Технологическая часть проектного задания ремонтного предприятия разрабатывается в следующей последовательности:
1. Обоснование предприятия и его назначение.
2. Выбор режима работы завода и определение годового фонда времени рабочих и рабочих мест.
3. Определение годовой производственной программы.
4. Установление укрупненных норм времени в человеко-часах на каждую машину и отдельные агрегаты.
5. Определение годового объема работ по заводу в целом и его цехам.
6. Подсчет рабочей силы и всего личного состава предприятия.
7. Подсчет количества рабочих мест и основного оборудования.
8. Определение площадей цехов, складов и других помещений.
9. Компоновка цехов, составление плана завода и генерального плана.
10. Подсчет стоимости предприятия, себестоимости продукции и основных технико-экономических показателей.
Назначение предприятия
Ремонтные предприятия обычно имеют разное назначение и могут быть запроектированы для капитального ремонта дорожных машин, капитального ремонта агрегатов, капитального ремонта только одной из двух марок машин, для ремонта изношенных деталей машин и т. д. Следовательно, состав цехов ремонтного предприятия будет зависеть от характера работы этого предприятия.
Завод для капитального ремонта дорожных машин значительной номенклатуры будет иметь полный состав цехов, необходимый для выполнения самых разнообразных работ, встречающихся при ремонте машин.
Ориентировочный состав цехов такого ремонтного предприятия.
I. Разборочный цех с отделениями: 1) наружной мойки; 2) разборки машин и агрегатов; 3) выварки и мойки деталей; 4) контроля и сортировки деталей (дефектовки).
11. Сборочный цех с отделениями: 1) комплектовки и подгонки деталей; 2) сборки узлов, агрегатов и машин; 3) испытательной станцией; 4) электрооборудования и топливной аппаратуры; 5) медницко-жестяницких работ.
III. Производственные цехи: 1) рамно-котельный; 2) кузнечный; 3) термический; 4) сварочный; 5) механический; 6) металлизации; 7) гальванический; 8) деревообделочный; 9) обойный; 10) малярный.
IV. Вспомогательные цехи: 1) главного механика с отделениями: ремонта механического оборудования и силового электрооборудования, строительным, центральной компрессорной; 2) инструментальный с отделениями: слесарно-механическим, заточным, инструментально-раздаточным, кладовыми, центральным складом.
V. Склады: 1) деталей, ожидающих ремонта; 2) запасных и отремонтированных деталей; 3) металлов; 4) утиля; 5) топлива и масел; 6) леса; 7) баллонов с кислородом и ацетиленом; 8) главный склад материалов и запасных частей.
При проектировании мощного завода с большой производственной программой отделения цехов будут перерастать в самостоятельные цехи; и наоборот, в маломощных предприятиях ряд цехов может быть объединен в один цех с небольшими отделениями, выполняющими определенные специфические работы.
Режим работы и фонды времени
Режим работы завода для капитального ремонта дорожных машин характеризуется количеством дней работы в течение года, количеством смен работы в течение суток, длительностью смен в часах и загрузкой завода производственной программой в году. Для ремонтных заводов по дорожным машинам равномерность загрузки завода в течение года имеет особо важное значение, поскольку большинство дорожных машин работает сезонно.
На ремонтных предприятиях почти все цехи работают в одну смену, за исключением механического, который иногда работает в две смены.
Годовым фондом времени рабочего называется количество часов, отработанных им в течение года.
Годовым фондом рабочего места называется количество часов, которое может быть отработано на этом месте в течение года.
Годовым фондом рабочего поста называется количество часов, которое может быть отработано на этом посту поставленными на нем рабочими в течение года при заданной сменности.
Годовые фонды рабочего времени подразделяются на номинальные и действительные.
Номинальный фонд рабочего времени — это фонд времени, который учитывает все календарное время работы в году.
Действительный фонд рабочего времени учитывает только фактическое время в часах, отрабатываемое рабочим в течение года.
По номинальному годовому фонду рабочего времени подсчитывают явочное количество рабочих предприятия по действительному годовому фонду времени подсчитывают списочное количество рабочих предприятия.
Длительность отпусков рабочих и количество рабочих часов в неделю по профессиям регламентируется трудовым законодательством.
Годовая производственная программа проектируемого предприятия для ремонта дорожных машин может быть выражена количеством и номенклатурой ремонтируемых машин и агрегатов. В том случае, когда количество ремонтируемых машин в год не задается, необходимо количество ремонтов подсчитать по каждой из марок машин.
Дальнейшее проектирование ремонтного предприятия может вестись по каждой марке машины в отдельности или условной приведенной единице капитального ремонта к одной из машин заданной программы.
Проектирование по каждой марке машины несколько усложняет расчет, но приближает его к действительности.
Расчет по условной приведенной единице ремонта значительно упрощает работу, так как в этом случае приходится оперировать только с одной маркой машины. При проектировании по каждой марке машины в отдельности, имея подсчитанное количество капитальных ремонтов по каждой из машин, решают вопрос о равномерности загрузки проектируемого предприятия в течение года с учетом сезонности работы многих дорожных машин. В этом случае ремонты машин, которые могут быть использованы на работе на протяжении всего года, планируют равномерно по месяцам.
Ремонты машин, имеющих сезонный характер работы, предусматривают в основном в зимне-осенний период. В этом случае составляют календарный план загрузки проектируемого предприятия по месяцам.
Составив календарный план загрузки предприятия по месяцам, дальнейший расчет ведут по наиболее загруженному месяцу года.
Для того чтобы вести расчет, нужно иметь укрупненные нормы времени (в чел.-ч) на один капитальный ремонт машины. Эти укрупненные нормы составляют на основании норм, действующих на передовых заводах соответствующей мощности с учетом внедрения современной техники.
Такие временные укрупненные нормы на техническое обслуживание и ремонты дорожных машин в свое время были составлены Союздорнии, а в последние годы Госстроем СССР составлена и утверждена инструкция по проведению планово-предупредительного ремонта и техобслуживания строительных машин (СП 207—68).
При курсовом и дипломном проектировании для укрупненных расчетов следует пользоваться нормативами, данными в табл. 30.
Одновременно следует учесть, что принятую норму времени на капитальный ремонт необходимо скорректировать с учетом коэффициента выработки и коэффициента объема производства, связанных с применением механизации отдельных участков производства.
Определив годовые объемы работ по каждой из ремонтируемых машин, составляют общую ведомость годовой трудоемкости завода с распределением ее по цехам.
Распределение трудоемкости по цехам для каждой из машин дано ориентировочно, так как уточненных данных до настоящего времени пока еще нет.
Располагая трудоемкостями по цехам, можно производить расчет рабочей силы, оборудования, площадей и т. д.
При многомарочности и разнотипности ремонтируемых объектов расчет проектного задания можно вести по приведенной условной единице ремонта одной машины. Условной приведенной единицей капитального ремонта должна являться характерная для данного предприятия машина.
Зная трудоемкость каждой машины, входящей в производственную программу, можно переводные коэффициенты подсчитать путем деления трудоемкости каждой из машины на трудоемкость трактора.
Подсчет рабочей силы, оборудования и площадей цехов
При расчете проектного задания сначала определяют количество рабочих в каждом из цехов и затем необходимое оборудование в соответствии с технологическим процессом ремонта. После подсчета количества оборудования и уточнения его габаритов определяют площади цехов с применением габаритных коэффициентов.
Удельные площади на одного счетно-конторского работника берутся в размере 4—5 м2, на чертежника, конструктора, технолога, мастера — 7—8 м2, на кабинет начальника цеха или отдела — 10—12 м2.
Количество рабочих в инструментальном цехе ориентировочно принимают в размере 25% от количества производственных рабочих слесарно-механического цеха завода. Количество рабочих в ремонтно-механическом цехе отдела главного’ механика (ОГМ) берут равным 17% от производственных рабочих слесарно-механиче- ского цеха завода или мастерских.
Рабочие, занятые в инструментальном цехе, — 30% слесарей и 70% станочников, а в ремонтно-механическом — 60% слесарей и 40% станочников.
Количество рабочих в ремонтно-строительном отделе главного механика принимают из расчета 0,6—0,75 чел. на 1000 м2 полезной площади предприятия.
Количество рабочих в электроремонтном отделе ОГМ принимают из расчета 1 электромонтер на 100 кет установленной мощности токоприемников.
Подсчет площадей для каждого из этих помещений производят по укрупненным показателям на 1 рабочего в м2 или единицу оборудования в м2, как это делают при подсчете площадей цехов.
Площадь склада деталей, ожидающих ремонта, подсчитывают ориентировочно. Условно принимают, что этот склад пропускает 30% веса деталей годовой производственной программы.
Площади складов запасных и отремонтированных деталей, а также склада утильных деталей определяют таким же порядком, но вес запасных деталей и агрегатов принимают 50% от годовой производственной программы, а для утильных деталей — 20%.
Гаражи машин, ожидающих ремонта, и гараж-склад машин, вышедших из ремонта, подсчитывают исходя из удельных площадей на одну машину и времени хранения их на складах-гаражах, которое ориентировочно можно принять равным 5—8 дн.
Площади складских помещений при разработке проектного задания при трехстадийном проектировании могут быть приняты в процентном отношении от производственных площадей.
Штаты запроектированного предприятия будут состоять из: производственных рабочих (определяют из расчета цехов); вспомогательных рабочих (контролеры, транспортные рабочие, кладовщики и разнорабочие) — 12—15% от числа производственных рабочих; инженерно-технического персонала (ИТР) — 13—15% от числа производственных рабочих; счетно-конторского персонала—12— 14% от числа производственных рабочих; младшего обслуживающего персонала (уборщики цехов, помещений и дворов, курьеры, телефонистки, гардеробщики) —2—3% от числа производственных рабочих.
Численность персонала пожарно-сторожевой охраны определяют в зависимости от количества этих постов на предприятии.
Для составления штатной ведомости необходимо дополнительно разработать организационную структуру запроектированного предприятия (рис. 197 и 198).
Основное производство ремонтного предприятия может иметь как цеховую, так и бесцеховую структуру. При цеховой структуре производственные участки объединяются в самостоятельные административные подразделения, которые возглавляются начальниками цехов. Каждый такой цех имеет объем производственных работ, который обеспечивает загрузку производственных рабочих в количестве 100 и более человек.
Накопленный опыт в последние годы дает основание считать, что на предприятиях с количеством рабочих до 1000 человек более рациональной будет бесцеховая структура управления. При этой структуре все отдельные производственные участки возглавляются мастерами, подчиняющимися непосредственно руководству данного предприятия.
Рис. 197. Цеховая организационная структура ремонтного предприятия
Все административные функции выполняются в этом случае заводоуправлением. Применение бесцеховой структуры повышает роль мастера на производстве, как основного руководителя, дает возможность совершенствовать управление производством путем его упрощения, сокращения и, следовательно, удешевления административного аппарата (см. рис. 198). Средний разряд производственных рабочих обычно принимают 3—4-й или 4—5-й.
Рис. 198. Бесцеховая организационная структура ремонтного предприятия
Основные нормативы строительного проектирования
Для компоновки генерального плана и производственного корпуса предприятия необходимо знать основные строительные нормативы.
Сетку колонн здания, на которых укладывают фермы перекрытий в поперечном направлении, принимают кратной 6 ж, в продольном же направлении принимают также 6 м между осями колонн.
Ширину пролетов берут по существующему стандарту: 12, 18, 24, если на строительном участке отсутствуют грузоподъемные краны. В случае применения кранов пролеты берут в соответствии с габаритами кранов, т. е. для кранов от 1-—3 Т пролеты будут не более 15 м, для кранов грузоподъемностью от 5 до 15 Т пролеты могут быть 18—24 м. Пролеты зданий свыше 30 м считают нестандартными и применяют только в исключительных случаях, когда этого требуют особые обстоятельства.
Высоту пролетов ремонтных заводов принимают 4,8—6 и 7,2 м при отсутствии крановI>JX балок, нормальной же высотой всех производственных и подсобных помещений считают 6 м, в тепловых цехах (сварочный, кузнечный, термический) не менее 6 м и с таким расчетом, чтобы на одного работающего в этих цехах объем рабочего помещения был не менее 100 мъ.
Проходы внутри производственного корпуса принимают: 1 м — при пропускной способности 100 чел.; 1,5 ж —при 150—250 чел., 2 м — при 250—500 чел., 2,5 м — при 500—1000 чел. Все проходы должны заканчиваться выходами из помещения на проезды.
Проходы около источников тепла (печей, горнов) должны быть не менее 1,5 м. Ширину проездов для тележек и автокаров внутри цехов принимают: при движении одной тележки — 2,0-^2,25 м, при встречном движении двух тележек — 3,25-3,5 м.
Транспортные проезды для грузовой машины средней грузоподъемности с. одновременным движением потока людей, но без встречного движения машин следует делать 3,5—4,0 м. При отсутствии людского потока во время движения машины ширину проезда принимают в 2,8—3,0 м.
Ширину ворот для автомобильного транспорта принимают в 2,5— 3,0 м, для тележек, автокаров и другого ручного транспорта — от 2,25 до 2,5 м.
Гардероб с индивидуальными шкафчиками рассчитывают на полное количество рабочих для всех смен. Удельную площадь гардероба принимают с учетом проходов 0,75—0,8 м2 на человека. Удельная площадь умывальных комнат — 0,1—0,15 м2 на одного человека (1 умывальный кран на 10 чел.). Душевые комнаты принимают из расчета 1 душевая кабина на 5 чел. Удельную площадь на одну душевую кабину принимают (с проходами )в 2,0—2,5 м2.
План производственного корпуса и генеральный план
При проектировании зданкй по ремонту дорожных машин требуется обязательное соблюдение условий взаимной связи помещений в технологическом отношении, т. е. планирование всех цехов и помещений завода должно быть подчинено основному технологическому процессу, происходящему на заводе. При компоновке производственных цехов должны быть соблюдены также действующие строительные, санитарные и противопожарные нормы. Технологическую компоновку производственного корпуса начинают со схемы производственного потока ремонтного предприятия, которую ориентировочно намечают на заданном земельном участке. После этого определяют общую площадь производственного корпуса на основе имеющихся расчетных площадей цехов и помещений, увеличивая ее на 10—15% для межцеховых проходов и проездов внутризаводского транспорта.
Получив общую площадь производственного корпуса, определяют приблизительные габариты этого корпуса с учетом конфигурации участка, сетки колонн и длины разборочно-сборочных цехов.
Определив габаритные размеры основного производственного здания, начинают размещать в пролетах корпуса все цехи и помещения, придерживаясь основного положения: чтобы все цехи располагались в порядке технологического потока ремонта машин и не создавали лишних грузопотоков на площади производственных помещений (рис. 199, а, б). Горячие цехи должны быть расположены группой в одном из пролетов корпуса и отделены огнестойкими стенами от других цехов.
Рис. 199. План производственного корпуса ремонтного завода: а — I вариант; б — II вариант
Испытательная станция должна размещаться в одном из крайних пролетов корпуса, недалеко от сборочного цеха и рядом с цехом ремонта двигателей. Помещение испытательной станции должно быть из огнестойкого материала и отделяться от других помещений брандмауером. Столярный, обойный и малярный цехи, опасные в пожарном отношении, должны иметь огнестойкие стены и отделяться от других цехов брандмауером. Склад деталей, ожидающих ремонта, должен располагаться рядом с отделением дефектовки и недалеко от механического, сварочного, термического и других производственных цехов. Склад отремонтированных и запасных деталей должен находиться вблизи дефектовочного отделения и рядом со сборочным цехом, где комплектуют агрегаты. Комплектовочное отделение должно размещаться при складе запасных и отремонтированных деталей, так как при этом устраняется лишнее транспортирование деталей по заводу.
Генеральный план завода по ремонту дорожных машин представляет собой план отведенного земельного участка, на котором размещаются основные здания и вспомогательные помещения, запроектированные для этого завода, с транспортными путями, дорогами, складами и т. д. План выполняют в масштабе 1 : 500 или 1 : 200.
На генеральном плане ремонтного предприятия в основном размещены: главный производственный корпус, заводоуправление, трансформаторная подстанция, склад топлива, котельная, склад- гараж готовой продукции, склад-гараж машин, ожидающих ремонта, склад металла, разных материалов и запасных деталей, склад утиля, склад лесных материалов, пожарное депо, гараж хозяйственных машин, склад топлива и масел, газогенераторная, проходная будка.
В зависимости от местных условий на генеральном плане показывают водонапорную башню с насосной станцией при отсутствии в районе водопровода, очистительные устройства при отсутствии в данной местности канализации, столовую, клуб и т. д.
При составлении схемы этого плана всегда нужно стремиться к тому, чтобы грузопотоки на территории завода не пересекались, а движение их происходило в одном направлении.
Для лучшего и удобного контроля и надлежащей охраны предприятия вход и въезд на территорию завода, а также выход и выезд проектируют в одном месте с постом заводской охраны. Во избежание перекрестного движения иногда проектируют второй выезд для выпуска отремонтированных машин, гараж которых должен находиться недалеко от этого выезда.
Для лучшего решения схемы генерального плана в отношении взаимной связи производственного корпуса с другими помещениями, расположенными на генеральном плане, а также увязки передвижения ремонтируемых машин с технологическим процессом, происходящим на заводе, составляют несколько вариантов генерального плана и после, обсуждения принимают один из них, наиболее удовлетворяющий поставленным требованиям.
Генеральный план ремонтного завода представлен на рис. 200.
Степень использования площадки, отведенной для строительства завода, характеризуется коэффициентом застройки площадки и коэффициентом использования ее.
Рис. 200. Генеральный план ремонтного завода:
1 — проходная; 2 — административный корпус; 3 — столовая; 4 — производственный корпус; 5 — трансформаторная; 6 — пожарное депо; 7 — склад отремонтированных машин; 8 — топливораздаточная колонка; 9 — склад топливо-смазочных материалов; 10 — склад леса; 11 — склад утиля; 12 — склад угля; 13 — котельная; 14 — склад золы; 15 — разгрузочная площадка; 16 — компрессорная; 17 — склад машин, ожидающих ремонта; 18 — центральный склад; 19 — гараж хозмашин
Подсчет стоимости предприятия и себестоимости ремонта
В стоимость предприятия для ремонта дорожных машин входят: стоимость зданий и оборудования с монтажом и стоимость приспособлений, инструментов и заводского инвентаря.
При разработке проектного задания стоимость запроектированных зданий подсчитывают по укрепненному показателю стоимости 1 ж3 зданий.
Зная площадь запроектированных помещений и их высоту, легко определить кубатуру всех строений, а по стоимости 1 ж3 подсчитать стоимость всех зданий и сооружений.
Стоимость оборудования ремонтного предприятия подсчитывают по спецификации оборудования, составленной для этого завода, или подсчитывают в процентах от стоимости зданий.
Стоимость приспособлений и инструментов в процентах от стоимости оборудования принимают ориентировочно от 8 до 11%.
Стоимость заводского инвентаря подсчитывают в процентах от стоимости здания.
Размер производственной заработной платы, относящийся к к одному капитальному ремонту машины, при разработке проектного задания определяют произведением нормы времени в- часах на одну ремонтируемую машину на стоимость 1 ч работы рабочего среднего разряда.
Себестоимость запасных деталей может быть определена по расценкам спецификации этих деталей и их расходу на один капитальный ремонт машины.
Стоимость материалов, расходуемых на один капитальный ре- монт машины, берут на основе средних статистических данных ремонтных заводов.
Накладные расходы начисляют на производственную заработную плату. В эти расходы входит заработная плата инженерно- технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала, подсобных рабочих, расходы по охране труда, начисления на заработную плату, канцелярские и почтово-телеграфные расходы, расходы на командировки и разъездные, стоимость содержания помещений, содержания и ремонта оборудования, налоги и сборы, транспортные расходы и амортизация зданий и оборудования.
На ремонтных предприятиях общие накладные расходы составляют от 250 до 350% к производственной заработной плате.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разработка проектного задания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы