Строительные машины и оборудование, справочник






Система охлаждения двигателя автомбиля


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Система охлаждения двигателя автомбиля

Система охлаждения служит для отвода теплоты от деталей двигателя, нагревающихся при работе. Возможно воздушное и жидкостное охлаждение двигателей. В двигателях отечественных автомобилей (кроме автомобиля «Запорожец») применяется жидкостная система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

В систему охлаждения (рис. 1) входит рубашка охлаждения головок цилиндров, рубашка охлаждения блока цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, сливные краны, жалюзи, указатель температуры охлаждающей жидкости и соединительные патрубки.

В качестве охлаждающей жидкости используется вода или жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз.



При принудительной системе охлаждения двигателя водяной насос создает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашки охлаждения, патрубки, шланги и радиатор.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130

Интенсивность охлаждения регулируется при помощи жалюзи и термостата.

Радиатор отдает воздуху теплоту от охлаждающей жидкости и состоит из верхнего (рис. 2) и нижнего бачков, соединенных вертикальными трубками. Нагревшаяся охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения двигателя поступает в верхний бачок, откуда по трубкам — в нижний бачок. Для лучшего охлаждения трубки соединены тонкими поперечными пластинками, которые одновременно повышают прочность радиатора.

В закрытой системе охлаждения пробка радиатора имеет двойной паровоздушный клапан — впускной (воздушный) и выпускной (паровой).

Рис. 2. Радиатор и жалюзи: 1— трубки радиатора, 2 — пластины жалюзи, 3 — трос, 4 — рычаг, 5 — верхний бачок радиатора, 6 — датчик лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости, 7 — пароотводная трубка, 8 — пробка радиатора, 9 — выпускной (паровой) клапан, 10 — впускной (воздушный) клапан, 11 — тяга

Жалюзи установлены впереди радиатора и служат для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор. Они состоят из пластин, шарнирно укрепленных в верхней и нижней частях. Управление (открытие и закрытие) жалюзи осуществляется рукояткой из кабины водителя посредством троса, рычага и тяги.

Рис. 3. Водяной насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-130: 1 — вентилятор, 2, 3, 4 — ремни, 5 — крыльчатка, 6 — корпус, 7 — сальник, 8 — текстолитовая шайба, 9 — вал, 10 — втулка, 11 — ступица вентилятора, 12 — обойма сальника, 13 — резиновый уплотнитель

Водяной насос центробежного типа создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости и обычно располагается в передней части блока цилиндров.

Рис. 4. Водяной насос и электромагнитная муфта вентилятора: 1 — щетка, 2,3 — контрольные отверстия, 4 — контактное кольцо, 5 — электромагнит, 6 — якорь, 7 — болт

Полость между шариковыми подшипниками вентилятора и водяного насоса заполняют смазкой. Ступица И вентилятора закреплена на валу при помощи разрезной конусной втулки 10, шпонки и гайки со шплинтом. Такое крепление позволяет при ослаблении посадки подтягивать ступицу шкивов.

Рис. 5. Термостат с твердым наполнителем

Подшипники вала водяного насоса и вентилятора смазываются прессмасленку до тех пор, пока свежая смазка не начнет выхолить через контрольное отверстие.

Термостат служит для автоматического регулирования тем-патуры воды в системе охлаждения двигателя. Они могут быть жидкостные (ГАЭ-53А, ГАЗ-24 «Волга») и с твердым наполнителем /ВАЗ-2101 «Жигули», ЗИЛ-130).

Геомостат с твердым наполнителем (рис. 5, а) имеет баллон, заполненный церезином (нефтяным воском) и закрытый резиновой диафрагмой. При температуре 70—83 °С церезин плавится и, расширяясь, перемещает вверх диафрагму, буфер и шток. При этом открывается заслонка термостата и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор (рис. 5, б).

Снижение температуры вызывает затвердевание церезина и уменьшение его объема. Под действием возвратной пружины заслонка закрывается, а диафрагма опускается вниз. Охлаждающая жидкость через перепускной шланг, соединенный с всасывающей полостью водяного насоса, циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

Для контроля за температурой жидкости в системе охлаждения служат сигнальные лампы и указатели, расположенные на щитке приборов. Датчики контрольных приборов помещаются в головках цилиндров, верхнем бачке радиатора или водяном канале впускного трубопровода двигателя. В качестве примера на рис. 2 показан датчик лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Основные не исправности системы охлаждения. Признаками неисправной работы системы охлаждения двигателя являются подтекание жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя. Перегрев двигателя может произойти из-за недостатка воды в системе охлаждения, пробуксовки ремня привода вентилятора и водяного насоса, загрязнения или отложения накипи в системе или вследствие неправильной работы термостата.

Переохлаждение двигателя, как правило, происходит из-за неправильной работы термостата. При отрицательных температурах воз-Духа переохлаждение двигателя может произойти, если не принять предохранительных мер (не прикрыть жалюзи, не надеть утеплительный чехол).

Возможные неисправности. Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости.

Причинами перегрева двигателя могут быть неисправности других систем и механизмов автомобиля, например, позднее зажигание (впрыск топлива), чрезмерно бедная горючая смесь, нарушение регулировки тормозов и другие, которые также должны быть устранены.

Регламентные работы. При ежедневном обслуживании: проверяют и при необходимости подтягивают крепление деталей; устраняют появившиеся течи в системе.

При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса.

При ТО-2 проверяют работу жалюзи, состояние подшипников валика водяного насоса, подтягивают крепление вентилятора и радиатора.

При сезонном обслуживании промывают систему. При подго^ товке к зимней эксплуатации проверяют состояние и работу пускового подогревателя, термостата.

Регулировка натяжения приволных ремней Регулировку натяжения ремней привода вентилятора и водяного насоса производят:
— перемещением генератора на двигателях ЗМЗ-24Д, УАЗ-451, КамАЗ;
— перемещением генератора и насоса гидравлического усилителя рулевого управления на двигателях ЗИЛ;
— перемещением натяжного ролика на двигателе 3M3-53. Схема проверки и прогиб ремней приведены на рис. 6. Усилие для проверки натяжения ремней 3,5—4,5 кгс прикладывают к середине ветви ремня. Для проверки натяжения ремней привода вентилятора и водяного насоса применяют линейку-динамометр мод. К403 или КИ8920.

Рис. 6. Схемы проверки и регулировки натяжения приводных ремней двигателей: a — 3M3-53: 6 — ЗИЛ-130; в — КамАЗ-740; 1 — натяжной ролик; 2. 6, 11 — шкив генератора; 3. 8. 10 — шкив водяного насоса; 4. 5. 12—шкив коленчатого вала; 7—шкив компрессора; 9 — шкив насоса гидроусилителя

На двигателях ЯМЗ-236, -238 натяжение ремня привода водяного насоса регулируют изменением числа стальных шайб, устанавливаемых между ступицей и съемной боковиной шкива водяного насоса.

Промывка системы охлаждения. Для удаления шлама (механических примесей и продуктов коррозии) систему охлаждения промывают водой 2 раза в год (весной и осенью), а также после обкатки нового автомобиля. Для этого отсоединяют радиатор от двигателя, снимают термостат и открывают или вывертывают сливные краники. Промывку производят струей воды под давлением 1.5—2,0 кгс/см2 раздельно рубашку охлаждения и радиатор в направлении, обратном направлению циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Промывку производят до появления чистой воды. С целью улучшения качества и ускорения процесса промывки одновременно с водой в систему подают для вспенивания воздух под давлением не более 1 кгс/см2.

Для удаления накипи систему охлаждения промывают специальными растворами. Систему охлаждения двигателей ЗМЗ и УАЗ рекомендуется промывать раствором хромпика (4—8 г на 1 л воды). Раствор заливают в систему охлаждения и работают с ним в течение месяца, после чего сливают. Раствор с концентрацией хромпика менее 4 г на 1 л воды применять нельзя, так как это усиливает коррозию.

Для удаления накипи из системы охлаждения двигателей ЗИЛ и ЯМЗ рекомендуется применять раствор технического трилона Б в воде (20 г трилона на 1 л воды). Раствор заливают в систему, после отработки на нем 6—7 ч сливают и заливают свежий. Промывка продолжается в течение 4—5 дней. После окончательной промывки в систему заливают водный раствор трилона с содержанием 2 г трилона на 1 л воды.

Для промывки системы охлаждения двигателей ЯМЭ-236, -238, КамАЗ-740 рекомендуется и такой раствор: в деревянную или железную бочку на 150 л налить 30—40 л воды, растворить в ней 2,5 кг уротропина, затем долить еще 20—30 л воды. На открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении в стеклянной посуде растворить 6 л ингибитора ПБ-5 в. 5 л синтетической 31%-ной или технической 27,5%-ной соляной кислоты, полученный раствор влить в бочку с растворенным уротропином и долить воду до общего объема 100 л, добавить 2,5 кг пеногасителя и тщательно перемешать деревянной мешалкой. Хранят раствор не более 7 дней.

Для удаления накипи предварительно промывают систему охлаждения теплой водой, снимают термостаты, на пароотводную трубку надевают резиновый шланг для отвода газов и пены. Заливают в систему раствор, пускают двигатель и прогревают его до 65—70 °С. По истечении 10—15 мин сливают раствор и дважды промывают систему чистой подогретой водой при работающем двигателе в течение 5—10 мин. Затем систему заполняют подогретым раствором, содержащим 5 г безводной соды и 5 г хромпика на 1 л воды, и при работающем двигателе промывают систему в течение 15 мин.

Окончательно промывают систему чистой подогретой водой в течение не менее 10 мин при открытых сливных кранах и отсоединенном нижнем шланге радиатора.

Проверка термостата. Для проверки термостат снимают с двигателя, проверяют плотность прилегания клапанов к седлам, очищают от накипи. Поместив термостат в ванну с подогреваемой водой, проверяют момент начала и полного открытия клапана. Начало открытия должно происходить при 65—72 °С, полное открытие — при 80—85 °С. Неисправный термостат заменяют.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины