Строительные машины и оборудование, справочник




Усилители рулевых приводов

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Усилители рулевых приводов

Чтобы уменьшить усилия, затрачиваемые при повороте рулевого колеса, смягчения ударов, передающихся на рулевое колесо при наезде управляемых колес на неровности дороги, и повышения безопасности при разрыве шин переднего колеса, в конструкцию рулевого управления некоторых автомобилей вводят специальные усилители. Усилители бывают гидравлические и пневматические.

Наибольшее распространение получили гидравлические усилители, объединенные с рулевым механизмом в одном картере (на автомобилях ЗИЛ-130, КамАЭ-5320 и др.) или выполненные отдельно от рулевого механизма (на автомобилях ГАЗ-66, MA3-5335 и др.).




Рис. 16.8. Гидроусилитель рулевого привода автомобиля ЗИЛ-130:
а — общий вид; б — схема работы

На автомобиле ЗИЛ-130 и его модификациях рулевое управление с гидроусилителем (рис. 16.8, а) состоит из рулевого колеса, рулевого вала, размещенного внутри рулевой колонки, карданной передачи рулевого управления с двумя карданами, рулевого механизма, объединенного в одном агрегате с гидроусилителем, насоса 6 гидроусилителя, соединенного с рулевым механизмом шлангами высокого и низкого давления, и рулевого привода.

В гидросистему усилителя (рис. 16.8, б) входит лопастной насос, помещенный в корпусе и приводимый в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, бачок для жидкости, цилиндр усилителя и клапан управления.

В цилиндре перемещается поршень-рейка, в которую входит гайка, получающая осевое перемещение при поворачивании винта. К цилиндру, который служит одновременно картером гидроусилителя, крепится корпус клапана 16 управления, в котором расположен золотник, перемещающийся при повороте вала. С поршнем-рейкой входит в зацепление зубчатый сектор, изготовленный вместе с валом, который установлен в бронзовых втулках в приливе корпуса и боковой крышки.

При прямолинейном движении автомобиля жидкость, подаваемая насосом, проходит через клапан управления и обе полости цилиндра усилителя и возвращается в бачок. Поворот рулевого колеса вправо или влево вызывает перемещение золотника по отношению к корпусу клапана управления. Золотник отключает одну из полостей цилиндра усилителя, увеличивая подачу жидкости в другую полость. В результате жидкость давит на поршень-рейку, вызывая поворот зубчатого сектора, связанного с рулевой сошкой, и помогая водителю в повороте управляемых колес автомобиля. Клапан управления усилителем центрируется шестью пружинами и шестью парами реактивных плунжеров. Аварийный шариковый клапан при неработающем насосе или поврежденном шланге соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости. Для ограничения подачи жидкости в систему при высоких скоростях вращения вала насоса предусмотрен перепускной клапан, а для предохранения системы от повышенного (6—7 МПа) давления — предохранительный клапан, расположенный внутри перепускного.

В качестве рабочей жидкости в гидроусилителе применяют всесе-зонное масло марки Р. Его заменителем может быть летом турбинное масло или индустриальное, зимой — веретенное АУ.

Люфт рулевого колеса автомобиля ЗИЛ-130, который не должен превышать 15°, проверяют при работающем двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала.

На автомобиле MA3-5335 и его модификациях устанавливают гидроусилитель (рис. 16.9), выполненный отдельно от рулевого механизма. Гидроусилитель состоит из распределителя, расположенного в корпусе, корпуса шаровых шарниров и силового цилиндра. В гидросистему усилителя входит также шестеренчатый насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла, соединительные шланги и трубопроводы.

Рис. 16.9. Гидроусилитель рулевого привода автомобиля MA3-5335

В корпусе распределителя имеется золотник. На внутренней поверхности золотника сделаны три кольцевые канавки. Крайние из них сообщаются между собой каналом и имеют связь с нагнетательной магистралью насоса, а средняя — через сливную магистраль с бачком насоса. На внешней поверхности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщающиеся каналами одна с левой, а другая с правой реактивными камерами, представляющими собой замкнутую полость. Корпус распределителя прикреплен к фланцу корпуса шарниров.

В корпусе шарниров размещены два шаровых пальца. Палец соединен с рулевой сошкой, а палец — с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями пробкой и регулировочной гайкой посредством пружин. Палец рулевой сошки помещен в стакане, который может перемещаться в корпусе в осевом направлении в пределах 4 мм. Вместе со стаканом перемещается и золотник У, так как он жестко связан с ним болтом и гайкой.

Корпус силового цилиндра соединен с другим концом корпуса шарниров при помощи резьбового соединения. Внутри силового цилиндра перемещается поршень со штоком, который шарнирно соединен с рамой автомобиля. Полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены трубопроводами с каналами корпуса распределителя и полостью золотника.

При работающем двигателе автомобиля насос непрерывно подает масло по нагнетательной магистрали в распределитель гидроусилителя.

При прямолинейном движении автомобиля циркуляция масла осуществляется от насоса к распределителю гидроусилителя и далее по сливной магистрали возвращается в бачок насоса.

При повороте рулевого колеса влево или вправо рулевая сошка через шаровой палец перемещает золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе золотника разобщаются средним буртиком золотника и масло начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая его относительно поршня, закрепленного на штоке. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец и связанную с ним продольную рулевую тягу. Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, но корпус распределителя будет перемещаться до тех пор, пока золотник не установится в нейтральное положение. При этом начинается слив масла в бачок и поворот колес прекращается.

Гидроусилитель обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес необходимо перемещение золотника на 0,4—0,6 мм. Усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 50 Н, а наибольшее усилие — 200 Н, которое зависит от сопротивления дорожного покрытия.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины