Оценить экономическую эффективность таких программ представляется не менее трудной задачей, чем в других областях просвещения и воспитания. Целенаправленное изменение подсистемы или определенных элементов системы повсеместно связано с настолько труднопредсказуемыми изменениями полной системы, что для этого оказываются недостаточными даже возможности современного планирования экспериментов. И даже там, где планирование экспериментов может считаться удовлетворительным, постоянно возникают случайные факторы, препятствующие последовательному соблюдению установленных условий эксперимента. Это относится, например, к проблеме отказа участвовать в эксперименте, в результате чего снижается достоверность выборки и появляется неизвестная систематическая погрешность.
Получены совершенно различные результаты проверок экономической эффективности в данной области, которые меняются, по всей видимости, вместе со степенью дифференцирования плана проведения экспериментов и с величиной и составом выборок. Выводы по результатам исследования эффективности всегда сопряжены с методическими недочетами и с незначительной сопоставимостью результатов подобных исследований. Некоторые из этих недостатков объясняются отсутствием четкого подтверждения влияния эффекта Хоторна. Даже если бы можно было отнести получаемые результаты только за счет этого эффекта, то все равно нельзя было бы считать их аргументом против использования программ исправления. Более того, можно найти экономическую выгоду, если уменьшить затраты на программы исправления благодаря целенаправленному применению эффекта Хоторна.
В своем сборнике рефератов об эффективности различных американских программ воздействия на нарушителей авторы приходят к выводу (с учетом результатов, приведенных в предшествующих сборниках; рефератов, что сокращение нарушений безопасности движения происходит за счет всех видов воздействия (например, предупреждающие извещения, персональные и коллективные обсуждения). В качестве примеров дается ссылка на следующие исследования (коллективные обсуждения).
В отдельных случаях было установлено, что влияние транспортного просвещения и воспитания на снижение числа ДТП является кратковременным — до года.
В результате крупномасштабного экспериментального исследования эффективности программ воздействия на нарушителей в 129 различных автошколах, охватывающих в целом 14 000 задержанных в нарушении безопасности движения водителей, не смогли обнаружить сколько-нибудь явных различий в частоте нарушений или ДТП по сравнению с контрольной группой, сформированной по принципу случайного подбора.
Полученные выводы ставят под сомнение оправданность расходов на программы исправления нарушителей в США.
Различные мнения об эффективности американских программ исправления нарушителей, вероятно, объясняются случайным выбором методов оценки эффективности. В абсолютном большинстве нарушений безопасности движения и ДТП лежат причины, невысокая достоверность которых (за исключением алкоголя) делает их неубедительными. Поэтому может быть целесообразнее сделать основной акцент не на агитацию борьбы против нарушений, а на пропаганду безопасности движения, т. е., например, на «надежное дорожное поведение».
Для оценки эффективности такой работы рекомендуется различать успех на исправительных, курсах и успех участия в дорожном движении, а также, что в рамках двух этих областей достижения успеха следует проводить различия между субъективным и объективным воздействиями соответственно в ходе сравнения состояний «до и после», используя экспериментальную и контрольную группы. В конце концов, дело сводится исключительно к объективнрму, обусловленному дорожным движением воздействию. Это оправдано с прагматической точки зрения, но иногда не только оказывается неудовлетворительным в научном аспекте, но и преждевременным даже в прагматическом смысле. Всегда может случиться так, что с помощью дифференцирующего анализа частных эффектов и вытекающих из этого изменений программы можно приблизиться к представляющей в конечном итоге интерес форме реализации.
Примером служит исследование эффективности вышеупомянутого исправления навыков с учетом безопасного вождения. В рамках сравнения положения «до и после» для экспериментальной и контрольной групп удалось обнаружить специфические результаты после тренировки навыков безопасного вождения, влияющие, например:
1) на прогнозирование обстановки и адекватность водительского поведения (использование зеркала заднего обзора, удерживание рулевого колеса), регистрируемые посредством систематического наблюдения со стороны сопровождающего лица на стандартизованном участке дороги;
2) на транспортные знания. Никакого влияния эти тренировки не оказали на своевременную сигнализацию поворотов, на активный и пассивный обгоны, на готовность к торможению, на выдерживание безопасных дистанций до лидера. Отсюда делается вывод, что лучшие шансы на успех имеет тот теоретический материал о возникновении опасностей, который подкрепляется практикой вождения в реальной обстановке.
Часто отмечаемое отсутствие единой теории о безопасном дорожном поведении можно считать еще одним объяснением разнообразных результатов оценки эффективности методов дорожного просвещения и воспитания, потому что этот недостаток может оказывать решающее воздействие не только на проект и разработку программ исправления нарушителей, но и на соответствующую модель оценки или метод оценки при анализе их эффективности. В этой связи следует упомянуть также об ориентации на социально-психологические, в особенности на социальные теории воспитания и обучения правильному поведению на основе познавательных мер воздействия, когда полнее учитывается взаимосвязь между познавательными процессами и наблюдаемым поведением, как это было изложено в теоретических выкладках. Эта концепция прошла проверку в экспериментах по совершенствованию вождения. Участники в экспериментальной группе были поделены на. подгруппы. Там присутствовали также «подсадные псевдоучастники», которые высказывались о соблюдении дистанции, согласовании скорости и обстановки, о выполнении требований и инструкций, а также о субъективных нормах, относящихся к манерам водительского поведения. При этом «подсадные» высказывали свое мнение, отвечающее требованиям приспособленности к дорожному движению прежде, чем успевали сформулировать свои оценки «наивные» участники. В это же время контрольная группа слушала лекцию по аналогичным манерам водительского поведения. Поскольку для этих испытуемых отсутствовала внешняя поддержка их оценок, то согласно работе в качестве субъективного обоснования такого положения предполагалось использование индивидуальной психологической установки и в дальнейшем ожидалось соответствующее адекватное дорожное поведение. Проверка последующего влияния на поведение проводилась через две недели в ходе сравнительной пробной поездки по методу сравнения положения «до и после». Улучшения по всем признакам были в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.
Однако в абсолютном значении улучшения были несущественны.
По вопросу о том, какие методы могут использоваться в рамках программ совершенствования и воспитания, в работе указано, что большинство про-филактико-психологических форм воздействия являются вполне применимыми: совершенствование поведения, обучение на модели, улучшение общения, групповые динамические формы тренировок, техника самоконтроля. Многие связанные с этими методами принципиальные проблемы постоянно сказываются в разные периоды времени.
Еще большее значение, чем в профилактической области, имеют критерии оценки эффективности общего водительского поведения, так как случайный успех отдельных личностей нельзя считать достаточным аргументом признания соответствующего метода.
Исправление нарушителей безопасности дорожного движения проводится в форме предупреждающих извещений, персональных и коллективных критических обсуждений на основе систематической регистрации частоты задержаний в связи с нарушениями безопасности дорожного движения и ДТП. В последнее время было разработано несколько программ профилактики, отличающихся целевыми группами и методами, например, в ФРГ, Австрии и Швейцарии.
Для оценки эффективности профилактики нарушений действительны те же принципы, как и в случае подготовки и переподготовки. В обоих случаях рекомендуются дифференцированные формы анализа по различным критериям эффективности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эффективность программ исправления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы