Строительные машины и оборудование, справочник






Обязанности обслуживающего персонала крана


Категория:
   Эксплуатация, техническое обслуживание кранов и оборудования


Обязанности обслуживающего персонала крана

Для управления грузоподъемными кранами с машинным приводом и обслуживания их назначают машинистов (крановщиков) и слесарей, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, электрослесарей. Указанные лица должны пройти обучение и аттестацию в соответствии с указаниями «Правил» Госгортехнадзора. Для обвязки, зацепки и перемещения грузов с помощью стреловых кранов администрация назначает стропальщиков (зацепщиков).

Если зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, полностью не необозрима из кабины машиниста или между машинистом и стропальщиком нет радио- или телефонной связи, то для передачи сигналов стропальщика назначают сигнальщика.

К управлению кранами, к работам по обвязке грузов и подвешиванию их на крюк крана, а также к обслуживанию кранов и съемных грузозахватных приспособлений допускаются лица не моложе 18 лет.



Машинисты перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование.

Машинистов, слесарей, электрослесарей и стропальщиков обучают по программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, аттестует их квалификационная комиссия. При аттестации машинистов в работе комиссии обязан участвовать представитель местного органа Госгор-технадзора.

Другие рабочие, обслуживающие краны, могут быть аттестованы без участия инспектора в квалификационных комиссиях предприятий или организаций, проводивших обучение. В необходимых случаях местный орган Госгортехнадзора может потребовать проведения аттестации стропальщиков с участием своего представителя.

Лица, выдержавшие экзамены, получают удостоверение с фотокарточкой за подписью председателя комиссии, а машинисты — за подписью председателя комиссии и представителя органа технадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип крана, к управлению которым он допущен.

Допуск к работе машинистов, слесарей, электромонтеров и стропальщиков оформляют приказом по цеху или предприятию после выдачи на руки удостоверения об учении. Во время работы машинист и стропальщик обязаны иметь при себе это удостоверение.

Машинисты допускаются к обслуживанию и ремонту электрооборудования крана лишь с разрешения главного энергетика предприятия (строительства) в порядке, предусмотренном «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

Повторную проверку знаний обслуживающего персонала квалификационная комиссия стройки проводит в следующих случаях: периодически не реже одного раза в 12 месяцев; при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое; по требованию лица, ответственного по надзору, или инспектора.
Повторно знания необходимо проверять в объеме производственных инструкций. Участие инспектора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

Машинисты в случае перевода с крана одного типа на другой, а также после перерыва в работе по специальности больше года перед назначением на должность должны быть обучены и аттестованы в установленном порядке. Обучение в этом случае может быть проведено по сокращенной программе.

При переводе машинистов с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом администрация предприятия обязана ознакомить их с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков эти лица допускаются к самостоятельной работе.

Сигнальщиками могут работать лица, прошедшие инструктаж и проверку знаний знаковой сигнализации. Проверяет знания ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Результаты аттестации и проверки знаний обслуживающего персонала должны быть оформлены протоколом и занесены в журнал аттестации и проверки знаний обслуживающего персонала.

Перед началом работы машинисты обязаны осмотреть краны, для чего администрация должна выделить соответствующее время. Результаты осмотра и проверки машинисты заносят в вахтенный журнал.

Съемные грузозахватные приспособления перед началом работы должны быть осмотрены стропальщиком, периодический осмотр осуществляет работник, ответственный за их исправное состояние.

Обязанности машиниста стрелового самоходного крана регламентированы «Правилами» Госгортехнадзора.

Машинист крана обязан: выполнять производственное задание, следить за своевременным снабжением крана горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, проводить ежесменное техническое обслуживание, регулирование и мелкий ремонт деталей и механизмов, управлять краном и следить за его работой, соблюдать правила техники безопасности и правила, предусмотренные «Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации».

Перед началом работы и пуском крана машинист обязан: ознакомиться с записями в журнале приема и сдачи смены и лично принять смену; проверить, устранены ли неисправности и дефекты крана, обнаруженные в предыдущую смену и отмеченные в журнале; осмотреть и проверить состояние механизмов и частей крана, контрольно-измерительной аппаратуры и приборов по технике безопасности; проверить исправность действия смазочной системы и наличие смазочных материалов во всех смазываемых сочленениях и механизмах; убедиться в надежной работе сигнализации, связи, освещения; осмотреть и проверить грузозахватные и стропующие устройства; проверить состояние площадки для движения крана и убедиться, что нет скрытых ям, воронок, участков со слабым грунтом; убедиться в свободном проезде крана по приобъектному складу и монтажной площадке и возможности подачи конструкций и деталей на рабочее место; установить, что исключена возможность соприкосновения крана с токоведущими проводами, со стрелами и канатами других кранов, а также с установленными элементами зданий и сооружений; проверить качество заземления и наличие резинового коврика в кабине машиниста; ознакомиться со сменным заданием.

Во время работы машинист обязан: строго соблюдать правила эксплуатации и техники безопасности; следить за работой всех механизмов крана и особенно за ограничителями, звуковой сигнализацией, тормозами, лебедками, гидронасосами и гидродвигателями, контрольно-измерительной аппаратурой; следить за качеством навивки канатов на барабаны и укладкой их на блоки; следить за состоянием площадки; управлять всеми механизмами плавно, без рывков и толчков; подавать звуковые сигналы при подъеме грузов и перемещении их над участками, где могут находиться рабочие; отключать кран в случае падения напряжения в сети ниже нормы; не допускать отклонения грузового полиспаста от плоскости подвеса стрелы; проверять состояние площадки; остановить кран при обнаружении дефекта или повреждения; устранить собственными силами неисправность. Если машинист не в состоянии сам исправить дефект, то он должен сообщить об этом участковому механику, бригадиру или другому лицу, ответственному за эксплуатацию крана.

На стреловых кранах с гидроприводом ввиду необходимости повышенной герметичности гидрооборудования и отдельных аппаратов визуальный контроль за их состоянием и работой практически невозможен. Поэтому машинист такого крапа должен особенно тщательно следить за показаниями контрольных приборов и их работоспособностью.

При работе кранов с гидроприводом особое внимание следует обращать на надежное соединение всасывающих трубопроводов с насосами и баком. В случае эмульсирования масла воздухом работу необходимо прекратить, выявить место подсоса воздуха и устранить неисправность.

Все части и элементы гидрооборудования, особенно выступающие трущиеся детали, должны быть всегда чистыми и не иметь следов коррозии. Это относится также к поверхности масляного бака и отверстию в сапуне.

В холодное время нельзя допускать на штоках гидроцилиндров, выступающих частях гидрораспределителей образования льда, так как это грозит повреждением уплотнений, грязесъемников и последующей утечкой масла.

Категорически запрещается применение в гидросистеме масел, не соответствующих указаниям инструкции по эксплуатации. Безопасность работы на кране зависит также от надежности и работоспособности предохранительных клапанов, гидрозамков, фильтров, уплотнений в соединениях.

Неисправности в элементах гидропривода могут вызвать внезапное самопроизвольное опускание стрелы, втягивание секций стрелы, втягивание штока выносных опор, а также неравномерное, рывками опускание груза или стрелы. Появление указанных явлений при работе может явиться причиной аварии крана и травмирования рабочих.

По окончании работы машинист обязан: освободить крюк от груза, поднять крюк; выключить все рубильники, а рукоятки, маховички контроллеров поставить в нулевое положение, закрыть окна кабины управления и запереть дверь; устранить по возможности все обнаруженные при работе неисправности, смазать машину, заправить топливом, маслом; занести в журнал приема и сдачи смены все выявленные дефекты, устраненные и оставшиеся для исправления ремонтными рабочими.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация, техническое обслуживание кранов и оборудования

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины