Источником энергии для электрических приводов погрузчиков служит аккумуляторная батарея, состоящая из отдельных соединенных между собой аккумуляторов.
Аккумулятор является источником тока, в котором происходят обратимые процессы, обусловленные взаимным превращением электрической энергии в химическую и обратно. Аккумулятор заряжается посторонним источником тока, поглощая электрическую энергию и накапливая ее. При разрядке происходит обратный процесс перехода химической энергии в электрическую.
Аккумулятор представляет собой сосуд с электролитом, внутри которого размещены блоки положительных и отрицательных пластин (электродов) из разнородных металлов. В зависимости от состава электролита и металлов, из которых изготовлены пластины, аккумуляторы подразделяются на два основных типа: кислотные со свинцовыми пластинами, помещенными в раствор серной кислоты, и щелочные с железоникелевыми пластинами, помещенными в раствор едкого калия.
Кислотные аккумуляторы имеют эксплуатационные недостатки. Механическая прочность их мала вследствие нарушения свинцовых пластин под действием серной кислоты; срок эксплуатации небольшой; свинец вреден для здоровья обслуживающего персонала.
Пластины щелочных аккумуляторов обладают высокой прочностью, а электролит не выделяет вредных для здоровья человека паров. Срок эксплуатации щелочных аккумуляторов значительно больше, они удовлетворительно работают в условиях отрицательных температур и не требуют особого ухода при эксплуатации.
Щелочной железоникелевый аккумулятор состоит из стального корпуса, в котором размещены полублоки положительных и отрицательных пластин.
Полублоки со стороны ребер изолированы от корпуса листовым эбонитом. Каждый полублок положительных и отрицательных пластин имеет по одному борну, выведенному через отверстия в крышках, закрепленному гайками и изолированному от корпуса эбонитовыми шайбами. Горловина аккумулятора закрывается откидной крышкой с предохранительным клапаном для выпуска паров электролита при нагреве аккумулятора.
Пластины аккумулятора состоят из ламелей — перфорированных коробочек прямоугольного сечения из тонкой стальной ленты. В ламели положительных пластин впрессована активная масса, состоящая из смеси гидрата окиси никеля и графита, а ламели отрицательных пластин содержат специально приготовленный порошок железа.
Электролитом щелочных аккумуляторов является водный раствор едкого калия, к которому добавляют небольшое количество моногидрата лития, увеличивающего срок эксплуатации аккумулятора. Плотность электролита щелочного аккумулятора от 1,18 до 1,20 и остается постоянной при зарядке и разрядке аккумуляторов.
Электрические данные каждого аккумулятора характеризуются тремя основными величинами — напряжением, емкостью и внутренним сопротивлением. Напряжение аккумулятора зависит от материала электродов и состава электролита. Напряжение на клеммах щелочного аккумулятора зависит от степени его заряженности и величины тока нагрузки. Рабочее напряжение аккумулятора равно 1,20—1,25 в. В конце зарядки оно может возрасти до 1,75—1,80 в, затем при подключении нагрузки быстро падает до 1,20—1,25. Предельно допустимым напряжением при разрядке является напряжение 1 в.
Под емкостью щелочного аккумулятора понимается количество электричества (в ампер-часах), которое способен отдать аккумулятор в рабочую цепь при разрядке до напряжения 1 в. Емкость аккумулятора зависит от размеров пластин и от их количества, то есть от общей активной площади электродов аккумулятора. Она остается постоянной при разрядке аккумулятора током номинального значения, указанного в паспорте заводом-изготовителем, но несколько снижается при разрядке током выше номинального. При высоких и низких температурах емкость аккумулятора снижается.
На погрузчиках КВЗ и ПТШ-3 устанавливают аккумуляторы типа ТЖН-500, на погрузчиках 4004, 4015 — аккумуляторы ТДН-ЗОО. Марки указанных аккумуляторов расшифровываются так: аккумулятор тяговой железоникелевой емкостью 500 или 300 а-ч.
Для привода тяговых электродвигателей напряжения одного аккумулятора недостаточно, поэтому отдельные аккумуляторы соединяются в аккумуляторные батареи. При последовательном соединении (положительный борн одного с отрицательным другого) напряжение на крайних клеммах увеличится пропорционально числу аккумуляторов, а емкость всей батареи останется равной емкости одного элемента. Если в батарею последовательно включено 10 отдельных аккумуляторов емкостью 300 а-ч и напряжением 1,25 в в каждом, то напряжение батареи будет равно 12,5 в при емкости 300 а-ч.
Аккумуляторные батареи помещают в стальные батарейные ящики и соединяют между собой стальными или медными никелированными перемычками. Между стенками ящика и аккумулятора прокладывают фанерные щиты, покрытые битумным или асфальтовым лаком. На каждый аккумулятор надевают резиновый мешок для его изоляции.
На рис. 2 показаны некоторые схемы соединений аккумуляторов в батареи.
Для аккумуляторных батареи погрузчиков приняты условные обозначения, характеризующие тип аккумуляторов и энергетические возможности батареи, например 26-ТЖН-300. Первое двузначное число в обозначении указывает на число аккумуляторных элементов (26, 24, 32), следующая затем группа букв расшифровывается так: тяговый, железоникелевый. Последняя группа цифр указывает на номинальную емкость батареи (300, 500) в ампер-часах.
Форма и габариты аккумуляторного ящика определяются формой задней части погрузчика. С точки зрения компоновки батарей наиболее удобная форма ее ящика — прямоугольная, однако для уменьшения наружного радиуса поворота погрузчика желательно наружные Углы батарей скашивать или закруглять.
Особенностью схемы батарей погрузчика 4004 является их разделение на две секции, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов.
Между собой секции соединяют последовательно для получения напряжения 36 в и параллельно для получения напряжения 18 в. В батарее погрузчика КВЗ предусмотрена установка промежуточной клеммы для питания вспомогательных электрических цепей.
Источниками электроэнергии электропогрузчиков фирмы «Балканкар» являются кислотные аккумуляторные батареи. В конструкции элементов аккумуляторных батарей учтены тяжелые условия, в которых они эксплуатируются. Повышена их устойчивость от сотрясения, вибрации и ударов при сравнительно малых габаритах и весе устанавливаемых на электропогрузчиках аккумуляторных элементов, способность отдавать большой кратковременный ток.
На рис. 3 показан аккумуляторный элемент погрузчика Ф7.ЕУ10.32. Он состоит из пяти положительных пластин (положительный полублок) шести отрицательных пластин (отрицательный полублок). Пластины полублоков соединены между собой проводниками — баретками, каждая из которых имеет выведенный через крышку элемента клеммный штырь — борн.
Электролитом кислотного аккумулятора служит водный раствор химически чистой серной кислоты. Раствор заливают в аккумулятор с таким расчетом, чтобы покрыть верхние кромки пластин на 15—20 мм.
В свинцовом аккумуляторе происходят следующие электрохимические процессы.
Под действием электрического тока, пропускаемого через электролит вовремя зарядки аккумулятора, молекулы серной кислоты расщепляются на катионы и анионы. Во время разрядки катионы и анионы вступают в химическую реакцию с материалом пластин. При этом выделяется отрицательный электрический заряд на отрицательных пластинах и положительный — на положительных пластинах (образуя на них сернокислый свинец). Серная кислота из раствора расходуется, и плотность раствора (электролита) уменьшается. Таким образом, плотность электролита служит показателем степени разрядки аккумулятора.
При зарядке происходит обратный процесс, то есть из отрицательных пластин выделяется в раствор серная кислота.
Под емкостью кислотного аккумулятора понимается количество электричества (в ампер-часах), которое способен отдать аккумулятор в цепь. Величина емкости прежде всего зависит от площади пластин и величины разрядного тока. На емкость аккумулятора оказывает влияние также температура воздуха: с повышением температуры емкость увеличивается. Как уже указывалось, одним из основных недостатков кислотных аккумуляторов является разрушение пластин под действием серной кислоты. Из-за этого емкость элемента снижается до 75% от номинального значения. В таком случае аккумулятор непригоден к дальнейшей эксплуатации.
Отдельные элементы последовательно соединяются между собой в аккумуляторную батарею.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторные батареи погрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы