Автомобиль можно разделить на три основные части: двигатель, шасси и кузов. Схема устройства современного автомобиля показана на рис. 1.
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Основным типом двигателя для автомобилей является поршневой двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от способа смесеобразования и используемого топлива, на автомобилях применяются карбюраторные двигатели, работающие на бензине; дизели, работающие на тяжелом жидком топливе, и газовые двигатели, работающие на газовом топливе. Двигатели различаются по числу цилиндров и их расположению (рядные и V-образные), по размещению клапанов (нижнее или верхнее), а также по развиваемой мощности и числу оборотов.
Шасси составляют все части и механизмы автомобиля, служащие для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, управления автомобилем и его передвижения.
Шасси автомобиля включает следующие группы механизмов:
1) силовую передачу, необходимую для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам автомобиля;
2) ходовую часть, образующую тележку автомобиля, на которой крепятся все его части и механизмы;
3) механизмы управления автомобилем, необходимые для изменения направления его движения и торможения.
Каждая из перечисленных групп состоит из ряда механизмов, собранных из отдельных деталей.
Силовая передача двухосного автомобиля с приводом на задние колеса включает следующие механизмы: сцепление, с помощью которого временно разъединяют двигатель и силовую передачу и плавно соединяют их; коробку передач, служащую для изменения тягового усилия на ведущих колесах, осуществления заднего хода и длительного отъединения двигателя от силовой передачи; карданную передачу, необходимую для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала; главную передачу, назначением которой является повышение тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передача усилий с одного вала на другой под углом 90°; дифференциал с полуосями, позволяющий при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различными числами оборотов.
Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в специальном кожухе, получили общее название ведущего моста.
Силовая передача автомобилей высокой проходимости включает ряд дополнительных механизмов, к которым относятся дополнительные ведущие мосты, раздаточная коробка и добавочные части карданной передачи.
У некоторых современных автомобилей сцепление и коробка передач иногда заменяются гидромеханической автоматической передачей, значительно упрощающей управление автомобилем.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес и передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят рессоры или другие упругие элементы. В легковых автомобилях рама иногда конструктивно совмещается с жестким основанием кузова, который в этом случае называется несущем кузовом.
В двухосных автомобилях дорожной проходимости с приводом на задние колеса последние являются ведущими, а передние колеса — управляемыми. В двухосных автомобилях высокой проходимости все колеса являются ведущими, а передние колеса — одновременно и управляемыми.
Трехосные автомобили высокой проходимости в задней части имеют два ведущих моста, а в передней — один. Передние колеса одновременно являются ведущими и управляемыми.
Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами и служащее для изменения направления движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте.
Кузов установлен на шасси и предназначен для размещения водителя, пассажиров или груза. Устройство кузова зависит от назначения автомобиля. У легковых автомобилей применяется закрытый или открытый кузов с установленными внутри сиденьями. Закрытый кузов без перегородки, отделяющей водителя от пассажиров, называется седан, с внутренней перегородкой — лимузин; закрытый кузов, имеющий за задним (обычно откидным) сиденьем помещение для перевозки грузов, — универсал и закрытый специальный незастекленный кузов для перевозки грузов — фургон.
У грузовых автомобилей имеются отдельная кабина для водителя и одного или нескольких пассажиров и платформа с бортами для размещения груза.
—
Независимо от конструктивных особенностей и назначения в автомобиле различают три основные части: двигатель, шасси и кузов.
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.
Шасси автомобиля принято подразделять на три группы механизмов: трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.
Трансмиссия служит для передачи механической энергии (вращения) от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса включает сцепление, коробку передач, карданную передачу и механизмы заднего ведущего моста (главную передачу, дифференциал и полуоси).
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней и задней осей с подвесками.
К механизмам управления автомобиля относятся рулевое управление и тормозная система.
Кузов у большинства легковых автомобилей и автобусов является несущим, т. е. его жесткое основание заменяет раму. У грузовых автомобилей кузов состоит из платформы, предназначенной для размещения груза, и кабины.
—
Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.
Двигатель представляет собой агрегат, преобразующий тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую работу.
Шасси состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Трансмиссия изменяет величину и направление крутящего момента и передает его от двигателя на ведущие колеса автомобиля; она состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи и дифференциала и полуосей.
Сцепление предназначено для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя и трансмиссии при пуске холодного двигателя, переключении передач, торможении и остановке автомобиля и плавного соединения двигателя с трансмиссией при трога-нии с места.
Коробка передач дает возможность изменять величину и направление крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса, обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разъединение двигателя и трансмиссии.
Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами (за счет применения специальных шарниров — карданов).
Главная передача служит для передачи крутящего момента от карданного вала через дифференциал к полуосям (приводным валам) под прямым углом, а также для увеличения крутящего момента на ведущих колесах.
Дифференциал дает возможность вращаться ведущим колесам с различной частотой при движении автомобиля на поворотах и по неровной дороге, что исключает проскальзывание ведущих колес и снижает износ шин.
К ходовой части легкового автомобиля относятся подрамник, конструктивно совмещенный с основанием кузова, передний и задний мосты, передняя и задняя подвески, состоящие из пружинных или листовых рессор, амортизаторы и колеса.
Механизмы управления включают рулевое управление, необходимое для изменения направления движения автомобиля, и тормозную систему, обеспечивающую замедление движения автомобиля, его остановку и удержание в неподвижном состоянии.
Кузов легкового автомобиля предназначается для размещения рабочего места водителя, пассажиров и багажа. Кузов — несущий, к нему крепятся все агрегаты и механизмы.
Рис. 3. Общее устройство автомобиля:
1 — двигатель; 2 — сцепление; 3— коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — детали еадней подвески; 6 — топливный бак; 7 — глушитель; 8 — амортизаторы; 9 — задний moст; 10 —главная передача и дифференциал; 11 — опора карданной передачи; 12 — рулевое управление; 13 — детали передней подвески; 14 — колесо
—
Классификация автомобилей. Подвижной состав автомобильного транспорта по своему назначению подразделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в свою очередь, подразделяются на подвижной состав общего назначения (с бортовой платформой) и специализированный, кузова которого приспособлены для перевозки грузов определенных видов (самосвалы, цистерны и пр.). Автомобили, предназначенные для постоянной работы с прицепами, называются тягачами, а с полуприцепами — седельными тягачами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ,— пожарные, санитарные, уборочные, автокраны и др.
Кроме классификации по назначению подвижной состав подразделяется на классы: легковые автомобили в зависимости от литража двигателя, автобусы — от длины кузова, грузовые — от грузоподъемности.
По типу двигателя автомобили подразделяются на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили) и газотурбинные.
В зависимости от приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной или повышенной проходимости, о чем можно судить по колесной формуле, в которой первая цифра обозначает общее число колес автомобиля, а вторая — число ведущих колес (сдвоенные колеса ведущих мостов грузовых автомобилей считаются за одно колесо). Например: 4><2—двухосный автомобиль с одним ведущим мостом (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ГАЗ-24); 6 X 4— трехосный автомобиль с двумя ведущими мостами (КамАЭ-5320); 6X6—трехосный автомобиль со всеми ведущими мостами (ЗИЛ-131).
Рис. 4. Шасси с двигателем автомобиля ЗИЛ-130:
1 — двигатель, 2 — сцепление, 3 — коробка передач, 4 — стояночный тормоз, 5 и 8 — промежуточный и основной карданные валы, 6 — опора промежуточного вала, 7 — рама автомобиля, 9 — задний ведущий мост, 10 — колеса с шинами, 11 — тормоз заднего колеса, 12 — буксирное устройство, соединительная головка привода тормозов прицепа, 14 — задняя рессора, 15 — топливный бак, 16 — аккумуляторная батарея, 17 — тяги привода рулевого управления, 18 — тормоз переднего колеса, 19 — амортизатор, 20 — передняя рессора, 21 — рулевой механизм с гидроусилителем
Общее устройство автомобиля. Автомобиль состоит из двигателя, шасси и кузова.
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.
Шасси состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и изменения его по величине и направлению. Она включает в себя сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу с дифференциалом и полуоси. Автомобили повышенной проходимости с передним и задним ведущими мостами имеют еще раздаточную коробку, которая распределяет крутящий момент между ведущими мостами.
Ходовая часть состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвески (рессор, амортизаторов), колес и шин.
К механизмам управления относятся рулевое управление и тормозная система.
Кузов служит для размещения грузов и пассажиров. Кузов грузового автомобиля состоит из кабины и платформы, устанавливаемых на шасси автомобиля. На большинстве легковых автомобилей кузов несущий (безрамный). К нему крепятся все агрегаты, узлы и механизмы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общее устройство автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы