Строительные машины и оборудование, справочник







Способы ремонта деревянных деталей кузова

Категория:
   Ремонт кузова автомобиля


Способы ремонта деревянных деталей кузова

Ремонт деревянных деталей кузова можно разделить на следующие основные виды работ:
1) крепление нагелями, гвоздями, шурупами и болтами;
2) наращивание брусков (стоек, поясов и т. д.);
3) заделка отверстий из-под нагелей, болтов и шурупов;
4) укрепление расшатанных узлов;
5) замена старых негодных деталей новыми;
6) устранение перекосов в дверях.

Перечисленные выше способы ремонта применяются только в разрешенных инструкциями или техническими условиями случаях.

Ремонт деталей креплением нагелями, гвоздями, шурупами и болтами

Цилиндрические нагели в кузовах применяются для дополнительного крепления узлов, склеенных внакладку или соединенных в шип.

Чтобы поставить нагель, надо:
1) разметить места для сверления отверстий под нагели;
2) просверлить отверстие, диаметр которого для обеспечения1 плотности сопряжения должен быть равен или несколько меньше диаметра нагеля (для дубовых нагелей — на 2%, для металлических — на 5%).

Рис. 14. Разметка отверстий для нагелей.

Чрезмерное сокращение отверстия не допускается во избежание возможного растрескивания доски в момент забивки нагеля;

3) покрыть нагель клеем, поставить его в отверстие и забить легкими ударами молотка.

Деревянные цилиндрические нагели должны иметь совершенно правильную форму, и концы их должны быть заточены для облегчения постановки нагеля в отверстие.

Если число и место забивки гвоздей при ремонте кузова определять практическими соображениями, не учитывая расклинивающего действия гвоздя на соединяемые детали, то это может привести к растрескиванию брусков и непрочным соединениям.

Расклинивающее действие гвоздей зависит от толщины доски и диаметра забиваемого гвоздя.

Не рекомендуется забивать гвозди диаметром более 5,5—6 мм в древесину мягких пород и более 4 мм — в древесину твердых огород без предварительного просверливания отверстия. Диаметр отверстия под гвоздь должен быть равным 0,9 диаметра гвоздя, а глубина отверстия — 0,4 длины гвоздя.

Гвоздь забивают молотком перпендикулярно к плоскости доски. Шляпка его должна быть заподлицо с доской.

Шурупы и глухари, работающие на выдергивание, при d < 6 мм ввинчиваются без предварительного сверления, а при d > б мм необходимо сверлить гнезда. Расстановка гнезд производится на расстояниях: при сверлении гнезда Si>10d и s2>5d; при ввинчивании без сверления гнезда S\ > 20 d и s2 > 5d.

Болты, которые ставятся для скрепления трещин, называются стяжными. Диаметр их от 10 до 14 мм. Стяжные болты делаются с полномерной резьбой. Под головкой такого болта и под гайкой ставят шайбы толщиной около 3 мм.

Расстояние между болтами определяется по той же формуле, что и для цилиндрических нагелей.
3) покрывают вставку казеиновым клеем и вставляют в вырез;
4) привертывают вставку шурупами, как указано выше;
5) подстругивают и зачищают вставку заподлицо с основным бруском.
6) Наращивание отломанной части бруска. Наращивание стойки кузова допускается лишь в том случае, когда она повреждена в нижней части около основания. Наращивание производится в следующем порядке:

Рис. 15. Наращивание скола.

Рис. 16. Ремонт стойки кузова: а — сращивание стойки в прямую накладку; б — крепление угольником.

Ремонт деталей укреплением расшатанных узлов

В практике встречаются весьма разнообразные виды расшатанных деревянных узлов кузова.

Причиной расшатывания могут быть:
1) расклейка склеенных соединений;
2) разработка отверстий в местах крепления шурупами, нагелями или болтами;
3) поломка шипа;
4) поломка металлических угольников, связывающих узлы.

Дефекты склейки могут возникнуть вследствие:
а) расклеивания, вызванного деформацией склеиваемых деталей, как результата неравномерной влажности деталей, что приводит к неравномерному усыханию;
б) загнивания клеевого состава и древесины.

Чтобы укрепить соединения, расшатанные вследствие расклеивания деталей, поступают следующим образом: разбирают расшатанный узел, очищают детали от старого клея и грязи; снова склеивают детали, как указано ниже; дополнительно укрепляют соединение (если это нужно) шурупами.

Иногда, чтобы не усложнять ремонт разборкой узла, расклеенные детали свертывают шурупами без предварительной склейки.

Разработанные отверстия освобождают от находящихся в них крепежных деталей (болтов, шурупов, нагелей), после чего они могут быть отремонтированы тремя способами:
1) просверливанием отверстия под диаметр максимального износа и вставкой крепежа большого диаметра;
2) просверливанием новых отверстий рядом со старыми ‘ и укреплением узла таким же крепежом, какой был установлен до разборки узла (старые отверстия забивают нагелями);
3) просверливанием старых отверстий под диаметр максимального износа отверстий, забиванием нагелей, предварительно покрытых клеем, просверливанием новых отверстий под номинальный диаметр крепежа в том же месте.

В особо ответственных местах (дужки крыши и т. п.) узел дополнительно усиливают оковкой.

Поломанные металлические угольники снимают, сваривают и ставят обратно на место.

Поломанные шипы в кузове не ремонтируют, а меняют весь брусок.

Расшатанные шипы могут быть укреплены деревянными клиновыми вставками, уплотняющими соединения, и свертыванием шурупами (рис. 17).

Рис. 17. Клиновая вставка в шиповое соединение.

Ремонт деталей склейкой

Для склеивания деревянных деталей кузова на авторемонтных заводах обычно применяют казеиновый клей.

Для приготовления клея казеиновый порошок размешивают в чистой питьевой воде (температурой не выше +25 и не ниже + 10°) в весовом соотношении 1 : 1,8 (для усовых, торцовых и полуторцовых соединений) и 1 : 2 (во всех остальных случаях).

Рис. 18. Струбцины для зажима склеиваемых деталей.

Отвешенное количество порошка прибавляют в непрерывно перемешиваемую воду до получения однородно окрашенного клеевого раствора без комков.

По данным ВИАМ, для усовых, торцовых и полуторцовых соединений, а также при приклейке уголков и других сборочных работах вязкость клея должна быть в пределах 120—160° ФЭ (по вискозиметру Форда-Энглера 36 с соплом № 2; диаметр сопла 5 мм).

Рис. 19. Склеивание брусков «на ус».

Этот клей годен к склеиванию в течение 1—2 часов, в зависимости от температуры окружающего воздуха и концентрации раствора. Температура помещения, где .производится склеивание, должна быть в пределах 12—30°.

Процесс склейки сводится к следующим операциям:
1) на вполне чистые и хорошо пригнанные поверхности деталей наносят щетинными или лубяными кистями ровный слой клея;
2) оставляют деталь для открытой пропитки клеем в течение 2—6 минут;
3) соединяют обе склеиваемые поверхности деталей и оставляют для закрытой пропитки от 4 до 18 минут;
4) запрессовывают соединенные поверхности деталей под давлением от 1 до 5 кг в зависимости от породы древесины, ширины склеиваемых поверхностей и конструкции детали. Сила зажима при склейке деталей твердых пород составляет 3—5 кг/см2;
5) выдерживают склеенные детали под прессом при температуре 15—20° от 4 до 6 часов, после чего перед механической обработкой необходима 2-часовая выдержка. Для зажима деталей применяются струбцины (рис. 18), ваймы или стяжки, прессы.

Ремонт деталей заменой старых деталей новыми

Этот вид ремонта заключается в том, что старая негодная деталь удаляется и заменяется новой деталью. Изготовленные в станочном отделении по чертежам, шаблонам или образцам детали обычно не могут быть поставлены на старый узел без предварительной доделки и подгонки по месту. В большинстве случаев при обработке новых деталей на станках умышленно оставляется повышенный припуск (даже если станки позволяют производить точную обработку). Это вызывается необходимостью обеспечить хорошую подгонку новых деталей к старым, в которых возможны различные отклонения (неправильный шип или гнездо, отклонения в отверстиях и т. п.). Лучше всего при ремонте каркаса кузова изготовлять новые детали по снятым старым образцам. Это позволяет правильно разметить новый брусок и гарантирует меньшую затрату времени и энергии на доделки.

Все долбежки и шипы брусьев, а также места соединения с угольниками и планками должны быть закрашены краской на олифе.

В тех местах, где угольники ставятся с одной стороны бруска, под головки болтов должны быть проложены металлические шайбы.

Часто ремонт заменой негодных деталей новыми вызывает ряд дополнительных операций. Например, чтобы поставить новую навесную стойку на двери деревянного каркаса кузова, необходимо (если заготовка подготовлена в машинном отделении):
1) вырезать гнезда для шипов по старой детали;
2) поставить стойку на место и проверить дверь постановкой ее в проеме кузова для этой двери;
3) разметить место крепления петель на стойке и необходимые зазоры;
4) состругать лишний материал, врезать петли плотно заподлицо со стойкой и привернуть петли к двери шурупами;
5) навесить дверь на петли и оконча-тсльно проверить правильность ее прилегания к проему в кузове-При свободном ходе дверь не должна оттягиваться петлями от притворной стойки; в закрытом виде она должна иметь зазор по проему в каркасе кузова: у замочной стойки 8 мм, у петельной-стойки 6 мм наверху и 8 мм внизу (этот зазор закрывают снаружи железной обшивкой панели двери, а внутри уплотнитель-ной прошвой);
6) зачистить стойку и укрепить ее в местах соединения нагелями.


Читать далее:

Категория: - Ремонт кузова автомобиля





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины