Строительные машины и оборудование, справочник






Система человек—машина


Категория:
   Методология конструирования машин


Система человек—машина

Согласно инженерной психологии конструкция машины должна рассматриваться в совокупности с оператором, управляющим этой машиной, как единая система человек — машина с учетом возможностей машины и человека. Первоначально в таких системах учитывались лишь простейшие антропологические, физиологические и гигиенические требования. По мере совершенствования конструкций машин возникла необходимость учета также и психофизиологических характеристик человека. Такой подход к проблеме конструирования машин позволяет осуществлять их более эффективное использование с минимальным числом ошибок.

Рис. 1. Принципиальная схема системы человек — машина

Известно, что работа машины и трудовая деятельность челове-ка-оператора принципиально различны. Основное качественное различие заключается в психофизиологических процессах, которые свойственны только человеку. Тем не менее современная наука находит аналогии между машиной и человеком. С точки зрения науки об управлении — кибернетики — процесс управления и регулирования в системе человек — машина протекает так же, как в живом организме, и представляется рядом преобразований информации. Эта информация циркулирует от управляемого звена (осведомительная информация) к управляющему звену и обратно (командная информация). В системе человек—машина роль управляемого звена исполняет машина, а управляющего — человек (рис. 1). Каждое из этих звеньев имеет присущие ему характеристики входа, преобразования информации и выхода (реакции). Для машины эти характеристики определяются ее конструктивным устройством, для оператора — его человеческими возможностями. О работе машины оператор получает осведомительную информацию (неверное положение рабочих органов, посторонние шум, запах и т. д.) непосредственно от машины через приборы информации и от результатов работы (качество продукции, ориентация относительно окружающих предметов, наличие нужного эффекта и т. д.). Воспринимая эту информацию органами чувств оператор в зависимости от рабочей ситуации принимает нужное решение по корректировке режима и параметров выполняемого процесса и осуществляет его через органы управления машиной.



С повышением общего технического уровня вопрос о взаимной «подгонке» машины и человека приобретает постоянно возрастаю-шее значение. Если на ранних этапах развития техники машины

ботали в привычных для человека условиях и управлять ими было просто, то в условиях сегодняшнего дня оператору все чаше при. ходится работать в совершенно необычных условиях (при высоких и низких температурах и давлениях окружающей среды, больщцх ускорениях, под водой и в космосе и т. д.). Поэтому при конструц. ровании машин, которые работают в условиях, затрудняющих ра. боту оператора, в настоящее время систему человек — машина рас. сматривают с учетом фактора, получившего название среды, С помощью комплекса человек — машина — среда решаются зада-чи по повышению эффективности системы человек — машина, где человеку отводится главная роль. Все это обеспечивает наилучшую совместимость всех элементов комплекса, т. е. приводит возможности оператора в соответствие с условиями среды и конструкцией машины во всех аспектах: техническом, психологическом, биофизическом, антропометрическом, эстетическом и т. д.

Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Планирование и координация конструкторских работ
Организация рабочего места конструктора-машиностроителя
Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе
Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Направления конструкторских работ в основных отраслях машиностроения
Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы
Особенности разработки конструкторской документации в отдельных отраслях машиностроения
Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
Изменения качественного состава проекта при стадиином проектировании


Остались вопросы по теме:
"Система человек—машина"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы