Строительные машины и оборудование, справочник






Техническое обслуживание механизмов управления автомобилей


Категория:
   Механик гаража


Техническое обслуживание механизмов управления автомобилей

Регулировка рулевого механизма. В рулевых механизмах с зацеплением типа червяк-ролик, зубчатый сектор и гайка-рейка имеются две регулировки: осевого зазора в подшипниках вала винта и зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки.

Для регулировки и проверки осевого зазора в подшипниках сливают масло из картера рулевого механизма, отсоединяют шарнир, связывающий вал винта рулевого механизма с валом рулевого колеса, а также сошку от гидроусилителя. Покачивая последнюю рукой, проверяют наличие зазора в подшипниках вала винта. При обнаружении его снимают, отвернув болты, нижнюю крышку картера рулевого механизма и одну регулировочную прокладку. Если последующая проверка покажет, что снятие одной прокладки не устранило зазор, снимают вторую прокладку.

У автомобилей семейства ГАЗ (например, ГАЗ-63А, ГАЗ-66) для регулировки этого зазора необходимо снять управление (колонку с рулевым механизмом) с автомобиля.



Разобрав рулевой механизм и промыв все детали, устанавливают вал с червяком и подшипником в картер и надевают на шлицы рулевое колесо. Удалив одну тонкую прокладку из-под крышки картера, ставят остальные прокладки на место и туго затягивают болты крепления крышки, затем проверяют осевое перемещение вала руля. Если он не устранен, снимают одну толстую прокладку и ставят на ее место снятую ранее тонкую прокладку.

Отрегулировав натяг подшипников и сняв сошку и сектор, проверяют усилие на ободе рулевого колеса. Величина усилия, затрачиваемого на поворот рулевого колеса, должна быть равна 3—6 Н (0,3—0,6 кгс). Зацепление сектора и гайки-рейки регулируют винтом, ввернутым в то-рец вала сектора. Предварительно определяют наличие зазора в зацеплении по величине осевого перемещения вала сектора. Сошка при этом должна быть отсоединена от гидроусилителя. Если же имеется зазор, регулируют зацепление, отвернув контргайку регулировочного винта, и вращают винт по часовой стрелке до тех пор, пока необходимый зазор не будет полностью выбран.

При наличии пружинного динамометра проверяют усилие на ободе рулевого колеса, которое надо приложить для его поворота около среднего положения. Оно должно составлять 10—15 Н (1 —1,5 кгс) и его можно довести до этих пределов путем подвертывания регулировочного винта.

Зацепление рулевого механизма типа червяк-ролик (автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ МЗМА ГАЗ, ЛАЗ, ПАЗ) регулируют подвертыванием регулировочного винта по часовой стрелке на несколько вырезов в стопорной шайбе, приближая вал сошки к червяку.

Проверка и устранение люфта в сочленениях рулевого привода. Наличие зазоров в сочленениях рулевого привода определяют резким покачиванием сошки руля путем поворотов рулевого колеса, охватывая рукой проверяемые сопряжения. Люфт, появляющийся при увеличенных зазорах, устраняют подтягиванием резьбовой пробки соответствующего сочленения. Расшплинтовав пробку, завертывают ее до отказа, а затем отпускают до ближнего совпадения прорези на торце с отверстием для шплинта в головке тяги.

Люфт в самоцентрирующихся сочленениях устраняют путем замены изношенных шаровых пальцев и их вкладышей.

Проверка и регулировка тормозных систем. Проверку герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов выполняют при внешнем осмотре автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по подтеканию тормозной жидкости, в пневматическом приводе — на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения проверяемое соединение покрывают мыльной эмульсией и по появлению мыльных пузырей определяют место утечки воздуха.

Удаление воздуха из гидравлического привода тормозов производят после тщательной очистки от грязи главного цилиндра и перепускных клапанов на колесных цилиндрах тормозов (на ГАЗ-66), а также гидровакуумного усилителя.

Работы выполняют вдвоем при неработающем двигателе в такой последовательности:
— отворачивают пробку наливного отверстия главного цилиндра, проверяют уровень жидкости, который должен быть на 15—20 мм
— ниже верхнего края заливного отверстия, и при необходимости поливают;
— снимают резиновый защитный колпачок перепускного клапана ко-чесного цилиндра правого заднего тормоза и вместо него надевают резиновый шланг, второй конец которого опускают в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л с тормозной жидкостью, налитой до половины его высоты;
— отворачивают на 1/2—3Д оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажимают на педаль тормоза до полного прекращения выхода пузырьков воздуха из шланга;
— нажимают на педаль тормоза и, держа ее в выжатом положении, плотно заворачивают перепускной клапан, снимают с него резиновый шланг и ставят на место резиновый колпачок.

Рис. 1. Устранение люфта в сочленениях рулевого привода

В такой же последовательности прокачивают колесные цилиндры тормоза каждого колеса в следующем порядке: заднее правое, переднее правое и заднее левое (на автомобиле ГАЗ-66 после этого прокачивают цилиндр гидровакуумного усилителя через два перепускных клапана).

После прокачки тормозной системы доливают жидкость в главный цилиндр и плотно заворачивают пробку заливного отверстия.

Если все тормоза и привод отрегулированы правильно и в системе отсутствует воздух, педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна опускаться более чем на половину своего хода, а нога должна ощущать сопротивление педали.

Регулировка свободного хода педали тормоза. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов свободный ход педали регулируется путем изменения длины тяги, соединяющей тормозную педаль с толкателем поршня главного тормозного цилиндра. С этой целью у автомобиля ГАЗ-5ЭА устанавливают педаль в положение, при котором она упирается в резиновый буфер, отпускают контргайку и, вращая муфту в ту или другую сторону, устанавливают свободный ход педали, равный 8—14 мм. Зазор между поршнем и толкателем в главном тормозном цилиндре должен находиться в пределах 1,5—2,5 мм.

При пневматическом приводе тормозов такая регулировка заключается в изменении длины тяги, которая связывает педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. Длину тяги изменяют вращением вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.

Тормозные камеры проверяют на герметичность при подаче в них сжатого воздуха. У камер выявляют места утечки воздуха, нанося мыльную эмульсию на кромки фланца корпуса возле стяжных болтов, отверстия выхода штока из корпуса камеры и штуцера крепления трубопровода к камере.

Заполнив камеру сжатым воздухом, следят за появлением мыльных пузырьков. Как правило, для устранения утечки воздуха достаточно подтянуть все болты крепления крышки к корпусу камеры. Если утечка воздуха все же продолжается, заменяют диафрагму.

Давление в тормозных камерах проверяют по манометру, который подсоединяют к одной из камер. За счет работы компрессора на холостом ходу двигателя давление в системе пневматического привода повышают до 0,7—0,73 МПа (7,0—7,3 кгс/см2) по показанию манометра на щитке приборов.

При отпущенной педали тормоза стрелка манометра, присоединенного к камере, должна оставаться на нуле.

Регулировку зазоров между колодками и тормозными барабанами у автомобилей с пневматическим приводом (ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, КАЗ-606, КАЗ-608, МАЗ-500А) производят при помощи регулировочного червяка (рис. 2), расположенного на рычаге, соединяющем шток тормозной камеры с валом разжимного кулака. Колесо автомобиля вывешивают, повертывая регулировочный червяк, доводят колодки до соприкосновения с барабаном (колесо при этом затормаживается). После этого, повертывая червяк в обратном направлении, отводят колодки от барабана до начала свободного вращения колеса и проверяют щупом зазор между колодками и барабаном (через отверстие в барабане), который должен быть равен 0,2—1,2 мм.

Рис. 2. Регулировка колесных тормозов, имеющих пневматический привод

После регулировки зазора проверяют величину хода штока тормозных камер, который должен составлять 20—30 мм, но не более 40 мм. Штоки тормозных камер должны перемещаться без заеданий.

Далее проверяют свободный ход педали тормоза, который должен быть равен 14—22 мм.

Закончив регулировку тормозных механизмов всех колес, проверяют действие тормозов на ходу. Торможение колес одной оси должно начинаться одновременно и быть равномерным. Проведя несколько торможений, проверяют, не нагреваются ли тормозные барабаны.

Регулировка ручного тормоза должна исключать задевание- колодок за барабан во время движения автомобиля. При стоянке на ровном участке дороги с уклоном до 16° стояночный тормоз должен удерживать груженый автомобиль на месте.

У автомобилей ЗИЛ-130 ход рычага стояночного тормоза регулируют изменением длины тяги (рис. 3), соединяющей рычаг привода тормоза с регулировочным рычагом. Для этого подвертывают вилку, с помощью которой тяга соединяется с рычагом. При правильной регулировке рычаг привода ручного тормоза должен вытягиваться усилием одной руки не более чем на 4—5 зубцов рейки, фиксирующей его положение.

Рис. 3. Регулировка ручного трансмиссионного тормоза


Читать далее:

Категория: - Механик гаража

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Пожарная безопасность при работе механика в гараже
Расследование, регистрация, учет несчастных случаев и отчетность по ним
Режим работы водителей и рабочих гаража
Пропаганда техники безопасности
Организация обучения технике безопасности
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Основные требования техники безопасности к инструментам и оборудованию
Аккумуляторные батареи автомобилей
Шины автомобилей
Транспортирование, хранение и заправка автомобилей топливом и смазочными материалами


Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание механизмов управления автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы