Топливо. Промышленность выпускает две группы бензинов: автомобильный А и авиационный Б. Основным показателем, характеризующим марку бензина, является октановое число, которым определяется детонационная стойкость бензина. Чем выше октановое число, тем большую степень сжатия может иметь двигатель и тем выше термический КПД двигателя. В ГОСТ 2084—67 (автомобильный бензин) и 1012—72 (авиационный бензин) цифровые индексы, стоящие за буквенной маркировкой, показывают минимальное октановое число (например, А-66, Б-70).
Тракторный керосин (ГОСТ 1842—52) выпускают двух марок — с октановым числом 40 и 45. Керосин применяют при составлении заменителей некоторых сортов зимнего дизельного топлива и для мойки деталей при техническом обслуживании и ремонте машин.
Наибольшее распространение в качестве топлива для дорожно-строительных машин получили дизельное топливо (ГОСТ 305—73 и 4749—73) и соляровое масло (ГОСТ 1666—51). Дизельное топливо выпускают следующих марок: Л — летнее, 3 — зимнее, ЗС — зимнее северное (для дизелей при температуре воздуха —30° С и выше) и А — арктическое. Топливо для быстроходных дизелей выпускают марок ДЛ, ДЗ, ДА и ДС — соответственно летнее, зимнее, арктическое и специальное.
Смазочные материалы для смазки машин и технологического оборудования выпускаются в большом ассортименте. Для двигателей применяют автотракторные (для карбюраторных двигателей) и дизельные (для дизелей) масла.
Автотракторные масла (ГОСТ 1862—63) имеют следующую маркировку: первая буква обозначает назначение масла (А — автотракторное), вторая — способ очистки (К — сернокислотная и С — селективная), буква 3 указывает на наличие загустителя, буква п — на наличие в масле специальных присадок. Число после букв (и между буквами в скобках) указывает кинематическую вязкость масла в сантистоксах.
Дизельные масла (ГОСТ 5304—54) имеют следующую маркировку: буква Д означает вид масла (дизельное), буква п указывает на наличие комплексной присадки, а число определяет кинематическую вязкость масла в сантистоксах. Дизельные масла имеют марки: Дп-8 — для зимних условий, Дп-11—для летних условий, Д-11 (без присадок)— для дизелей, не имеющих свинцовисто-бронзовых подшипников, Дп-14— для тракторных дизелей в летний период. Кроме того, применяют масла по ГОСТ 8581—63: ДС-8 (М8Б), ДС-8 (М8В) и ДС-11 (М10Б).
Трансмиссионные мае-л а предназначены для смазки агрегатов трансмиссий: коробки передач, ведущих мостов, раздаточных коробок, бортовых передач и других механизмов автомобилей, тракторов и дорожных машин. Эти масла выпускают нескольких марок: а) масло транмсис-сионное автотракторное зимнее и летнее (ГОСТ 542—50); масло трансмиссионное автомобильное с присадкой; ТАп-15 и ТАп-10 (ГОСТ 8412—57), рекомендуемое для применения в зимних условиях; масло трансмиссионное автомобильное (ГОСТ 3781—53), применяемое как летняя смазка. Выпускают также специальное масло для коробки передач и рулевого управления (ГОСТ 4002—53) и масла МТ (ГОСТ 6360—58).
Масла веретенное АУ (ГОСТ 1642—50) и турбинное (ГОСТ 32—74) используют в качестве компонентов рабочих жидкостей для гидравлических систем машин. Авиационные масла (ГОСТ 1013—49) используют для смазки некоторых быстроходных дизелей. Масло цилиндровое 24 (Вискозин) (ГОСТ 1841—51) применяется в качестве заменителя автотракторного трансмиссионного масла. Для гидравлических систем автомобилей применяют масло РТУ 38-1-110-67 вязкостью 23—30 сСт. Компрессорные масла (ГОСТ 1861—73) применяют для смазки компрессоров.
Консистентные смазки предназначены для смазки трущихся соединений, в которых не держится жидкая смазка или которые подвержены сильному воздействию грязи и пыли, либо работают в условиях влажной среды. При консервации машин эти смазки используют в качестве защитных материалов.
Для смазки большинства узлов трения ходовой части и управления дорожно-строительных машин, тракторов и автомобилей рекомендуется пресс-солидол С и солидол С (смазка УСс автомобильная) (ГОСТ 4366—64) или смазки ЦИАТИМ (ГОСТы 6267—74, 8551—74 , 8773—73, 9433—60 и 11110—64). Для смазки рессор, тросов, шестерен лебедок, кранов и т. п. предназначена графитная смазка (УСсА) (ГОСТ 3333—55). Для смазки деталей, работающих при высоких температурах (около 120 °С), рекомендуется тугоплавкая смазка УТ-1 (кон-сталин жировой) (ГОСТ 1957—73). Для смазки подшипников, электродвигателей и генераторов рекомендуются тугоплавкие и водостойкие смазки (смазка 1—13 жировая по ГОСТ 1631—61).
Технические жидкости. Охлаждающие жидкости предназначены для отвода тепла от двигателя внутреннего сгорания; они должны иметь высокую теплоемкость и низкую температуру замерзания, не должны вызывать коррозию металлов, разъедать резиновые детали, образовывать накипь и загрязнять систему охлаждения.
Наиболее распространенная охлаждающая жидкость — вода, которая не должна иметь жесткость выше 8 мг-экв/л.
Для охлаждения двигателей в зимнее время применяют низкозамерзаю-щие охлаждающие жидкости— антифризы (ГОСТ 159—52). Антифриз марки «40» выпускают также в концентрированном виде («40К»). Для получения антифриза «40» надо смешать 1 л концентрата с 0,73 л дистиллированной воды. При отсутствии стандартной незамерзающей жидкости в зимнее время для охлаждения двигателей могут применяться смеси воды, спирта и глицерина.
Для удаления накипи в системе охлаждения двигателей применяют специальные растворы.
Для удаления осадков в картерах двигателей без снятия поддона применяют смесь из 45% автотракторного масла, 45% уайт-спирита и 10% ацетона. Струю этой смеси следует направлять в маслозаливную горловину, чтобы жидкость стекала из сливного отверстия картера. После очистки картер промывают маловязким маслом для удаления остатков промывочной жидкости и восстановления масляной пленки на трущихся деталях.
Для заправки аккумуляторных батарей приготовляют электролит, растворяя серную кислоту в дистиллированной воде.
В качестве специальных жидкостей применяют гидротормозные жидкости — масло ГТН (ГОСТ 8261—57) или ГТЖ-22 (ВТУ 3759—53), а также БСК (ТУ 1608—47) и амортизаторные жидкости АЖ-12Т и АЖ-16 (ВТУ 480—61). В связи с различной основой и составом эти жидкости не могут дополнять друг друга, поэтому при заполнении систем жидкостью новой марки предыдущая должна сливаться полностью.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы