Большое количество подшипников скольжения различных двигателей дорожно-строительных машин и механизмов заливают антифрикционными сплавами, в частности баббитами и свинцовистой бронзой. Баббитом заливают подшипники в том случае, если удельное давление на них не превышает 100—150 кГ/см2 и рабочая температура не выше 100—120°. При более высоких удельных давлениях и температурах подшипники заливают свинцовистой бронзой.
В последнее врем-я созданы наиболее совершенные сплавы баббитов марок Б-83, БМ, БН, БТ, СОС-6-6 и др.
Учитывая особые условия, при которых работают подшипники скольжения современных машин, к антифрикционным сплавам предъявляют исключительно высокие требования.
Антифрикционные сплавы должны легко обрабатываться, иметь малый коэффициент трения, обладать прочным сцеплением со смазкой для образования масляной пленки между трущимися поверхностями, мягкостью и пластичностью при одновременном хорошем сопротивлении сжатию и минимальном износе трущихся поверхностей.
Мягкая основа баббита придает сплаву пластичность. В основе равномерно распределены твердые кристаллы, которые придают сплаву механическую прочность.
Мягкая и пластичная основа баббита при трении в подшипниках изнашивается быстрее, чем вкрапленные в нее твердые частицы других составляющих, и поэтому шейка вала во время вращения скользит по этим твердым частицам, что значительно уменьшает поверхность трения и одновременно облегчает смазывание трущихся поверхностей. Кроме того, благодаря пластичности поверхность баббита хорошо прирабатывается к валу. На подшипники с баббитом не влияют небольшие неточности, которые могут возникнуть при сборке или обработке. Эти неточности во время работы вала быстро исчезают в результате пластичности баббита.
Микроструктура высокооловянистого баббита представляет собой пластичную основу оловянисто-медной эвтектики, а твердой структурной составляющей являются кубические кристаллы олова и сурьмы и иглы меди (рис. 174).
В результате работ советских ученых внедрены баббиты с заменителями олова, т. е. свинцом, щелочными металлами, кальциевыми, мышьяковисто-кадмиевыми и другими соединениями.
В микроструктуре свинцовистого баббита БМ на общем фоне видны светло-серые включения, которые представляют собой химическое соединение мышьяка с кадмием (рис. 1).
Наиболее широкое распространение получили свинцовисто- мышьяковые баббиты БМ (до 1% мышьяка, 10% кадмия), кальциевые баббиты и СОС-6-6, являющиеся сплавами на свинцовой основе.
Кроме подшипников с пластичной баббитовой заливкой, существуют подшипники из непластичных металлов с однородным строением, к которым относятся свинцовистые бронзы, графитизированные чугуны, пластмассы и др.
Рис. 1. Микроструктура свинцовистого баббита БМ
Рис. 2. Микроструктура высокооловянистого баббита
Температура заливаемого баббита всегда должна быть выше температуры его плавления. Это объясняется тем, что температура заливаемого – баббита должна соответствовать эвтектическому состоянию сплава. Нужно иметь также в виду, что составляющие баббита обладают различными твердостью, удельным весом, температурой плавления и усадкой. Это различие при остывании баббита приводит к расслаиванию и неравномерному распределению твердых кристаллов. При застывании баббита в процессе кристаллизации составляющие его затвердевают последовательно друг за другом (по частям) по мере понижения температуры. Застывающий сплав получается химически неоднородным. В этом случае может иметь место расслаивание, т. е. более тяжелые кристаллы одних металлов оседают вниз, а более легкие всплывают вверх, Этот процесс называют ликвацией.
Ликвация создает условия перегрузки мягкой основы баббита, ее раздавливания и порчи подшипника. Кроме того, концентрация твердых кристаллов в одном месте приводит к потере пластичности и растрескиванию баббита, а также к повышенному износу вала.
Для придания баббиту БМ большей пластичности в его состав вводят никель и уменьшают содержание мышьяка (баббит БМН), что приводит к значительному снижению хрупкости, растрескивания, выкрашивания и усадки. От присадки никеля структура баббита получается более мелкозернистой и однородной, вязкость части сплава — свинца. При этом в подшипниках появляются характерные светлые пятна — следы выпотевания свинца, что при дальнейшей работе в условиях сухого трения вызовет заедание вала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Антифрикционные сплавы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы