Аварийно-ремонтные машины предназначены для выполнения профилактических, плановых ремонтных и аварийно-восстановительных работ, необходимых для бесперебойной работоспособности различных устройств в отраслях жилищно-коммунального хозяйства. Для этого аварийно-ремонтные машины обеспечивают быструю доставку бригад рабочих к месту работы и снабжаются комплектом необходимых устройств, механизмов, оборудования и инструмента.
В настоящее время промышленностью изготовляются аварийно-ремонтные машины для отедуюших отраслей жилищно-коммунального хозяйства: водопроводных сетей, жилищного хозяйства, электросетей, теплосетей и котельных, газовых сетей, а также для трамвайного путевого хозяйства.
Независимо от отраслей, для которых предназначена машина, она представляет собой автомобильное шасси с установленным на нем кузовом-фургоном и размещенным в нем необходимым оснащением. Номенклатура этого оборудования определяется характером выполняемых работ. Машины этого назначения оснащены проблексовьгми фонарями и сиренами тревожной сшнализации.
Аварийно-ремонтная водопроводная машина АРВМ-53. Для выполнения работ по локализации, устранению аварий, а также плановых и внеплановых ремонтов в городских водопроводных сетях в кузове-фургоне машины устанавливают следующее оборудование: бензоэлектри-ческий агрегат, сварочный агрегат, центробежный насос, центробежный вентилятор, кран-стрелу с лебедкой. Кроме того, в кузове размещены слесарный верстак с тисками, электроточило, сверлильный станок, отопительный агрегат, прожектор для освещения места работы в темный период суток. Машина снабжена различными приспособлениями, а также комплектом слесарного и абразивного инструмента, кабелем и различными электродеталями.
Рис. 1. Размещение оборудования в кузове аварийно-ремонтной водопроводной машины АРВМ-53:
1 – огнетушитель; 2 – механическая лебедка; 3 – тиски; 4 – верстак; 5 – электрическое точило; 6 – сверлильный станок; 7 – насос; 8 – огнетушитель; 9 – печь для обогрева; 10 – вентилятор; 11 – электростанция; 12 – запасное колесо; 13 – ручная лебедка; 14 – прожектор; 15 – сварочный агрегат
Кузов-фургон цельнометаллический, каркасной конструкции с шестью окнами в боковых стенках. В задней стенке имеется двухстворчатая дверь. Вход в кузов осуществляется по откидной лестнице. Бензоэлектрический агрегат, установленный по правому борту кузова, служит для выработки электроэнергии и питает ею все электропотребители машины.
Для питания выносных потребителей электроэнергией в кузове установлен щит, на котором смонтированы разъемы для подключения: выносных прожекторов, электросверлильного станка, вентилятора и лебедки крана-стрелы. Кран-стрела установлен на переднем бампере базового шасси. Для подъема и опускания грузов краном-стрелой используют лебедку автомобиля ГАЗ-66, приспособленную для привода от электродвигателя. Кран-стрела А-образной конструкции, вылет боковых стоек можно предварительно регулировать в пределах допускаемого вылета. Управление подъемом и опусканием груза осуществляется нажатием соответствующих кнопок привода лебедки. Сварочный агрегат состоит из четырехтактного бензинового двигателя, который приводит в действие генератор, обеспечивающий работу одного сварочного поста для дуговой сварки металла постоянным током. Выносной центробежный насос устанавливают непосредственно у места работы. Он служит для откачки воды из затопленных колодцев и других объектов.
Для продувки загазованных колодцев служит центробежный вентилятор, который также выносят из машины к объекту работы. У левой боковой стенки фургона размещен слесарный верстак, на котором закреплены тиски, сверлильный станок и электроточило.
Аварийно-ремонтные машины АРМЭ-52 для электросетей. С помощью этих машин выполняют профилактические, ремонтные и аварийные работы на городских электросетях с номинальным напряжением до 10 кВ включительно. Оборудование машины, необходимое для выполнения перечисленных работ, размещено в кузове-фургоне, установленном на базовом автомобильном шасси.
Источником автономного питания является генератор, размещенный в передней части кузова по оси машины и приводимый в действие двигателем базового шасси с помощью коробки отбора мощности. Сварочный трансформатор, расположен в правой части кузова-фургона. С левой и правой сторон кузова установлены ящики для укладки в них приборов, принадлежностей и инструментов. В ящике с правой стороны кузова-фургона находится шестеренный насос с электродвигателем для его привода, служащий для перекачки трансформаторного масла.
Под кузовом с правой и левой сторон смонтированы баки для чистого и отработанного трансформаторного масла. Для испытания изоляции, трансформаторного масла и различного оборудования повышенным напряжением переменного и постоянного тока в передней части кузова имеется аппарат АЛИ-70М, снабженный металлическим ограждением, обеспечивающим электрическую безопасность обслуживающего персонала.
В правой стороне кузова размещен верстак, на котором установлены тиски, сверлильная машина, а в ящиках верстака имеется слесарный и монтерский инструмент. В противоположной стороне кузова помещен шкаф, который также служит для размещения инструмента. На крыше кузова закреплена трехколенная лестница, а на передней стенке — поворотная фара для освещения места работы в ночное время.
Электрическая схема машины выполнена так, что оборудование может работать не только от автономного генератора, который имеется на машине, но и от внешней силовой сети напряжением 220/380 В.
Аварийио-ремоитная машина АРТК-М для теплосетей и котельных. Машина предназначена для проведения профилактических, ремонтных и аварийных работ на теплосетях и в котельных. Выполняют эти работы с помощью специального оборудования, размещенного в кузове-фургоне автобусного типа.
Салон кузова разделен перегородкой на две части. В передней части размещается персонал, обслуживаюцтий машины; а в задней — оборудование машины. В передней части имеются три сиденья, два из них — для обслуживающего персонала. Подними уложены ручная электросверлильная машина, газоанализатор, течеискатель и другое мелкое оборудование и приборы. В задней части кузова установлен блок автономного питания, состоящий из дизеля и генератора, соединенных пальцевой муфтой, а также топливный бак и аккумуляторная батарея. На перегородке, разделяющей кузов со стороны заднего отсека размещен щит управления работой оборудования. В задней части кузова слева смонтирован сварочный выпрямитель. На полу этого отсека размещен вентиляторный агрегат, который можно переносить к объекту работы.
Машина снабжена подъемным краном разъемной конструкции, который так же, как и на ряде машин аналогичной службы, перевозят в кузове в разобранном виде. При необходимости выполнения грузоподъемных работ кран собирают и монтируют на месте переднего бампера базового шасси. Необходимый вылет крана устанавливают при сборке крана благодаря телескопической конструкции его стоек. Подъем и опускание груза производятся через систему блоков лебедкой, имеющей электрический привод. В правой задней части кузова размещен насос “Гном”, подводящий кабель которого присоединен к щиту управления. В кузове также находится оборудование для газовой сварки и настольное электроточило. Электрическая схема машины предусматривает возможность электропитателя от постороннего источника.
В эксплуатационных хозяйствах имеется также аналогичная по конструкции и назначению машина, которая послужила базой для создания описанной выше машины. Различие этих машин заключается в основном в конструкции и технических характеристиках агрегатов и оборудования, комплектующих машину. Данная машина также снабжена электростанцией, сварочным выпрямителем, краном-стрелой, насосной установкой, переносным вентилятором, сверлильным станком и другим оборудованием, приборами и инструментами- Однако их показатели менее высокие.
Аварийно-ремонтная машина РМЖ-52 жилищного хозяйства. Машина предназначена для устранения аварий, возникающих на водопроводных, теплофикационных, канализационных и электрических сетях, обслуживаемых жилищными предприятиями. Данная машина в отличие от применяемых в других отраслях жилищно-коммунального хозяйства не имеет автономных источников электропитания и рассчитана на использование внешних силовых сетей. Для выполнения аварийно-ремонтных работ в металлическом кузове-фургоне имеется следующее оборудование и инструмент: сварочный трансформатор, электроточило, электронасос, верстак со слесарными тисками, шкаф, щит питания, кабельный барабан, комплект слесарного инструмента, различное вспомогательное оборудование и приспособления, световое ограждение и прожектор для работы в темное время суток. Машина снабжена лестницей-стремянкой для опускания рабочих в котлованы и траншеи и для выполнения работ на высоте.
Аварийно-ремонтная газовая машина АРГМ. Машина предназначена для ликвидации аварий и проведения ремонтных работ на газовых сетях, а также для транспортирования к месту этих работ бригады рабочих, необходимого оборудования и инструмента. Специальное оборудование машины, состоит из металлического кузова-фургона, оборудования и приспособлений, смонтированных в кузове и вне его, силовой установки и механизмов привода.
Базовое шасси подвергается некоторой доработке, связанной с установкой на переднем бампере автомобиля крана-стрелы и выносных опор. Кузов машины утепленный, имеет внутренний обогрев, обеспечиваемый бензином отопителем. Снаружи кузова на его передней стенке закреплены расчалки стрелы крановой установки, а также огнетушитель и дополнительная фара. Доступ в кузов через двухстворчатую дверь, расположенную в задней стенке кузова. Снизу к кузову на специальном поддоне сварной конструкции прикреплен фекальный насос. Внутри кузова в его передней части установлена дизель-электрическая станция, которая огорожена съемными щитами.
Для охлаждения станции в боковой стенке кузова имеются откидные люки. По правой стенке кузова установлены сварочный электропреобразователь, газосварочное оборудование, бурильный станок и ящик для инструмента. С левой стороны в кузове имеется выносной ручной насос, воздуходувка, треноги с прожектором, верстак с тисками, сиденье и аптечка.
Все оборудование приводится в работу дизель-электрической станцией, которая состоит из дизеля, генератора и пультов управления. От дизель-электрической станции работает следующее оборудование: сварочный выпрямитель, электромотор лебедки крановой установки, преобразователь частоты для привода электроинструмента, а также электродвигатели фекального насоса и воздуходувки. Кроме того, станция обеспечивает работу отопительной установки, освещения кузова, а также выносных прожекторов освещения места работы машины.
Крановая установка состоит из металлоконструкции, расчалок и лебедки с приводом. Металлоконструкция выполнена в виде А-образной телескопической стрелы, которая прикреплена с помощью двух шарниров к раме, установленной на бампере автомобиля. Угол наклона стрелы и, следовательно, вылет крана могут изменяться с помощью расчалок и талрепов. Привод крана производится лебедкой, которая работает с помощью электродвигателя. Трос лебедки через систему блоков размещается на вершине стрелы и снабжается грузовым крюком. Для разгрузки передней оси автомобиля при работающей крановой установке служат две выносные опоры. При установке выносных опор в рабочем положении с помощью конечного выключателя становится невозможным пуск двигателя машины.
Аварийная лифтовая машина МРЛ. Машина обеспечивает выполнение работ по техническому обслуживанию и плановым ремонтам лифтов, а также устранение аварийных повреждений, возникающих при их работе.
Рис. 2. Крановая уставовка машины АРГМ:
1 – выдвижные штанги; 2 – нижние телескопы; 3 – расчалка; 4 – платик кузова; 5 – выносная опора; 6 — грузовой трос; 7 – грузовой крюк; 8 – съемные пальцы; 9 – тяга; 10 – балка
Для выполнения этих работ машина имеет следующее устройство. В задней части кузова-фургона смонтирован кран грузоподъемностью 500 кг с двухскоростной лебедкой и ручным приводом. В кузове установлены сварочный трансформатор, электроточило и сверлильный станок. Кроме того, в кузове расположены слесарный верстак с тисками и набором слесарного инструмента, шкаф для запасных частей, смазочных и обтирочных материалов, ящик для размещения инструмента и приборов, служащий сиденьем для двух членов бригады. Работа сварочного трансформатора, точила и сверлильного станка достигается от внешнего источника питания, для этого в кузове-фургоне имеется барабан с кабелем для присоединения машины к внешней электросети с напряжением 220/380 В. Кран используют тогда, когда имеется необходимость замены тяжелых деталей лифтов. Если требуется осу-шествить сверление непосредственно на месте ремонта, т. е. вне фургона, используют переносную сверлильную машину.
Ремоитно-водопроводная машина. Машина, являющаяся модификацией машины РВМ-53, служит для выполнения работ по обслуживанию водопроводно-канализационных магистралей: откачки воды из затопленных колодцев и траншей, удаления из колодцев вредных газов; производства электросварочных работ, замены запорной арматуры, освещения места производства работ в ночное время. Для размещения оборудования, необходимого для выполнения этих работ, и обслуживающей бригады рабочих на базовом шасси смонтирован кузов типа фургона, снабженный бензиновой отопительной установкой. Вход в кузов по съемному трапу через дверь, размещенную в задней панели кузова.
В кузове установлен бензоэлектрическнй агрегат, который приводит в действие насос “Гном” для откачки воды из колодцев и траншей вентилятор и электроточило. Для освещения места работы в ночное время имеются два выносных прожектора. Внутри фургона для выполнения слесарных работ установлен верстак. Автономный сварочный агрегат предназначен для ручной дуговой сварки, а также для резки металлов при выполнении ремонтных работ.
Станции механизации путевых работ. Станция ТК-13 относится к категории аварийно-ремонтных и предназначена для механизации работ по содержанию и ремонту трамвайных путей. Основными видами работ, выполняемых станцией, является исправление стыков, смена накладок, замена путевых тяг, крепление пяты стрелок, исправление просадок, постановка кусков рельсов, сплошная смена рельсов на прямых и кривых участках пути, частичная и сплошная замена шпал, смена и постановка контррельсов, исправление перекосов пути, подбивка шпал, частичная или сплошная смена балласта. Станция состоит из головного специального автомобиля и двух прицепов. Головной автомобиль служит для транспортирования прицепов поочередно к месту работы. Он представляет собой автомобильное шасси с кузовом-фургоном, в котором имеется электросварочный агрегат и газосварочный инструмент. Кроме того, в кузове головного автомобиля размещены электросверлильный агрегат и электросверлильная машина. Первый прицеп также с кузовом-фургоном снабжен электростанцией, комплектом электрошпалоподбоек, электрорельсорезным станком, рельсо-сверлилкой, костылевыдергивателем, электропневматическим костылезабивщиком, гидравлическим домкратом и рихтовщиком, центробежным насосом и фарой. На втором прицепе, являющемся вспомогательным, имеется сварочный агрегат, формы для сваривания стыков, а также ящик, в котором размещаются инструмент и приспособления для сваривания стыков рельсов. В кузове головного автомобиля имеются два быстросъемных сиденья для членов бригады. Для работы в ночное время станция оборудована фарами и прожекторами, а также предупреждающими знаками, которые выставляют перед станцией при выполнении работ.
В 1985 г. станция ТК-13 механизации путевых работ была модернизирована с учетом опыта ее эксплуатации. Модернизированный образец ТК-13А несколько отличается от машины ТК-13: второй прицеп служит только помещением для бытового обслуживания ремонтных рабочих; он представляет собой кузов, оборудованный нагревательной печью, скамейками, столом, двумя шкафами, баком для воды и раковиной, а также ящиком-сиденьем и огнетушителем.
Основы расчета. Аварийные и аварийно-ремонтные машины можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся аварийные машины, оборудование которых не требует применения силовых механических или электрических приводов. Ко второй группе относятся машины, которые снабжены оборудованием с электрическим приводом. Среди этого оборудования – сварочный аппарат, электроточило, вентиляторы, насосы и др. Работа этого оборудования обеспечивается от электросети, к которой при выполнении аварийных или ремонтных работ подключают машину. К третьей группе относятся те машины, которые снабжены автономным мотор-генератором, служащим для привода оборудования, установленного в машине. К четвертой группе относятся машины, снабженные генератором, который приводится в действие двигателем базового шасси с помощью коробки отбора мощности и механической передачи.
Независимо от этой классификации при проектировании всех аварийных и аварийно-ремонтных машин должен быть выполнен статическии расчет для установления соответствия массы М0 специального оборудования и массы рабочих бригады полезной грузоподъемности Мп базового шасси.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аварийно-ремонтные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы