланцем.
Полуоси в процессе эксплуатации автомобилей подвергаются значительным знакопеременным нагрузкам, особенно при движении по плохим грунтовым дорогам и по шоссе с твердым покрытием в плохом состоянии. Поэтому к долговечности полуосей предъявляют особые требования. Для повышения долговечности полуосей их изготовляют из легированной стали. Снижения концентрации напряжений достигают увеличением радиусов перехода между полуосью и фланцем. Заметно повышается долговечность полуосей при их закалке токами высокой частоты и дробеструйной обработке.
Долговечность подшипников колес обеспечивается надежной защитой от попадания в них грязи.
—
Рис. 4. Схема сил, действующих на ведущее колесо автомобиля
Полуоси делятся на три типа: разгруженные, разгруженные на три четверти и полуразгруженные.
Если полуось не воспринимает изгибающих моментов и передает только крутящий момент, то такая полуось называется разгруженной. Большинство грузовых автомобилей имеет полуоси этого типа (автомобили FA3-53A, ЗИЛ-130, МАЗ-500, УАЗ-450 и др.).
Полуось, разгруженная на три четверти, отличается от разгруженной тем, что ее наружный конец соединен со ступицей ведущего колеса, опирающейся на кожух заднего моста не через два, а через один подшипник. Эта полуось воспринимает меньшую часть изгибающих моментов от радиальной Т, тангенциальной Р и боковой R сил, действующих на колесо; большая часть изгибающих моментов воспринимается кожухом заднего моста. Этот тип полуосей устанавливается на легковых автомобилях М-20 «Победа» и ГАЗ-67Б.
Полуразгруженные полуоси воспринимают все изгибающие моменты, и наружные концы полуосей непосредственно опираются на подшипники, установленные в картере заднего моста. Применяются они преимущественно на легковых автомобилях («Москвич-408», М-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка»),
Автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» имеет качающиеся полуоси разгруженного типа.
Рис. 5. Типы полуосей:
а — разгпуженная полуось; б — полуось, разгруженная на три четверти; в — попуразгруженная полуось
Крепление ступицы грузового автомобиля показано на рис. 212. Два конических роликоподшипника надеты на конец кожуха полуоси. Наружные кольца этих подшипников запрессованы внутрь ступицы. Крепление подшипников на кожухе и их регулировка производятся с помощью гайки, замочной шайбы со штифтом и контргайки. Вытекание смазки из ступицы предотвращается сальником.
Ступица соединяется с фланцем полуоси шпильками с гайками и пружинными шайбами. Во фланце ступицы закреплены шпильки, на которые надевается диск внутреннего колеса и закрепляется гайками.
Рис. 6. Конструкции полуосей:
Рис. 7. Крепление ступицы заднего колеса грузового автомобиля:
1 — винт крепления тормозного диска; 2 и 3 — конические роликоподшипники; 4 — болты-съемники; 5 — штифт; 6 —гайка; 7 — контргайка; 8 — замочная шайба; 9 — шпилька; 10 — пружинная шайба; 11 — ступица; 12 — сальник; 13 — кожух полуоси; 14 — полуось
Тормозной диск крепится к фланцу ступицы винтами. Для вытаскивания полуоси служат болты-съёмники.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Полуоси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы