Строительные машины и оборудование, справочник





Субъективная оценка риска

Категория:
   Транспортная психология


Субъективная оценка риска

Субъективная оценка риска (subjective riskmonitor) имеет много общего с субъективной безопасностью. Такая субъективная оценка риска зависит, с одной стороны, от субъективной вероятности определенного события и, с другой стороны, от степени субъективной значимости этого события для участника дорожного движения. Термин «субъективная оценка риска» вместо «субъективный риск» применяется для того, чтобы использовать его также в тех весьма часто встречающихся обстоятельствах, когда субъективный риск равен нулю, в отличие от таких концепций, согласно которым участник движения действует на уровне определенной степени субъективного риска. Субъективная оценка риска является центральным понятием в той схеме, посредством которой представляются важнейшие условия поведения (на основе принятия решения).

В нормальной обстановке (нормальное поведение) участник движения решает задачи, которые не связаны с субъективным риском. Как только активизируется субъективная оценка риска, посредством принятия определенных решений могут осуществляться изменения в поведении, способствующие устранению чувства опасности. В общем, по мнению авторов, допускается ложное чувство безопасности.

В качестве возможных причин этого явления называются следующие: – процессы восприятия и опознания (переоценка значений скорости, недооценка своих возможностей, переоценка собственных водительских способностей, игнорирование отрицательных примеров дорожного поведения); – опережающее снижение чувства опасности при переоценке опыта вождения; – кажущаяся простота вождения, подменяемая понятием управления; – меньшее чувство опасности для некоторых людей в роли водителя за рулем, чем в роли пассажира; – малый набор концептуальных моделей (воображений и представлений) будущих условий движения; – неэффективный контроль органов дорожной инспекции; – отрицательные последствия обучения только в «щадящих» условиях; – недооценка колоссальной значимости транспортных проблем со стороны общественного мнения; – преобладание мотивов в поведении на дороге, не относящихся к дорожному движению.



Однако беспечность, по мнению авторов, не только слишком высока, но и весьма устойчива. Отсюда они приходят к заключению, что было бы лучше изменять внешние условия, влияющие на поведение, чем предпринимать попытки изменять психологию участников дорожного движения, т. е. в данном случае водителей. Целью проводимых мероприятий являются уменьшения расхождений между степенью объективной опасности и ее субъективной оценкой. Здесь сходятся (независимо от терминологических различий) оба понятия («СБ—ОБ» и «субъективной оценки риска») в почти аналогичных представлениях о последствиях, вытекающих из разных подходов в выборе мероприятий по безопасности дорожного движения.

Читать далее:

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины