Строительные машины и оборудование, справочник





Мотовозы

Категория:
   Транспортное строительство


Мотовозы

Мотовозы предназначены для передвижения с вагонами по перегонам и выполнения маневровой работы.

Мотовозы подразделяются на ширококолейные (1520 мм) и узкоколейные (1000, 750 и 600 мм). Из ширококолейных наиболее современным является мотовоз ТГК-2 с гидравлической передачей, а из узкоколейных — мотовоз МД-54-4 с механической передачей. Ширококолейные мотовозы МК-2/15 С механической передачей, которых много в транспортном строительстве, устарели и выпуск их прекращен.

Мотовоз ТГК-2 является наиболее мощным из всех видов современных отечественных мотовозов широкой колеи. Установленный на нем двигатель У1-Д6-250 позволяет развивать силу тяги до 7200 кгс и перемещать составы весом до 500 тс.



Рис. 1. Схема мотовоза ТГК-2

Рис. 2. Кинематическая схема мотовоза ТГК-2: 1 — двигатель; 2— двойная пальцево-втулочная муфта; 3 — редуктор; 4 — гидротрансформатор; 5 и 9 — осевые редукторы; б, 8, 14 — карданные передачи; 7 —коробка перемены передач; 11 и 13 — муфты; 12 — компрессор

Мотовоз состоит из кузова, рамы с установленным на ней оборудованием и ходовой части. Кузов мотовоза разделен на две части — машинное отделение и кабину машиниста. В машинном отделении размещены холодильник, дизель, компрессор, гидропередача, форсуночный подогреватель для систем смазки и охлаждения дизеля и масляной системы гидропередачи перед их запуском, а также баки для воды и масла. Бак для топлива установлен на раме мотовоза сзади кабины машиниста.

В кабине машиниста установлены стол управления с двумя штурвалами и краны тормозной системы.

Рама мотовоза посредством двух пар роликовых букс и рессорной подвески опирается на две колесные пары.

Колесные пары приводятся в движение коробкой перемены передачи через карданные валы и осевые редукторы.

Дизель запускается электростартером, подключенным к аккумуляторной батарее.

У мотовоза ТГК-2 предусмотрена гидромеханическая передача, состоящая из гидротрансформатора ГТК-2 с шестеренчатым редуктором, реверсивной коробки перемены передач, двух карданных валов, двух осевых редукторов, непосредственно установленных на оси колесных пар.

Насосное колесо гидротрансформатора жестко закреплено на ведомом валу шестеренчатого редуктора, а турбинное колесо посредством муфты соединено с первичным валом коробки перемены передач.

рабочая жидкость в гидротрансформатор подается шестеренчатым насосом, приведенным в действие двигателем мотовоза. Из гидротрансформатора отработавшая жидкость поступает в холодильник трубчатого типа системы охлаждения двигателя.

Коробка перемены передачи двусторонняя реверсивная, двухрежим-ная с принудительной смазкой подшипников и зубчатых колес. В двух-корпусном картере коробки перемены передач размещены первичный вал с многодисковыми фрикционными муфтами косозубыми цилиндрическими шестернями первой и второй ступеней скоростей, а также промежуточный и режимный валы. Фрикционные муфты служат для автоматического включения скоростей. Изменение направления движения мотовоза возможно только при полностью остановленном мотовозе.

Осевой редуктор мотовоза одноступенчатый. Он предназначен для передачи крутящего момента от карданной передачи к колесной паре и снижения числа оборотов.

В стальном литом корпусе редуктора размещены две конические шестерни — большая осевая, непосредственно установленная на ось колесной пары, и малая, изготовленная заодно с продольным ведущим валом. Ведущий вал опирается со стороны шлицев на шариковый подшипник, установленный в корпусе редуктора, а со стороны шестерни — на роликовый подшипник, смонтированный в установочном стакане, вставленном в корпус редуктора. Между подшипниками установлена распорная втулка. Корпус осевого редуктора состоит из двух частей, собираемых на установочных штифтах и соединенных между собой болтами.

Рис. 3. Схема осевого редуктора

Рис. 4. Схема мотовоза МЭС: 1 — рама; 2 — дизель; 3 — генератор постоянного тока; 4 — муфта; 5— генератор переменного тока; 6 — тяговый электродвигатель; 7— компрессор; —эжекционная установка

Управление мотовозом двустороннее. Для этого штурвал управления дизелем и реверсом, а также рычаги включения первой скорости выведены на обе стороны кабины машиниста.

Мотовоз оборудован двусторонним колодочным тормозом с пневматическим и ручным приводами. Для управления тормозом мотовоза установлен кран, а для управления тормозами прицепляемого подвижного состава — кран машиниста.

Мотовоз МЭС (рис. 4) предназначен для передвижения и питания электроэнергией несамоходных машин, смонтированных на нормальном подвижном составе и используемых при электрификации, строительстве и реконструкции железных дорог. На раме смонтированы силовое и вспомогательное оборудование, кузов, ходовая часть, дизель, генератор постоянного тока, эжекционная установка системы охлаждения двигателя, генератор переменного тока, компрессор и другое вспомогательное оборудование.

Рис. 5. Схема подвески тягового электродвигателя: а — пружинная подвеска; б — электродвигатель

Система охлаждения двигателя эжекционного типа и состоит из двух водяных и двух масляных радиаторов, установленных в специальных камерах. В верхней части камер расположены сопла с подсоединенными к ним патрубками от выхлопных окон двигателя. При работе . двигателя выхлопные газы, проходя через сопла, обеспечивают вытягивание нагретого воздуха из камер с одновременным засасыванием в них снизу холодного воздуха. Тем самым охлаждаются вода и масло, циркулирующие в секциях радиаторов.

Режим работы системы охлаждения двигателя регулируется заслонками, изменяющими сечение воздушных каналов сопел.

Рама мотовоза опирается на две колесные пары, приводимые во вращение тяговыми электродвигателями, которые посредством опорно-осевой подвески соединены с колесными парами и рамой.

Тяговый электродвигатель лапами, которые заканчиваются разъемными моторно-осевыми подшипниками, опирается на осевую шейку колесной пары. С противоположной стороны тягового электродвигателя в приливах размещаются пружинные подвески, служащие для гибкого соединения тягового электродвигателя с рамой тележки. На валу тягового электродвигателя установлена цилиндрическая шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с цилиндрической шестерней, напрессованной на шейку оси колесной пары.

Управляют мотовозом из кабины машиниста при помощи контроллера, позволяющего изменять величину напряжения вырабатываемого генератором постоянного тока и схему соединения тяговых двигателей с последовательного на параллельное.

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины