Для своевременного, быстрого и высококачественного технического обслуживания, а также проведения текущих и капитальных ремонтов дорожно-строительных машин, автомобилей и тракторов в полевых условиях служат передвижные механизированные средства: автоцистерны, топливо- и маслозаправщики, передвижные мастерские для технического обслуживания машин и для проведения текущего и капитального ремонтов. Кроме того, для персонала, обслуживающего машины и работающего в полевых условиях длительное время вдали от жилья, необходимы передвижные вагончики для жилья, столовая-кухня, баня, клуб и т. п.
Автоцистерны предназначены для транспортирования жидкого топлива (бензина, тракторного керосина, дизельного автотракторного топлива, солярового масла, мазута и др.) на местные склады с нефтебаз, нефтескладов и железнодорожных цистерн.
Автоцистерны монтируются на автомобильных шасси, полуприцепах и прицепах, объем их зависит от грузоподъемности шасси. Комбинированные цистерны с указателем уровня налива могут служить мерной тарой при получении жидкого топлива на нефтебазах. В некоторых случаях автоцистерны или прицепные цистерны оборудуются мерными устройствами для отпуска или заправки машин топливом.
Топливозаправщики служат для заправки дорожно-строительных машин, автомобилей и тракторов жидким топливом и смазочными маслами. Заправщики монтируют на автомобильных шасси, прицепах и полуприцепах различной грузоподъемности. В зависимости от потребности они оборудуются цистерной для главного вида топлива и отдельными резервуарами или бачками для других видов потребляемого топлива и различных масел и смазок, механизированными раздаточными устройствами, контрольно-измерительной аппаратурой и мерной посудой. Для заправки автомобилей бензином пользуются серийными бензозаправщиками.
Маслозаправщики служат для механизированной заправки дорожнострои-тельных машин, автомобилей и тракторов маслами и смазками (солидолом, консталином, дизельным, автомобильным, трансмиссионным маслами, графитной и канатной смазками), тормозной жидкостью и др. Главное назначение маслозаправщика — быстрая заправка пресс-масленок машины и про-давливание консистентных смазок под большим давлением (300—400 кгс/см2). Применяемые обычно ручные солидоло-нагнетатели малопроизводительны и неэффективны, так как не обеспечивают хорошей смазки труднодоступных мест, а также мест смазки с глубокими канавками.
Обычно маслозаправщик имеет цистерну с несколькими секциями для различных масел и бачки для консистентных смазок. На рис. 16.2 приведен такой маслозаправщик, совмещающий в себе агрегат технического ухода АТУ-А. В левой его боковине расположены щит управления, ящик для съемников и приспособлений, ящик для запасных частей, ванна для мойки деталей, откидной столик и поддон с самонаматывающими барабанами для раздаточных рукавов. В правой боковине агрегата размещены воздушные ресиверы, шкафы с емкостями для различных масел и ванны для сбора масла из картеров двигателей. В заднем отсеке расположены выносные рукава с пистолетом-брандспойтом для мойки машин, раздаточные пистолеты, бункер солидолонагнетателя, выносные тиски и другое оборудование. Компрессор расположен рядом с двигателем автомобиля.
В емкостях агрегата можно создавать давление (от компрессора) для выдачи смазочных материалов и разрежение (от всасывающего трубопровода двигателя) для заполнения ими емкостей. Все управление сосредоточено на щите. Используя агрегат АТУ-А, можно выполнять наружную мойку машин, заправку и смазку маслами и консистентными смазками, продувку радиаторов, накачку шин, забор отработанных смазочных материалов, а также работы по техническому обслуживанию.
Передвижные мастерские для технического обслуживания. Техническое обслуживание дорожно-строительных машин, тракторов и автомобилей целесообразно выполнять на месте работ, для чего эффективным средством являются передвижные мастерские. Наиболее распространены мастерские, смонтированные на автомобиле ГАЗ-51 и ГАЗ-53А.
ремонту (бригадира) и двух слесарей, имеющих совмещенные профессии: один — шофер и электрик, другой — сварщик и медник. Мастерская должна выполнять следующие работы: замену агрегатов, узлов и деталей машин, крепежные работы, регулировку механизмов, простейшие слесарные и сварочные работы (подгонку деталей, мелкий ремонт, пайку, сварку и др.).
Рис. 16.2. Агрегат технического ухода АТУ-А:
1 — цистерна с отдельными секциями для масел; 2 и 3 — левая и правая боковины; 4 — задний отсек; 5 — моечная ванна; 6 — щит управления; 7 — самонаматывающие барабаны с рукавами и раздаточными пистолетами; 8 — ящик для инструмента; 9 — ящик для съемников; 10 — откидной столик; 11 — ящик для запасных частей
Мастерская должна иметь следующее оборудование: кран грузоподъемностью 1—1,5 т для монтажа агрегатов с талью, верстак на двое тисков, шкаф для хранения инструмента и принадлежностей, верстачный пресс, наждачное точило, ручной сверлильный станок, переносный кузнечный горн с вентилятором и ручным приводом, переносную наковальню, бензо-сварочный аппарат, переносный пресс для перепрессовки гусениц, комплект монтажных съемников, комплекты кузнечного, слесарного, режущего мерительного инструментов, шкаф и ящик (над кабиной и под полом платформы) для хранения запасных частей и ремонтных материалов.
Мастерская комплектуется запасными частями и ремонтными материалами в зависимости от типов обслуживаемых машин. Штат мастерской обычно состоит из трех человек: мастера по
Мастерские подобного типа могут быть оборудованы стендом для проверки аппаратуры питания и электрооборудования двигателей. Стенд должен включать в себя приборы для проверки карбюраторов, бензонасосов, дизельных насосов, форсунок, аккумуляторов, распределителей и других агрегатов электрооборудования. Наличие подобного стенда обеспечивает высокое качество регулировки и экономичность двигателей.
Если мастерская по роду работы не требует частых перебросок, целесообразно применять мастерскую на прицепе.
Передвижные мастерские для ремонта машин. Для текущего и капитального ремонтов дорожно-строитель-ных машин, тракторов и автомобилей в полевых условиях применяют передвижные мастерские. Для них может быть рекомендовано следующее обору-дов?ние, приспособления и инструмент: кран грузоподъемностью I т, универсальный токарно-винторезный, сверлильный и заточный станки, механическая ножовка, электросварочный и газосварочный аппараты, освети-телыю-силс вая и зарядно-аккумуля-торная походные станции, верстаки ных агрегатов машин, тракторов, автомобилей, а также приборами для среднего ремонта двигателей. Все оборудование и приспособления должны быть удобно размещены и укреплены на стендах, верстаках и стеллажах, а инструмент, запасные части и материалы — в шкафах и ящиках.
Рис. 16.3. Передвижная мастерская для полевого ремонта:
1— зарядно-распределительное устройство; 2 — силовой агрегат; 3 — ацетиленовый газогенератор; 4 — наждачное точило; 5 — слесарный верстак; 6 — ручной пресс; 7 — кислородный баллон; 8 — бензосварочный аппарат; 9 — универсальный токарно-вин-горезный станок; 10 — электродвигатель станка; 11 — слесарный инструмент; 12 — сварочные горелки и резаки; 13 — шкаф над кабиной; 14 — рукава для сварки; 15 — оборудование для вулканизации; 16 — оборудование для заправки и емазки; 17 режущий и мерительный инструмент; 18 — откидной борт; 19 — ящик для запасных частей; 20 — выносная наковальня; 21 — тиски; 22 — выносной горн; 23 — шкаф под полом; 24 — электродрель; 25 — стенд для проверки и регулирования аппаратуры питания и электрооборудования двигателей; 26 — аптечка; 27 — наружный шкаф; 28 выносной кузнечный инструмент
Для работ небольшого объема может быть рекомендована мастерская, монтируемая на шасси 3—5 т двухосного или трехосного автомобиля. Кузов такой мастерской может оборудоваться откидными боковыми стенками и бортами, которые, будучи закрепленными горизонтально, увеличивают площадь пола и образуют навес. Мастерская может иметь следующее оборудование (рис. 16.3)’ кран для монтажно-демон-тажных работ грузоподъемностью до 2 т, универсальный токарно-винторезный станок с приспособлениями для расточных и шлифовальных рабог, силовой агрегат с двигателем и генератором мощностью 3 кВт, смонтированный на тележке. Силовой агрегат голжен быть оборудован устройством для распределения энергии по потребителям, освещения и зарядки аккумуляторов.
Мастерская должна иметь газосварочное оборудование, состоящее из ацетиленового газогенератора, баллона с кислородом, бензосварочного аппарата, набора горелок, резаков и шлангов. блесарные верстаки оборудуются тисками, электродрелью, наждачным точилом g ручным приводом, прессом на 1 то и внутренними шкафами для слесарного инструмента. Кузнечное оборудование должно состоять из переносного горна с ножным и механическим приводами, наковальни массой 30 кг и кузнечного инструмента, расположенного в выносном ящике. Оборудование для вулканизации покрышек и камер (при их небольших повреждениях) расположен в ящике.
Мастерская имеет набор слесарно-режущего и мерительного инструмента, компактно расположенного в специальных ящиках. Для проверки и ре-гу ировки аппаратуры питания и электрооборудования двигателей должны быть соответствующие стенды. Запасные части располагаются в специальном ящике. Бидоны с горючим и -мазочными материалами, бутыли с кислотами и уголь должны быть расположены под полом платформы и в наружных шкафах.
Мастерскую обслуживают пять человек, имеющих совмещенные профессии: начальник мастерской — мастер по ремонту, токарь — электрик; сварщик — медник — жестянщик; слесарь — монтажник — кузнец; слесарь — регулировщик — вулканизаторщик—шофер.
Специальные передвижные мастерские. Для крупных механизированных подразделений при проведении текущего и капитального ремонтов в полевых условиях в некоторых случаях формируются ремонтные поезда, состоящие из автомобиля-мастерской и одного или двух прицепов. Подобные мастерские типа ПАРМ, АПРИМ-2 и др. выпускаются промышленностью. Иногда авторемонтные поезда формируются из специализированных ва-гончиков-цехов! токарно-механйче-ского, электросварочного, кузнечно-медницкою, термического, металли-зационного, деревообрабатывающего, электрорегулировочного, шиноремонтного и т. п. В некоторых случаях применяют отдельные специализированные мастерские для обслуживания большого количества однотипных машин. Так, при значительном сосредоточении скреперов и бульдозеров целесообразно иметь передвижной электросварочный агрегат (на прицепе или на автомобиле-пикапе), который можно быстро доставлять к месту работы.
При работе в одном месте значительного количества автомобилей или пневмоколесных машин целесообразно иметь шиноремонтную мастерскую. Такая мастерская может монтироваться на двухосном прицепе с кузовом вагонного типа и оборудуется вулкани-зационным аппаратом, шероховальным станком, силовой установкой с электростанцией, компрессором и специальным инструментом и приспособлениями для ремонта покрышек и камер любого типа. Пропускная способность мастерской рассчитывается в среднем при одном вулканизационном аппарате на производство ремонта 10—15 покрышек и 40—50 камер в смену.
Для тщательной регулировки топливной системы и электрооборудования автомобилей, тракторов и самоходных дорожно-строительных машин следует применять регулировочные станции. Их монтируют на шасси автомобиля и снабжают стендами для проверки, регулировки и ремонта карбюраторов, бензонасосов, дизельных форсунок, плунжерных топливных насосов и агрегатов электрооборудования и зажш ания. Регулировочные станции проводят также зарядку аккумуляторов, проверку и накачку шин.
Вагон-общежитие предназначен для рабочего персонала, работающего в полевых условиях. Вагон ВО-12А на 12 человек (рис. 16.4) представляет собой двухосный прицеп специального изготовления на четырех пневмоколе-сах. Кузов вагона имеет деревянный каркас, снаружи обшитый листовой сталью, а внутри — фанерой. Между обшивками в качестве теплоизоляции укладывается стекловата в виде пакетов, обернутых пергамином или листовым перфолем. Крыша и пол вагона имеют термоизоляцию. Вагон разделен перегородками на три помещения: два крайних являются жилыми на шесть человек каждое, а среднее— котельным отделением, умывальной и входным коридором. Жилое купе оборудовано шестью спальными полками, из которых три верхние можно откидывать к стенке. Под нижними полками имеются ящики для хранения личных вещей. Вагон имеет водяное отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроосвещение и вентиляционное устройство.
Набор воды в вагон-общежитие производится при помощи ручного поршне-между обшивками стен в качестве теплоизоляции уложена стекловата в пакетах, обернутых пергамином или листовым перфолем. Крыша и пол вагона утеплены.
Кузов вагона внутри разделен на четыре отделения! моечное, раздевальное, тамбур и котельную. Стены моечного отделения обиты листовой сталью, а пол — оцинкованным железом и накрыт решетчатым деревянным настилом.
Рис. 16.4. Вагон-общежитие:
1 — пожарная лестница; 2 — шкаф; 3 и 9 — спальные полки; 4 — табурет; 5 — стол; 6 — умывальник; 7 — котел для отопления; 8 — откидной столик; 10 — дышло; 11 — дверь в жилое помещение; 12 — входная дверь; 13 — огнетушитель; 14 — вешалка; 15 — окно; 16 — теплоизоляция
Вагон-баня предназначен для обслуживания персонала, работающего в полевых условиях вдали от населенных пунктов. Вагон ВБ-6А (рис, 16.5) рассчитан на шесть одновременно моющихся человек и может эксплуатироваться в течение всего года. Он представляет собой специальный двухосный пневмоколесный прицеп. Деревянный каркас кузова снаружи обшит листовой сталью, а внутри — фанерой, для стока воды, которая отводится самотеком по специальному рукаву. Моечное отделение имеет душ и два крана — для холодной и горячей воды.
Под потолком раздевального отделения установлены два бака объемом по 600 л каждый — для холодной и горячей воды. Из баков вода по внутреннему водопроводу подается в моечное отделение.. Баки заполняют из наружной водопроводной сети или из водоемов в местах стоянки вагона с помощью ручного насоса. Время нагрева одного полного бака до температуры 80° G е заполненной системой отопления составляет 3 ч.
Вагон-баня оборудован электрическим освещением с подключением к наружной сети напряжением 220 В, вентиляционным устройством и водяным отоплением. В качестве котла для отопления и подогрева воды используется вертикальный водяной котел е поверхностью нагрева 1,5— 2 ма.
Рис. 16.5. Вагон-баня:
1 — пожарная лестница; 2 — ручной насос для закачивания воды; 3 — наружный кронштейн электросети: 4 — дымовая труба; 5 — бак для воды; 6 — вентиляционное устройство; 7 — окно; 8 — душевая установка; 9 — краны холодной и горячей воды; 10 — подставка для тазов; 11 и 15 — скамьи; 12 — кровля; 13 — теплоизоляция: 14 — потолок: 16 — пол моечного отделения: 17 —поворотная рама; 18 — поворотный круг; 19 — рама вагона; 20 — сливной рукав для воды; 21 батарея водяного отопления; 22 — столик; 23 — котел для отопления
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы