Перепроверка. Термин «перепроверка» в общем объединяет такие формы, которые предназначены для водителей, уже имеющих разрешение на вождение, но которым требуется совершенствовать свое водительское поведение с точки зрения их плохой практической адаптации к дорожному движению.
Другую группу могут составлять водители, нуждающиеся в добровольной переподготовке на другое транспортное средство или на другие условия. Однако не следует усматривать в этом аспекте значение становления, так как при этом принцип автономного образования целевых групп может проявляться и на практике, действительно, неоднократно проявлялся таким образом, что как раз предназначенные для этого целевые группы с новыми для себя условиями оказываются не охваченными данным мероприятием.
Становление (совершенствование) следует рассматривать как задачу уже сегодняшнего дня, так что она должна составлять часть полной системы подготовки. Ее цель заключается в сокращении протекающего сейчас на протяжении 100 000 км пробега процесса становления водительского опыта, в замене метода проб и ошибок систематическим и критическим анализом традиционно встречающихся во время вождения опасностей, не создавая конфликтов или умея выходить из них.
В своей основной форме подобная согласующаяся с элементарной подготовкой по вождению (цель обучения: вождение в нормальных условиях) система становления могла бы быть ориентирована на три круга задач: практическое умение распознавать все типы опасности, избегать их и преодолевать, в соответствии с которыми уже созданы некоторые системы переподготовки. Различная значимость этих трех задач в педагогическом аспекте может быть проиллюстрирована с помощью следующей схемы (рис. 55).
Весь континуум поведения от нормального состояния до аварийного подразделяется, следовательно, на различные стадии критического отношения к опасной обстановке: как только водитель встречает опасность, прежде всего оказывается важным, распознает он ее или нет (GE + или GE—). Общий метод, с помощью которого должна достигаться цель обучения «распознавание опасности», представляет собой поэтому систематическую тренировку восприятия, внимания и бдительности. На следующей стадии имеет значение задача, можно ли предупредить опознанную опасность или нет (GV+ или GV—), в то время как вообще неопознанную опасность уже нельзя даже избежать. Методом, направленным на достижение цели обучения «предупреждение опасности», является так называемая «тренировка сдержанности». Следующая стадия определяется в соответствии с тем, удастся или нет избежать опасности, которой не удалось предупредить (GB+ или GB—). Соответственно применяется метод тренировки в условиях опасной обстановки. Происходит ли в случае непреодоления опасности авария или нет, является, правда, не вопросом становления, а делом «случая».
Отсюда ясно, что ДТП можно предупредить с большей вероятностью тогда, чем раньше будет осознано отклонение от нормального поведения. Иначе говоря, чем оольше признаков перехода обстановки в опасную форму распознается, тем чаще удается ее предупредить и тем меньше конфликтов необходимо преодолевать. В соответствии с различной вероятностью появления отдельных стадий необходимо сделать вывод о различной значимости отдельных целей обучения. Так что преодолению опасностей, наверняка, придается относительно меньшее значение, так как водитель при положительном решении задач по распознаванию признаков и предупреждению опасностей будет гораздо реже сталкиваться с необходимостью решения второй задачи — выхода из опасной обстановки. С другой стороны, при пренебрежении задачами распознавания признаков и предупреждения опасностей решение о последствиях отклонения от нормального поведения может приниматься только на стадии выхода из опасной обстановки.
Рис. 55. Схема различных стадий встречи с конфликтной обстановкой:
1 — нормальное поведение (/VV); 2 — ДТП; 3 — отсутствие ДТП в результате случайности; G — конфликтная обстановка; G£-И—)—опасность опознана (не опознана); GV +(—) — опасность предупреждена (нет); (/В-Н — )— ДТП избежали (нет)
Тренировка восприятия, сдержанности и преодоления опасностей. С точки зрения содержания курсов становления [383] за основу можно принять программу, как продолжение начальной обычной подготовки в автошколе.
Генеральная цель: адаптация к сложному дорожному движению с учетом безопасности и динамики транспортного процесса.
Первая ступень: тренировка восприятия.
Цель: бдительность — распознавание признаков грядущей опасности (собственных действий и окружающих).
а. Правильное наблюдение: тренировка как в лабораторных, так и в реальных условиях; метод «комментирующего вождения».
б. Правильное видение: тренировка распределения зрительного внимания; привыкание к флуктуирующему обзору вместо фиксирующего (прикованного взгляда), включая достаточное пользование зеркалом заднего вида; правильный режим обзора при ослеплении светом для уменьшения физиологического воздействия этого ослепления — смещение направления взгляда.
в. Контроль за тем, чтобы окружающие видели ведомый транспорт: дифференцирующая оценка воспринимаемости собственного транспортного средства другими участниками дорожного движения (приемы привлечения внимания к себе в нужный момент).
Вторая ступень: тренировка сдержанности.
Цель: предупреждение опасностей.
а. Дифференцирующая оценка понимания собственных водительских действий другими участниками дорожного движения, систематизированное «понятное окружающим вождение».
б. Тренировка предвидения: вместо ориентации на текущие ситуационные условия ориентация на непосредственно предстоящие по времени ситуационные условия; систематический учет возможных опасностей, в частности, возможного ошибочного поведения других участников дорожного движения.
Третья ступень: тренировка выхода из опасной обстановки, чреватой ДТП.
Цель: «уважительное отношение» к опасности (отсутствие «спешки» при осознании опасности). Изучение конкретных опасных обстоятельств и отработка поведения в них.
Содержание подобных программ становления водительского характера (совершенствования) свидетельствует о том, что их применение может быть оправданным лишь в рамках осуществления поэтапного процесса, начиная только на той стадии, на которой водитель находится, уже завершив первую фазу самостоятельной езды (но еще несовершенного вождения).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Перепроверка водительских способностей и совершенствование поведения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы