Рама является основанием грузового автомобиля, на котором устанавливаются все агрегаты, кабина и кузов. Она должна обеспечивать высокую прочность и жесткость, не допускать появления перекосов и вибраций, иметь возможно меньшую массу.
Современные легковые автомобили, как правило, не имеют рамы. Ее роль выполняет так называемый несущий кузов.
Рама состоит из двух продольных балок (лонжеронов), соединяемых 5—7 поперечными балками (поперечинами). У автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 рама выполнена из лонжеронов швеллерного сечения переменного профиля. В местах приложения наибольших нагрузок сечение лонжеронов увеличено. Все детали рамы соединены заклепками. К лонжеронам приклепаны кронштейны для крепления силового агрегата, рессор и рулевого управления. К задней поперечине крепится буксирное устройство, а в передней части рамы установлены буксирные крюки.
Буксирное устройство автомобиля ЗИЛ-130 имеет корпус, внутри которого свободно вставлен резиновый упругий элемент с опорными шайбами по обоим торцам. Через упругий элемент проходит стержень буксирного крюка, удерживаемый от осевого перемещения гайкой.
Легковые автомобили («Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга» и др.) имеют цельнометаллические кузова, состоящие из отдельных панелей, отштампованных из стального листа и соединенных между собой сваркой. Для крепления силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) и переднего моста имеется короткая полурама (подрамник), прикрепленная болтами к полу кузова.
Передний мост грузовых автомобилей состоит из стальной кованой двутавровой балки. Для крепления рессор на балке выполнены площадки. По обоим концам балки имеются бобышки с проушинами, в которые вставляются шкворни, соединяющие переднюю ось с поворотными цапфами колес. Чтобы облегчить поворот цапф, шкворень имеет упорный шариковый подшипник, установленный между бобышками и нижней частъю вилки поворотной цапфы.
Задний мост представляет собой жесткую балку цельной или разъемной конструкции, в которую входит картер главной передачи. У грузовых автомобилей старых моделей (ГАЗ-51А) и некоторых легковых автомобилей задние мосты разъемной конструкции. У большинства грузовых автомобилей новых моделей и современных легковых автомобилей (ВАЗ-2101) задние мосты выполнены в виде стальной штампованной пустотелой балки, сваренной из двух половин.
В средней части балки устанавливают редуктор главной передачи в сборе с дифференциалом, закрываемый сзади штампованной крышкой. В боковых кожухах балки проходят полуоси. По концам этих кожухов приваривают фланцы для укрепления опорных тормозных дисков, а на концевой наружной цилиндрической поверхности у грузовых автомобилей устанавливают подшипники, на которых вращаются ступицы задних колес, соединяемые болтами с фланцами полуосей. В этом случае кожухам полуосей придают повышенную жесткость, так как они передают часть изгибающей нагрузки от массы автомобиля и действующих динамических усилий.
У задних мостов легковых автомобилей подшипники устанавливают внутри боковых кожухов и в них вращаются полуоси, к фланцам которых непосредственно крепятся барабаны колесных тормозов и диски колес.
Для соединения с подвеской на наружной поверхности кожухов в их средней части приварены подушки, к которым при помощи стремянок крепятся рессоры.
—
Рама автомобиля служит основанием для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля. Она состоит из двух продольных балок швеллерного сечения и нескольких поперечин, штампованных из листовой стали и соединенных между собой заклепками.
В задней части рамы закреплен буксирный прибор для прицепа, а в передней части — два буксирных крюка. Спереди к раме прикреплен буфер для защиты автомобиля от повреждений. К раме крепятся кронштейны для установки рессор, запасного колеса, крыльев, подножек и других деталей автомобиля.
Передний мост грузового автомобиля представляет собой кованую стальную балку с бобышками на концах, имеющими отверстия для соединения с помощью шкворня с поворотными цапфами, и двумя площадками для крепления рессор. Стальная поворотная цапфа с запрессованными в ее отверстия бронзовыми втулками поворачивается вокруг шкворня. Балка опирается на поворотную цапфу через опорный подшипник (подпятник), облегчающий поворот цапфы.
Рис. 1. Передний мост (левая сторона) автомобиля ЗИЛ-130:
1 — разжимный кулак тормоза, 2 — шкворень, 3 — верхний рычаг, 4 — стопор шкворня, 5 — опорный подшипник, 6 — нижний рычаг, 7 — балка передней оси, 8— опорная шайба, 9— поворотная цапфа, 1.0—гайка оси цапфы, 11 — крышка подшипника, 12 — гайка подшипника, 13 и 14 — конические подшипники ступицы, 15 — ступица, 16 — сальник, 17 — втулка шкворня
На цапфе на двух конических подшипниках устанавливают ступицу, к которой крепят колесо. В отверстиях проушин левой цапфы закреплены верхний и нижний рычаги рулевого привода. Правая цапфа имеет такую же конструкцию, как левая, но в ней закреплен только один нижний рычаг рулевого привода.
Шкворни, соединяющие поворотные цапфы с бобышками балки, установлены не вертикально, а с наклоном вбок и назад, что способствует стабилизации колес при движении (стремлению колес возвратиться после поворота в положение движения по прямой). Кроме того, поворотные цапфы соединяются с балкой так, что передние колеса имеют развал (отклонение от вертикали) примерно на 1 Вследствие этого расстояние между колесами вверху больше, чем внизу, поэтому ступицы стремятся прижаться к внутреннему подшипнику, уменьшая этим люфт колес и снижая нагрузку на внешний подшипник и гайку, крепящую подшипники.
Помимо развала управляемые колеса имеют схождение, т. е. расстояние между ободьями колес на уровне оси впереди меньше, чем сзади, на 2—5 мм, что необходимо для снижения износа покрышек и расхода топлива.
Задний мост на изучаемых автомобилях является ведущим и представляет собой несущую балку, образованную картером главной передачи и дифференциала и кожухами полуосей, внутри которой размещены главная передача, дифференциал и полуоси. На наружных концах кожухов полуосей устанавливают конические роликовые подшипники ступиц ведущих колес, а внутри кожухов — сальники.
Рис. 2. Ступица заднего колеса автомобиля ЭИЛ-130:
1 и 5 — внутренний самоподжимный и наружный сальники, 2 — конический роликовый подшипник; 3 — ступица колеса, 4 — кожух полуоси, 6 — гайка сальника, 7 — регулировочная гайка, 8 — стопорное кольцо гайки, 9 — контргайка, 10 — фланец полуоси, 11 — шпильки крепления фланца полуоси к ступице, 12 — колпачковая гайка крепления внутреннего диска колеса, 13 — гайка крепления наружного диска колеса, 14 — шпилька крепления дисков колес к ступице
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рама, передний и задний мосты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы