В процессе эксплуатации детали крана изнашиваются, зазоры в сопряжениях увеличиваются, и детали разрушаются. Для восстановления работоспособности крана изношенные детали ремонтируют или заменяют новыми. Различают естественный и преждевременный (аварийный) износы деталей.
Естественный износ является следствием поверхностного разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе крана в условиях нормальной эксплуатации.
Преждевременный (аварийный) износ возникает в результате нарушения правил эксплуатации крана, плохого качества ремонта или изготовления деталей. Следствием аварийного износа является неожиданная поломка деталей, приводящая к перерывам в работе, а нередко и к несчастным случаям.
Степень износа деталей определяется при периодическом техническом обслуживании крапа. Износ зубчатых колес механизмов подъема груза и стрелы не должен превышать 10%, а зубчатых колес механизмов поворота и передвижения 15% первоначальной толщины зуба. Подшипники качения подлежат замене при обнаружении трещин на кольцах, неисправностей сепаратора и коррозии поверхности колец. Зазоры в подшипниках скольжения малоподвижных соединений, образовавшиеся в результате износа валов (осей) и втулок, не должны превышать 1% диаметра вала (оси).
Износ канатов, тормозных шкивов и тормозных лент не должен превышать норм, приведенных в разделах эксплуатации канатов и тормозов настоящего справочника. Износ крюка в его криволинейной части не должен превышать 10% первоначальной высоты сечения. Наличие трещин и других дефектов на крюке не допускается. Уменьшение диаметра канатных блоков (роликов) вследствие износа не должно быть более 3 мм. Трещины в корпусах блоков (роликов) и поломка реборд не допускаются. Увеличение зазора между дисками фрикционных муфт в результате износа не должно быть более 70% первоначального. При износе деталей опорно-поворотного устройства, вызывающем осевой или радиальный люфт более 2 мм, устройство должно быть отрегулировано.
Техническое обслуживание и ремонт кранов осуществляется по планово-предупредительной системе (ППР), которая предусматривает: ежесменное (ЕО) н периодическое (ТО) техническое обслуживание, текущий (Т) и капитальный (К) ремонты.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на своевременное предупреждение появления неисправностей и выявление дефектов.
Периодическое техническое обслуживание кранов выполняют по специальному графику.
Ежесменное техническое обслуживание выполняет машинист в начале рабочей смены. При ежесменном обслуживании проверяют состояние канатов, тормозов, электро- и гидрооборудования, аппаратов управления, муфт, крепления узлов крана, всех болтовых соединений, металлоконструкций, колес, балансиров, рессор, амортизаторов, выносных опор, крюковой обоймы. Проверяют работу конечных выключателей, ограничителя грузоподъемности и приборов сигнализации, а также натяжение приводных ремней, цепей, гусеничных лент, очищают от грязи и пыли все узлы крана, производят смазочно-заправочные операции и устраняют подтекание всех жидкостей. Краны с электроприводом обслуживают обязательно с участием квалифицированного слесаря-электрика. Результаты ежесменного осмотра и проверки крана заносятся машинистом в вахтенный журнал.
Текущий ремонт является основным видом планово-предупредительного ремонта. При текущем ремонте заменяют изношенные детали, а также заваривают трещины в металлоконструкциях, правят вмятины, рихтуют ленты и т. д. Текущие ремонты выполняют в ремонтных мастерских.
Таблица 73
Периодичность технического обслуживания и ремонта кранов
При капитальном ремонте производят полную разборку машин, замену всех изношенных узлов и деталей, ремонт базовых деталей (шасси, неповоротных и поворотных рам), а также выполняют необходимую модернизацию крана, Последнее мероприятие выполняют по согласованию с заводом-изготовителем и органами Госгортехнадзора. Техническое состояние капитально отремонтированного крана должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к новой машине согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР. Капитальный ремонт кранов выполняют на специализированных ремонтных предприятиях. После капитального ремонта кран испытывают на холостом ходу и под нагрузкой. Сдачу машины в ремонт и приемку ее из ремонта оформляют приемо-сдаточным актом. По окончании ремонта в технический паспорт крана записывают сведения о ремонте: ! вид ремонта, дату проведения его и выполненные работы. Периодичность технического обслуживания и ремонта принимают в соответствии с нормами, приведенными в Инструкции по проведению планово-предупредительного ремонта строительных машин (СН 207—68) и в табл. 73.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные сведения о техническом обслуживании стреловых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы