Строительные машины и оборудование, справочник





Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин

Категория:
   Механизация дорожных работ



Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин

Топливо. Промышленность выпускает две группы бензинов: автомобильный А и авиационный Б. Основным показателем, характеризующим марку бензина, является октановое число, которым определяется детонационная стойкость бензина. Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия может иметь двигатель и тем выше термический КПД двигателя. В ГОСТ 2084—67 (автомобильный бензин) и 1012—72 (авиационный бензин) цифровые индексы, стоящие за буквенной маркировкой, показывают минимальное октановое число (например, А-66, Б-70).

Тракторный керосин (ГОСТ 1842—52) выпускают двух марок — с октановым числом 40 и 45. Керосин применяют при составлении заменителей некоторых сортов зимнего дизельного топлива и для мойки деталей при техническом обслуживании и ремонте машин.

Наибольшее распространение в качестве топлива для дорожно-строительных машин получили дизельное топливо (ГОСТ 305—73 и 4749—73) и соляровое масло (ГОСТ 1666—51). Дизельное топливо выпускают следующих марок: Л — летнее, 3 — зимнее, ЗС — зимнее северное (для дизелей при температуре воздуха —30° С и выше) и А — арктическое. Топливо для быстроходных дизелей выпускают марок ДЛ, ДЗ, ДА и ДС — соответственно летнее, зимнее, арктическое и специальное.

Смазочные материалы для смазки машин и технологического оборудования выпускаются в большом ассортименте. Для двигателей применяют автотракторные (для карбюраторных двигателей) и дизельные (для дизелей) масла.

Автотракторные масла (ГОСТ 1862—63) имеют следующую маркировку: первая буква обозначает назначение масла (А — автотракторное), вторая — способ очистки (К — сернокислотная и С — селективная), буква 3 указывает на наличие загустителя, буква п — на наличие в масле специальных присадок. Число после букв (и между буквами в скобках) указывает кинематическую вязкость масла в сантистоксах.

Дизельные масла (ГОСТ 5304—54) имеют следующую маркировку: буква Д означает вид масла (дизельное), буква п указывает на наличие комплексной присадки, а число определяет кинематическую вязкость масла в сантистоксах. Дизельные масла имеют марки: Дп-8 — для зимних условий, Дп-11—для летних условий, Д-11 (без присадок)— для дизелей, не имеющих свинцовисто-бронзовых подшипников, Дп-14— для тракторных дизелей в летний период. Кроме того, применяют масла по ГОСТ 8581—63: ДС-8 (М8Б), ДС-8 (М8В) и ДС-11 (М10Б).

Трансмиссионные мае-л а предназначены для смазки агрегатов трансмиссий: коробки передач, ведущих мостов, раздаточных коробок, бортовых передач и других механизмов автомобилей, тракторов и дорожных машин. Эти масла выпускают нескольких марок: а) масло транмсис-сионное автотракторное зимнее и летнее (ГОСТ 542—50); масло трансмиссионное автомобильное с присадкой; ТАп-15 и ТАп-10 (ГОСТ 8412—57), рекомендуемое для применения в зимних условиях; масло трансмиссионное автомобильное (ГОСТ 3781—53), применяемое как летняя смазка. Выпускают также специальное масло для коробки передач и рулевого управления (ГОСТ 4002—53) и масла МТ (ГОСТ 6360—58).

Масла веретенное АУ (ГОСТ 1642—50) и турбинное (ГОСТ 32—74) используют в качестве компонентов рабочих жидкостей для гидравлических систем машин. Авиационные масла (ГОСТ 1013—49) используют для смазки некоторых быстроходных дизелей. Масло цилиндровое 24 (Вискозин) (ГОСТ 1841—51) применяется в качестве заменителя автотракторного трансмиссионного масла. Для гидравлических систем автомобилей применяют масло РТУ 38-1-110-67 вязкостью 23—30 сСт. Компрессорные масла (ГОСТ 1861—73) применяют для смазки компрессоров.

Консистентные смазки предназначены для смазки трущихся соединений, в которых не держится жидкая смазка или которые подвержены сильному воздействию грязи и пыли, либо работают в условиях влажной среды. При консервации машин эти смазки используют в качестве защитных материалов.

Для смазки большинства узлов трения ходовой части и управления дорожно-строительных машин, тракторов и автомобилей рекомендуется пресс-солидол С и солидол С (смазка УСс автомобильная) (ГОСТ 4366—64) или смазки ЦИАТИМ (ГОСТы 6267—74, 8551—74 , 8773—73, 9433—60 и 11110—64). Для смазки рессор, тросов, шестерен лебедок, кранов и т. п. предназначена графитная смазка (УСсА) (ГОСТ 3333—55). Для смазки деталей, работающих при высоких температурах (около 120 °С), рекомендуется тугоплавкая смазка УТ-1 (кон-сталин жировой) (ГОСТ 1957—73). Для смазки подшипников, электродвигателей и генераторов рекомендуются тугоплавкие и водостойкие смазки (смазка 1—13 жировая по ГОСТ 1631—61).

Технические жидкости. Охлаждающие жидкости предназначены для отвода тепла от двигателя внутреннего сгорания; они должны иметь высокую теплоемкость и низкую температуру замерзания, не должны вызывать коррозию металлов, разъедать резиновые детали, образовывать накипь и загрязнять систему охлаждения.

Наиболее распространенная охлаждающая жидкость — вода, которая не должна иметь жесткость выше 8 мг-экв/л.

Для охлаждения двигателей в зимнее время применяют низкозамерзаю-щие охлаждающие жидкости— антифризы (ГОСТ 159—52). Антифриз марки «40» выпускают также в концентрированном виде («40К»). Для получения антифриза «40» надо смешать 1 л концентрата с 0,73 л дистиллированной воды. При отсутствии стандартной незамерзающей жидкости в зимнее время для охлаждения двигателей могут применяться смеси воды, спирта и глицерина.

Для удаления накипи в системе охлаждения двигателей применяют специальные растворы.

Для удаления осадков в картерах двигателей без снятия поддона применяют смесь из 45% автотракторного масла, 45% уайт-спирита и 10% ацетона. Струю этой смеси следует направлять в маслозаливную горловину, чтобы жидкость стекала из сливного отверстия картера. После очистки картер промывают маловязким маслом для удаления остатков промывочной жидкости и восстановления масляной пленки на трущихся деталях.

Для заправки аккумуляторных батарей приготовляют электролит, растворяя серную кислоту в дистиллированной воде.

В качестве специальных жидкостей применяют гидротормозные жидкости — масло ГТН (ГОСТ 8261—57) или ГТЖ-22 (ВТУ 3759—53), а также БСК (ТУ 1608—47) и амортизаторные жидкости АЖ-12Т и АЖ-16 (ВТУ 480—61). В связи с различной основой и составом эти жидкости не могут дополнять друг друга, поэтому при заполнении систем жидкостью новой марки предыдущая должна сливаться полностью.


Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин
Механические системы дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы