Дорожное поведение может рассматриваться как поведение в условиях риска. Такая попытка уже была сделана в связи с критерием приспособленности к дорожному движению. Поэтому дорожное поведение не следует понимать как общее рискованное поведение, а принципиально оценивать его как поведение в обстоятельствах, связанных с опасностью извне. Не связанного с риском дорожного поведения в таком случае не существует, так как в условиях движения возможно лишь такое поведение, которое управляется стремлением к цели (Z.) и к безопасности (S). На основе полученных экспериментальных данных можно предположить, что характер индивидуального поведения, связанного с риском, не находится в прямой зависимости от типичного для личности преобладания мотивов L или S и выражается стилем поведения в условиях риска. При этом различают адаптированный и произвольный стили. Первый стиль поведения в условиях риска сопряжен с такими индивидуальными признаками, как гибкость восприятия, чувствительность и самостоятельность. Эта форма управления поведением прямо зависит от конкретных обстоятельств риска и объективных показателей выбора мотива L или S. Поведение в произвольном стиле в условиях риска управляется субъективными решениями, которые в значительной степени влияют на обстановку и особенности поведения (рис. 57).
На этом рисунке дана классификация поведения в условиях риска и факторов.
Рис. 57. Виды факторов и стилей поведения в условиях риска
Под произвольным стилем дорожного поведения в условиях риска, когда L> S, понимается относительно устойчивая форма управления поведением, при которой тенденция S до определенной степени «из принципа» подчиняется тенденции L и в экстремальном случае допускается опасность во имя опасности. При L<S тенденция S имеет более высокий приоритет; крайняя позиция S — 0— полный отказ от участия в дорожном движении.
Поскольку большинство исследований дорожного поведения в условиях риска скорее свидетельствует о типичном изменении обстановки, чем об индивидуальном постоянстве дорожного поведения, то адаптированному стилю дорожного поведения в условиях риска отдается приоритет. В данном случае принятие решения в свете противоречий между мотивами L и S зависит не только и не столько от индивидуальных особенностей, а в первую очередь является результатом взаимодействия личных стремлений с соответствующими обстоятельствами в системе «дорожного движения».
С учетом стиля дорожного поведения в условиях риска можно использовать дополнительные характеристики или различия для обеих вышеупомянутых попыток объяснения моделей «компенсации риска» и «СБ—ОБ». Компенсация риска отвечает в большей мере произвольному стилю дорожного поведения в условиях риска, так как даже под степенью риска, на который готов пойти каждый в отдельности, понимается достаточно независимый от обстановки показатель. Модель «СБ— ОБ» больше соответствует адаптированному стилю (конформному поведению) в условиях риска. В этой связи представляется несравнима более целесообразным и гораздо экономичным стремление к повышению произво-дигельности всей системы не путем изменения глубо-коукоренившихся и специфических индивидуальных причин поведения, а путем оптимизации не зависящих от обстановки объективных факторов, формирующих дорожное поведение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дорожное поведение в условиях риска"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы