Важнейшими показателями дизельных топлив является способность сохранять чистоту топливной аппаратуры и деталей двигателя. Особую роль при этом играет образование отложений нагара на форсунках. Появление нагара на распылителях форсунок ведет к изменению факела распыла, ухудшению смесеобразования, снижению экономичности двигателя и повышению дымности его выхлопа. Из-за закоксовывания отверстий распылителей форсунок подача топлива может прекратиться полностью. Отложения на иглах распылителей форсунок могут привести к их зависанию и потере герметичности. В результате этого происходит подтекание топлива, а мощность и экономичность двигателя падают.
На способность дизельных топлив образовывать отложения влияют количественное содержание смолистых веществ и сернистых соединений, наличие непредельных и ароматических углеводородов, а также плотность и испаряемость.
В эксплуатационных условиях наибольший вред приносит присутствие в дизельном топливе смол. Основную часть смол составляют примеси, остающиеся после очистки нефтяных дистиллятов. Их количество контролируется так же, как и в бензинах — по содержанию фактических смол. В товарных дизельных топливах содержание фактических смол ограничено величиной 30…40 мг на 100 см3 топлива.
С повышением содержания в дизельных топливах непредельных углеводородов их стабильность при хранении снижается, а склонность к нагарообразованию возрастает. Поэтому количество непредельных углеводородов в дизельном топливе контролируется с помощью так называемого йодного числа. Йодное число представляет собой количество йода, реагирующее в определенных условиях с испытуемым топливом. Йодное число пропорционально содержанию непредельных углеводородов, в связи с чем в товарных дизельных топливах его величина не должна превышать 6 г йода на 100 г топлива.
При увеличении содержания в топливе ароматических углеводородов во всех случаях повышается образование нагара. Этому же способствует наличие серы и сернистых соединений. Например, при гидроочистке топлива благодаря снижению содержания серы нагарообразование уменьшается в 1,5…2 раза. Среди сернистых соединений сильное влияние на нагарообразование оказывают меркаптаны. По этой причине, а также ввиду ряда других отрицательных последствий содержание серы в дизельных топливах должно быть не более 0,2…0,5% (в зависимости от вида топлива), а меркаптановой серы — не более 0,01%.
С утяжелением фракционного состава и повышением плотности дизельных топлив их распыливание и испарение ухудшаются, что ведет к неполному сгоранию и образованию отложений. Поэтому содержание тяжелых фракций в дизельном топливе строго ограничено.
Ввиду комплексного характера склонности дизельных топлив к нагарообразованию, для его более полной оценки используются показатели коксуемости и зольности. Коксуемостью называется свойство топлива образовывать отложения при нагреве без доступа воздуха. Продукты коксования (кокс) состоят в основном из углерода и высокомолекулярных соединений. Они отлагаются в виде твердого нароста главным образом на горячих деталях, не контактирующих непосредственно с зоной горения (внутри форсунок, на юбках поршней в области поршневых колец и др.). Контроль коксуемости осуществляется по содержанию кокса в 10%-ном остатке топлива после перегонки, количество которого не должно превышать 0,3%.
После полного сгорания топлива в воздухе образуется минеральный остаток — зола, вызванный присутствием в топливе различных неорганических примесей. Из-за абразивных свойств золы она не только увеличивает нагар, но и ведет к повышенным износам в двигателе. Поэтому допустимое содержание золы в товарных дизельных топливах — зольность — ограничивается 0,01%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Склонность дизельных топлив к образованию отложений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы