Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Справочник сельского автомеханика

Публикация:
   Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава

Читать далее:




Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава

Основным техническим воздействием, осуществляемым в хозяйствах при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технических обслуживании обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

Предусматриваются контрольная и исполнительная составные части выполняемых операций. Контрольная часть операций выполняется в плановом и принудительном порядке через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава; исполнительская— по потребности. Некоторые операции ТО, например смазочные, выполняются в плановом порядке без предварительного контроля.

Они рассчитаны на полное или частичное сочетание следующих условий: третья категория условий эксплуатации, базовые модели автомобилей, годовой объем выполняемых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту 200—250 автомобилей, пробег с начала эксплуатации 50—75% от нормативного пробега до капитального ремонта, умеренные климатические условия, оснащение средствами механизации в соответствии с рекомендациями утвержденного табеля технологического оборудования и оснастки. Корректировку нормативов ТО и TP производят хозяйства.

Техническое обслуживание. ТО подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяют на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО).

У автомобилей ЗИЛ-4331, КамАЭ-5320, КАЗ-4540 в начальный период эксплуатации в интервале первых 500—1000 км выполняют ТО-1000, а в интервалах первых 2000—4000 км выполняют ТО-ЗООО у автомобилей КАЗ-4540, ТО-4000 —у автомобилей ЗИЛ-4331, КамАЭ-5320. У автомобилей КамАЭ-5320 в интервале первых 7000—8000 км выполняют ТО-1, в интервале первых 11 000— 12 000 км выполняют ТО-2.

ЕО включает работы, направленные на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, санитарную обработку кузова.

При ЕО проверяют комплектность, состояние кабины и кузова, оперения, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечного козырька, номерных знаков, запорного механизма опрокидывающейся каОины, запоров, болтов платформы кузова, капота двигателя.

состояние рамы, рессор, колес и шин, опорно-сцепного устройства, буксирного прибора, свободный ход рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес, гидроусилителя рулевого управления и его герметичность. Проверяют: герметичность систем питания, охлаждения, смазочной системы двигателя, привода тормозов и механизма выключения сцепления; работу двигателя, тормозов, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала; состояние и натяжение приводных ремней; действие приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, устройств для обмыва и обогрева ветрового стекла; исправность и опломбирование спидометра; работу агрегатов, систем автомобиля на ходу. Останавливают двигатель и на слух проверяют работу фильтра центробежной очистки масла, отсутствие течи масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости, обнаруженную течь устраняют. Удаляют посторонние предметы, застрявшие между покрышками сдвоенных колес промежуточных и задних мостов автомобилей.

Моют автомобиль по потребности в зависимости от погодных и климатических условий с учетом санитарных требований, обтирают зеркала заднего вида, фары, подфарники, фонари, стекла кабины.

Проверяют уровни масла в картере двигателя, жидкости в системе охлаждения, в гидравлическом тормозном приводе и приводе сцепления и при необходимости доливают. У автомобилей с дизелями проверяют уровни масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД), регуляторе частоты вращения и при необходимости доливают, заправляют автомобиль топливом. Устраняют неисправности, обнаруженные в пути и при обслуживании автомобиля.

При работе в условиях сильной запыленности снимают воздушные фильтры двигателя и фильтр маслозаливной горловины, разбирают и промывают. При работе зимой, в сырую и дождливую погоду сливают конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, фильтра влагомаслоотделителя, отстой из топливных фильтров дизелей.

ТО-1 предназначено для проверки технического состояния основных агрегатов и систем автомобиля, выявления и устранения неисправностей, обеспечения безопасной работы до очередного ТО. Это обслуживание включает в себя объем работ ЕО и дополнительные контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные работы. ТО-1 выполняют в основном в межсменное время бригадой, в состав которой входит смазчик-заправщик, автослесари II—IV разрядов, мастер-диагност.

При выполнении контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных работ проверяют надежность крепления двигателя, а также крепление на двигателе оборудования и приборов, состояние и натяжение приводных ремней, действие приводов заслонок карбюратора или ТНВД, работу компрессора, аварийного останова двигателя. Удаляют пыль и грязь, прочищают вентиляционные отверстия в пробках батарей аккумуляторов, доливают при необходимости дистиллированную воду, проверяют надежность соединения наконечников стартерных проводов с выводами батареи, действие звукового сигнала, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, освещенность щитка приборов и кабины. Проверяют крепление генератора и стартера и состояние их контактных соединений, крепление прерывателя-распределителя, надежность крепления гибкого вала к спидометру и к коробке передач.

Выявляют величину люфтов рулевого колеса и шарниров рулевых тяг, при необходимости регулируют рулевой механизм или заменяют шарниры, проверяют надежность крепления рулевого механизма и его колеса, шплинтовку и крепление гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, крепление карданного вала рулевого управления, пальцев штоков тормозных камер, величину хода штоков, свободный и рабочий ход педалей тормоза, герметичность системы усилителя рулевого управления, привода тормозов.

При необходимости устраняют утечку воздуха или тормозной жидкости. Проверяют действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления, при необходимости регулируют.

Проверяют надежность крепления картеров сцепления, коробки передач, промежуточной опоры, фланцев карданных валов, картера редуктора заднего моста, фланцев полуосей, стремянок, гаек колес. Определяют эффективность действия механизма переключения передач, тормозов на стенде. Проверяют компрессор, его работу на слух и создаваемое им давление по манометру, тормозной кран, состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами, исправность привода и действие стояночного тормоза.

Проверяют состояние рамы, деталей подвески, механизма подъема опорных катков полуприцепа, давление воздуха в шинах, состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины, крепление платформы к раме, запасного колеса, крыльев, подножек, брызговиков. Осматривают кабину, при необходимости зачищают места коррозии и наносят защитное покрытие.

Проверяют и при необходимости регулируют содержание окиси углерода в отработанных газах карбюраторных двигателей.

При выполнении смазочных и очистительных работ смазывают узлы трения и проверяют уровень масла в картерах агрегатов и в бачках гидроприводов, прочищают сапуны коробок передач, ведущих мостов, промывают воздушный фильтр гидровакуумного усилителя тормозов, сливают конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива. При работе в условиях большой запыленности промывают поддон и фильтрующим элемент воздушного фильтра двигателя и вентиляции его картера.

ТО-1000 и ТО-3000 автомобилей КАЗ-4540, ТО-1000 и ТО-4000 автомобилей ЗИЛ-4331, КамАЭ-5320 предназначено для предупреждения неисправностей путем выполнения профилактических крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.

TO-1000 включает работы, предусмотренные в объеме ТО-1, а также дополнительные работы. Регулируют тепловые зазоры клапанного механизма, предварительно проверив момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел, угол опережения впрыска топлива, натяжение приводных ремней, величину схождения передних колес. Проверяют регулировку подшипников ступиц колес, регулируют зазоры между колодками и тормозными барабанами. Проверяют величину хода штоков тормозных камер. У двигателей модели 740 снимают пломбу и выворачивают болт регулировки пусковой подачи в крышке регулятора. У автомобилей КАЗ-4540 регулируют зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления делителем.

Промывают фильтр центробежной очистки масла, заменяют масло в двигателе, в картерах ведущих мостов, коробки передач и раздаточной коробки. Промывают фильтр бачка насоса гидроусилителя руля.

ТО-3000 предусматривает выполнение операций ТО-1. Дополнительно регулируют положение педали тормоза относительно пола кабины. Заменяют масло в смазочной системе двигателя и фильтрующий элемент фильтра очистки масла. Заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра тонкой очистки. Промывают фильтр гидробака.

ТО-4000 также предусматривает выполнение операций ТО-1. Дополнительно проверяют ход рычага тормозного крана. Заменяют масло в системе смазывания, картерах ведущих мостов, коробке передач. Заменяют фильтрующие элементы фильтра очистки масла. Промывают центробежный фильтр очистки масла и фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

TQ-2 предназначено для сохранения ресурса автомобиля и его сборочных единиц, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Включает в себя объем работ ТО-1 и дополнительные контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы.

Проверяют состояние и действие привода жалюзи радиатора, сливных кранов, крепление головок цилиндров двигателя и осей стоек коромысел, зазоры клапанного механизма, крепление поддона картера двигателя, регулятора частоты вращения коленчатого вала, трубопроводов глушителя, опор двигателя, картера сцепления, датчика спидометра, гайки фланца ведущего зубчатого колеса главной передачи (при снятом карданном вале), крепление картера рулевого механизма, клиньев шкворней, компрессора, тормозного крана и деталей его привода, главного тормозного цилиндра, усилителя тормозов, тормозных камер, их кронштейнов и опор разжимных кулаков, опорных тормозных щитов, амортизаторов, узлов и деталей опрокидывающейся кабины.

Проверяют герметичность коробки передач, картеров переднего, промежуточного и заднего мостов, системы усилителя рулевого управления, соединений трубопроводов тормозной системы, топливных баков, карбюратора и топливного насоса, форсунок, фильтров.

Проверяют и при необходимости регулируют углы установки передних колес, проверяют состояние и правильность установки балки передней оси, цапф поворотных кулаков и упорных подшипников, подшипников ступиц передних колес и сальников ступиц. При снятых ступицах проверяют состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, пружин и подшипников колес.

Регулируют свободный и рабочий ход педали тормоза и зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами колес, при необходимости доливают жидкость в главный тормозной цилиндр. При попадании воздуха прокачивают гидравлическую систему привода.

Проверяют отсутствие перекосов заднего, промежуточного мостов, состояние рамы, буксирного устройства, подвески.

Проверяют исправность механизма управления подачей топлива, действие останова двигателя. Регулируют минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, а у дизелей определяют дымность отработанных газов. Через одно ТО-2 снимают и проверяют форсунки на специальном приборе, проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыска топлива.

Проверяют плотность электролита, напряжение батареи аккумуляторов, состояние контактов прерывателя. При необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов, выполняют смазочные операции, регулируют направление светового потока фар.

Сливают отстой из корпусов фильтров, промывают фильтрующие элементы воздушного фильтра двигателя и компрессора, заменяют в них масло. Заменяют масло в картере двигателя, промывают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменяют фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки масла или очищают центробежный фильтр. Снимают и промывают фильтры насоса гидроусилителя рулевого управления, топливный фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива. У дизелей снимают и промывают корпусы фильтров очистки топлива и заменяют фильтрующие элементы. Выполняют смазочные операции в соответствии с таблицей смазывания.

Периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 для автомобилей различных типов назначают с четной кратностью в соответствии с таблицей 6. Периодичность ТО прицепов и полуприцепов устанавливают равной периодичности обслуживания автомобилей-тягачей, допустимое отклонение от установленной периодичности не должно составлять более 10%. Затраты на вспомогательные работы устанавливают в размере 30% суммарной трудоемкости ТО и TP подвижного состава, эксплуатируемого в хозяйстве. К вспомогательным работам относятся: обслуживание и ремонт оборудования и инструмента, перегон подвижного состава внутри производственных помещений, приемка, выдача и доставка к рабочим местам материальных ценностей, уборка производственных помещений.

СО проводят два раза в год, когда нужно подготовить подвижной состав к эксплуатации в холодное или в теплое время года. СО совмещают с очередным ТО-1 или ТО-2, предусматривая дополнительные операции, связанные с изменением условий эксплуатации. Нормативы трудоемкости СО составляют 50% от трудоемкости ТО-2 для районов с очень холодным, 30 —для районов с холодным и 20% для всех остальных районов РСФСР. В качестве отдельно планируемого вида СО проводят для подвижного состава, работающего в районах очень холодного и холодного климата.

При СО промывают топливный бак, систему охлаждения, радиаторы отопителя кабины и пусковой подогреватель, заменяют масла на сорта, соответствующие зимним или летним условиям эксплуатации. Проверяют состояние уплотнений дверей и окон, состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и тормозов. Устанавливают или, наоборот, снимают утеплительные чехлы, комплектуют автомобиль дополнительным оборудованием и инструментом, регулируют основные приборы систем питания и электрооборудования, доводят до летней или зимней нормы плотность электролита в батареях аккумуляторов.

Текущий ремонт. Потребность в TP выявляют при диагностировании, а также во время эксплуатации автомобилей.

Выполняют TP в основном в межсменное время в зоне текущего ремонта в мастерских хозяйств, часть работ выполняют при проведении ТО. Общая продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте приведена в таблице 8.

Для сокращения времени простоя текущий ремонт выполняют агрегатным методом. При TP сборочных единиц ремонтируют или заменяют детали за исключением базовых. В случае, когда возникает необходимость в ремонте базовых деталей, сборочную единицу направляют в капитальный ремонт.

Капитальный ремонт. Подвижной состав за срок службы подвергается, как правило, не более чем одному капитальному ремонту, который выполняют на специализированном ремонтном пред» приятии. До и после капитального ремонта автомобиля в специализированные ремонтные предприятия направляют сборочные единицы: двигатель, водяной насос, бензонасос, масляный насос, форсунки, карбюратор, топливный насос высокого давления, сцепление, коробку передач, коробку отбора мощности, карданный вал, переднюю ось, ведущий мост, главную передачу, раму, рессоры, амортизаторы, рулевой механизм, насос гидроусилителя рулевого управления, рулевые тяги, компрессор, тормозной кран, цилиндры гидротормозные колесные, цилиндры гидротормозные главные, механизм и привод стояночной тормозной системы, генератор, регулятор напряжения, стартер, прерыватель-распределитель, батарею аккумуляторов, спидометр, тахометр, стеклоочиститель, стеклоподъемники, замки дверей.

Подвижной состав и его сборочные единицы направляют в капитальный ремонт с учетом результатов диагностирования, пробега, суммарных затрат на ТР.

Примечания:
1. Указаны данные для подвижного состава выпуска после 1972 г.
2. В знаменателе указаны данные для автомобилей выпуска после 1980 г. 1980 автомобилей КамАЭ-5320, «Урал-5557», КАЗ-4540 выпуска после капитальный ремонт не предусматривается.

Если подвижной состав прошел нормативный амортизационный пробег и по своему техническому состоянию непригоден для дальнейшей эксплуатации, его списывают. При списании сборочные единицы, годные для дальнейшего использования, оприходуют для пополнения оборотного фонда хозяйств, а подлежащие капитальному ремонту направляют на специализированные ремонтные предприятия.

Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава. На надежность подвижного состава в реальной эксплуатации оказывают влияние дорожные, природно-климатические условия, степень загруженности и организация использования подвижного состава, его пробег с начала эксплуатации, размеры и оснащенность производственно-технической базы. Это нашло свое отражение в нормативах технического обслуживания и ремонта подвижного состава, которые корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации путем изменения их количественного значения, а также путем изменения соотношения между объемами работ ТО и TP за счет включения в объем ТО некоторых операций ТР.

Условия эксплуатации включают пять категорий, каждая из которых характеризуется сочетанием типа дорожного покрытия, типа рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения подвижного состава (табл. 12).

Дорожные покрытия различны, их обозначают буквой Д и в зависимости от типа присваивают индексы 1—6:
Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень или гравий без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами;
Д6 — естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности определяют высотой над уровнем моря. Рельеф обозначают буквой Р, а индексами 1—5 его высоту над уровнем моря:
Р1 — равнинный, высота над уровнем моря до 200 м; Р2 —слабохолмистый, высота над уровнем моря от 200 до 300 м; Р3 — холмистый, высота над уровнем моря от 300 до 1000 м; Р4 — гористый, высота над уровнем моря от 1000 до 2000 м; Р5 — горный, высота над уровнем моря свыше 2000 м.

Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для третьей категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды, годового объема выполняемых работ по ТО и TP 200—250 автомобилей, пробег с начала эксплуатации 50—75% от нормативного пробега до капитального ремонта, оснащение средствами механизации согласно табелю технологического оборудования.

Результирующий коэффициент корректирования нормативов получают умножением коэффициентов в определенном порядке.

Скорректированную периодичность округляют до целых сотен километров. При корректировании норм пробега до капитального ремонта двигателя значения коэффициента Ki принимают равными: 0,875 — для третьей категории условий эксплуатации, 0,75 — для четвертой и 0,625 —для пятой категории.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Справочник сельского автомеханика

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства