Строительные машины и оборудование, справочник






Перевозка металла


Категория:
   Подвижной состав


Перевозка металла

Обследование работы автопоездов-металловозов показало, что при одновременном завозе одного ассортимента металла в один адрес более 40% от общего объема перевозок составляют партии от нескольких сот килограммов до 4 т. Самая распространенная партионность 7… 9 т. В то же время имеется большое количество грузополучателей, ежедневная потребность которых в металле составляет от 11 до 30 т.

Несмотря на то что перевозки металла относятся к разряду массовых перевозок грузов (более 1,5 млн. т. в год только по Глав-мосавтотрансу), а для увеличения производительности работы автотранспорта на этих перевозках выгодно применять СПС, производство автомобилей-металловозов нашей автомобильной промышленностью пока не налажено. Поэтому можно наблюдать перевозку металла бортовыми автомобилями часто в сцепе с одноосными прицепами и прицепами-роспусками, а также на полуприцепах общетранспортного назначения. Широко используется, например, для перевозок большого ассортимента металлоизделий бортовой полуприцеп ОдАЗ-885, несмотря на то, что длина перевозимого в нем металлопроката ограничена, ибо свес груза при перевозке резко повышает нагрузку на ось полуприцепа. Во избежание перегрузки задней оси полуприцепов в-случаях перевозки длинномерных грузов, выходящих за пределы длины грузовой платформы, снижают их грузоподъемность.

При перевозке незакрепленного металла на бортовой платформе отмечается еще один недостаток: незакрепленный груз во время движения сползает к одному борту, в результате чего перегружаются соответствующие колеса и подвеска полуприцепа, что может привести к деформации и поломке бокового борта.



Приспособление для увязки металла в бортовых платформах.

Для увязки длинномерного металла, перевозимого навалом на платформах полуприцепов, применяют приспособление, которое ряд лет использовалось в автокомбинате № 10 Мосснабпромтранса. Это приспособление (рис. 3.1) представляет собой комплект увязочных цепей, состоящий из четырех траверс 16 швеллерного сечения, которые положены большей стороной швеллера на пол платформы поперек продольной оси полуприцепа на одинаковом расстоянии друг от друга. Для предотвращения смещения вдоль платформы траверсы штырями вставлены в отверстия, выполненные в поперечинах рамы. Внутри каждой траверсы пропущена цепь 5, которая в средней части крепится к траверсе штырем и таким образом делится на две ветви — левую и правую. Против траверс на боковых стойках бортов полуприцепа установлены замки, в которые на левом борту заводится конец правой ветви цепи, а на правом — конец левой ветви цепи, охватывающие погруженный в платформу металл. Самопроизвольно замок не откроется, так как каждая ветвь цепи проходит ниже шарнира рукоятки замка и усилие от массы груза, передающееся на ветвь, прижимает рукоятку к стойке борта.

Узел закрепления средних откидных, боковых стоек, например на полуприцепе ОдАЗ-885, предлагается несколько изменить для большего удобства при их частом открывании. Для этого болт крепления стойки, одним концом шарнирно соединенный со стойкой, а другим с регулировочной гайкой, заводится в поворотный вильчатый рычаг, установленный на кронштейне под креплением основания откидной стойки и фиксируемый в транспортном положении чекой. Наличие такого вильчатого рычага для отбрасывания стойки исключает пользование гаечным ключом.

Коник автопоезда-металловоза для перевозки трех партий металла. Одной из особенностей перевозок металла является наличие значительного количества мелкопартионных отправок в несколько адресов за одну ездку или же отправок, состоящих из нескольких сортаментов металла. Разгрузка автопоездов-металловозов при этом у грузополучателей становится нелегкой, так как при перевозке партий разнородных грузов на подвижном составе, оборудованном обычными металловозными кониками с боковыми стойками, грузы перемешиваются и поэтому необходима специальная сортировка при разгрузке одной или нескольких партий. Предлагаемая конструкция самосвального коника (рис. 2) позволяет перевозить и разгружать в определенной последовательности три партии длинномерного металла.

Рис. 1. Приспособление для увязки длинномерного металла в бортовых платформах

Рис. 3.2. Самосвальный коник для перевозки трех партий металла

На шасси полуприцепа монтируют два самосвальных коника, выполненных в виде балок-оснований. Их крепят с помощью седловидных шарниров, опирающихся на оси и стопорящихся закладными чеками. Боковые стойки 6 коников имеют у своего основания наклонные площадки, соприкасающиеся с упорами. От боковых стоек равно удалёны две разделительные стойки, выполненные с противовесами на нижних концах, имеющих выемки, которыми разделительные стойки опираются на пальцы фиксаторов. Боковые стойки соединены с балкой-основанием шарнирами и фиксируются стопорами, а разделительные стойки — шарнирами и дополнительными стопорами.

Упоры боковых стоек поворотно установлены на продольных валах и снабжены регулировочными болтами. Опрокидывание коников на боковые стороны осуществляется гидравлическими подъемниками. Чтобы разгрузить одну партию груза, например из секции А, на левую сторону, вынимают чеку с правой стороны и стопор левой боковой стойки. Балка-основание гидравлическим подъемником поворачивается относительно оси. Наклонная площадка балки основания левой боковой стойки отходит от упора, и стойка откидывается. Для возврата стойки после разгрузки в первоначальное положение упор (левый) отводят поворотом рукоятки вала вправо, стойку устанавливают в вертикальное положение и фиксируют стопором.

Для равномерного распределения оставшегося груза относительно продольной оси автопоезда груз из секции Б следует переместить в секцию А. Для этого, вынув стопор левой разделительной стойки, гидравлическим подъемником наклоняют балку-основание. Выемка нижнего конца стойки отходит от пальца фиксатора, и стойка поворачивается на оси шарнира под действием массы груза, который при этом перемещается и.з секции Б в секцию А. Самоустановка разделительных стоек в вертикальное положение происходит под действием противовесов на их нижних концах.

Рис. 3. Автопоезд-металловоз, оснащенный кониками для перевозки трех партий металла

Аналогично осуществляются разгрузка из секции В и последующее размещение груза по секциям. На рис. 3 показан автопоезд-металловоз для перевозки трех партий металла с установленными на нем кониками описанной конструкции.

Автопоезда-металловозы самосвалы. Для массовых перевозок металла применяют в основном автопоезда-металловозы четырех видов компоновки. Три разновидности выполнены с гидравлическими сбрасывателями груза, одна — с механическими. Это автопоезда с прицепом-роспуском, с полуприцепом-роспуском, с полуприцепом с раздвигающейся рамой и с кузовом «безбортовая платформа».

Рис. 4. Автопоезд металловоз Т-268А

Автопоезд-металловоз Т-268А, предназначенный для перевозки и механизированной разгрузки жесткого (непрогибающегося) прокатного металла (швеллера, круга, шестигранника длиной от 6 до 12 м), применявшийся многие годы в Главмосавтотрансе, выполнен по известной схеме и состоит из автомобиля-тягача и одноосного прицепа-роспуска.

У автомобиля-тягача ЗИЛ-130 снимают кузов, на раму устанавливают надрамник (рис. 4) с подъемной рамой и коником. Автомобиль оснащен гидравлическим приводом самосвальных механизмов на автомобиле и прицепе.

Одноосный прицеп-роспуск соединен с помощью петли и дышла с буксирным прибором автомобиля. Прицеп-роспуск состоит из рамы, дышла, подъемной рамы, коника, оси с колесами, подвески, тормозной, гидравлической и электрической систем.

За колесами автомобиля и прицепа установлены грязезащитные устройства, предохраняющие от грязи перевозимый металл и идущие сзади транспортные средства. Держатель запасного колеса, расположенный у автомобиля ЗИЛ-130 на правом лонжероне рамы за кабиной, перенесен за задний кронштейн рессоры правого лонжерона.

Надрамник автомобиля изготовлен из двух продольных балок-швеллеров. В передней части надрамника расположены предохранительный щит и нолик, предохраняющий от повреждений топливный бак. Средние поперечины надрамника являются опорными для подъемной рамы. На надрамнике установлены кронштейны крепления гидравлического цилиндра.

Подъемная рама автомобиля и подъемная рама прицепа-роспуска изготовлены из швеллерного проката, а их опорные поперечины из уголка. На верхней плоскости подъемной рамы установлены секторы из полосовой рессорной стали. В ее средней части и между поперечинами установлено гнездо для шкворня коника. В поперечинах подъемной рамы закреплен также вал, с которым соединяется головка штока гидравлического цилиндра.

Рис. 5. Полуприцеп-металловоз У-85

Коник изготовлен из двух балок-швеллеров, соединенных между собой связками. В центре коника между балками установлен шкворень, а на их концах на осях — стойки с цепями, прикрепленными к их верхним концам. На наружных сторонах балок имеются замки для запирания свободных концов цепей стоек. На нижней плоскости коника (балок) выполнены секторы из полосовой рессорной стали, которые соприкасаются с секторами подъемной рамы.

Коник прицепа-роспуска в отличие от коника автомобиля-тягача имеет удлинитель-опору для груза. Рама прицепа изготовлена из проката-швеллера. К ее лонжеронам Приклепаны передние и задние кронштейны основных рессор и кронштейны дополнительных рессор. В передней и задней поперечинах имеются отверстия для прохода дышла. Дышло с рамой стопориться чеками. В передней части дышла установлена откидная опора.

Преимуществом данного автопоезда является достаточно высокая грузоподъемность. Как недостаток, следует отметить необходимость переоборудования бортового автомобиля и использование его в качестве тягача для автопоезда-металловоза. Этот недостаток отсутствует у автопоезда-металловоза с полуприцепом У-85 (рис. 5), который выполнен в виде полуприцепа-роспуска, агрегируемого с седельным автомобилем-тягачом ЗИЛ-130В1. Автопоезд предназначен для перевозки широкой гаммы длинномерных грузов, в том числе и стальных неизолированных груб.

Общим принципом конструкции автопоездов-металловозов Т-268А и У-85 является применение в качестве связующего элемента между грузонесущими площадками’ с кониками трубчатого дышла, чхо, с одной стороны, способствует относительному уменьшению собственной массы металловозов, а с другой — исключает возможность перевозки на данном подвижном составе прогибающегося металла-проката, так как при его опирании на две плоскости по концам груз может коснуться в процессе перевозки дышла, что может привести к поломке последнего.

Автопоезд с раздвижным полуприцепом У-86 с несущей рамой является универсальным транспортным средством для реревозок любого металла-проката. Полуприцеп У-86 имеет с каждой стороны четыре ограничительные боковые стойки, которые снабжены страховочными цепями с замками, обеспечивающими безопасность как при перевозке груза, так и при погрузке-разгрузке.

Автопоезд разгружают либо гидравлическими сбрасывателями, установленными на раме полуприцепа (такими же, как на полуприцепе У-85), либо различными средствами механизации.

Зарубежными аналогами для наших полуприцепов-металловозов могут служить модели специализированных полуприцепов с удлиняющейся платформой, изготавливаемые фирмой «Kogel» (ФРГ). Эти полуприцепы выполнены с целиковой рамой лонжеронного типа. Платформа полуприцепа с сплошным полом имеет несущую обвязку, к которой на кронштейнах крепят боковые ограничительные стойки (5 шт. с каждой боковой стороны), откидывающиеся при разгрузке. Для самосвальной разгрузки на платформе (рис. 6) устанавливают четыре сбрасывателя.

Особенностью конструкций этих полуприцепов является наличие у них поворотных осей (одной и более), пневматической подвески и удлинителя платформы. Разные модели полуприцепов выполнены по одной конструктивной схеме и отличаются друг от друга лишь количеством осей, размером шин и грузоподъемностью, которая обусловливается допустимой суммарной нагрузкой на оси полуприцепов и нагрузкой на седельно-сцепное устройство выбранного автомобиля-тягача.

Ленинградским филиалом НИИАТа совместно со специалистами Управления Ленпромтранс были разработаны и внедрены в перевозки полуприцепы-металловозы Т-40 грузоподъемностью 4,5 т и Т-38 грузоподъемностью 8 т, которые комплектуются кониками с механическими сбрасывателями груза. Полуприцеп Т-40 имеет раздвижную раму, а полуприцеп Т-38 (рис. 7) — нераздвижную.

Рис. 6. Самосвальный полуприцеп-металловоз с удлиняющейся платформой фирмы “Kogeb” (ФРГ)

Рис. 7. Полуприцеп-металловоз Т-38

Анализ работы отечественных АТС, используемых при централизованной доставке металла, позволяет сформулировать основные технические требования, предъявляемые к автопоезду-металловозу:
– предпочтителен автопоезд-металловоз в составе седельного автомобиля-тягача и полуприцепа с кузовом (безбортовая платформа с сплошным полом); – возможен вариант полуприцепа с раздвижной рамой при обеспечении перевозки металла любого профиля без прогиба;
– размеры платформы должны обеспечивать перевозку металла длиной до 12 м; – полуприцеп должен быть оснащен самосвальными кониками или сбрасывателями груза (предпочтительно с гидравлическим приводом);
– должна быть обеспечена синхронность работы самосвальных коников или сбрасывателей груза;
– коники автопоезда-металловоза или его грузовые площадки должны иметь все необходимые приспособления (стойки, цепи, чеки) для размещения и закрепления груза на платформе полуприцепа, обеспечивающие соблюдение требований техники безопасности на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах;
– конструкция платформы полуприцепа должна обеспечивать возможность производства погрузочно-разгрузочных работ средствами грузоотправителя и грузополучателя.

Работниками эксплуатации Главмосавтотранса была предложена конструкция самосвального коника металловоза [а, с. 150369 (СССР)] применительно к перевозке широкогабаритного листа.

Порядок разгрузки полуприцепа: расстопорить стойку (рис. 8), расположенную между поперечными балками, со стороны разгрузки и сбрасыватель с противоположной стороны, включить коробку отбора мощности автомобиля-тягача и, повернув рукоятку крана управления гидравлическими подъемниками, расположенную в кабине водителя, поднять сбрасыватели на 10… 15? При этом стойки примут положение, совпадающее с направлением разгрузки. Металлический лист по роликам сбрасывателей и по роликам стоек начнет скользить в сторону разгрузки.

Рис. 8. Схема механизма разгрузки полуприцепа-металловоза, предназначенного для перевозки широкогабаритного листа

Дальнейший подъем сбрасывателей происходит до угла 30?

При этом упорные ролики сбрасывателей будут обкатываться по жесткому копиру, приваренному К основанию каждой стойки, до тех пор, пока не потеряют контакт с ними, после чего стойки отбросятся вниз, а разгружаемый листовой прокат полностью упадет на землю на определенном расстоянии от полуприцепа.

Коники данной конструкции целесообразно применять на транспортных средствах при доставке металлического листа грузополучателям, не имеющим средств разгрузки автомобилей.

Рис. 9. Коник полуприцепа лесовоза


Читать далее:

Категория: - Подвижной состав


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины