Оперативные машины предназначены для быстрого оперативного выполнения работ, связанных с эксплуатацией различных устройств в отраслях жилищно-коммунального хозяйства городов. Для этого машина обеспечивает быструю доставку к месту аварий и неисправностей бригады рабочих с инструментом, приспособлениям и материалами, необходимыми для выполнения наиболее типичных часто встречающихся работ.
В настоящее время промышленность изготовляет оперативные машины для следующих отраслей жилищно-коммунального хозяйства: водопроводного хозяйства, теплосетей и котельных, электросетей, электробытового и газового хозяйства. Все оперативные машины представляют собой автомобильное шасси малой грузоподъемностью с кузовом-фургоном, в котором смонтировано необходимое оборудование и находятся материалы, а также места для размещения бригады рабочих. Вместе с тем каждая из перечисленных оперативных машин в зависимости от характера выполняемых работ имеет свою конструкцию и номенклатуру оборудования и материалов.
Оперативная машина ОВМ-1 для водопроводов. Машина обеспечивает оперативное выполнение работ, связанных с эксплуатацией водопроводных сетей. Для производства этих работ машина снабжена: бензоэлектрическим агрегатом АБ-4Т/230М1, насосом НИС-4, центробежным вентилятором, шлангами и рукавами, огнетушителем и другим оборудованием, а также комплектом необходимого слесарного инструмента; для производства работ в ночное время — прожектором, установленным на штативе. Перед участком, на котором ведутся работы, выставляется знак “Аварийная остановка”, имеющийся в комплекте машины.
Бензоэлектрическнй агрегат состоит из двигателя внутреннего сгорания УД-25Г, приводящего в действие генератор, который является источником энергии для питания электромотора привода вентилятора, а также прожектора. Центробежный насос выполнен в сборе с двигателем внутреннего сгорания. Для укладки инструмента в салоне кузова установлен ящик, который служит сиденьем для рабочих. Бригадир размещается в кабине водителя.
Оперативная машина ОМТК-452 для теплосетей и котельных. Машина позволяет устранять неисправности, возникающие при эксплуатации тепловых сетей и котельных. Такие работы выполняют в любое время суток и на высоте до 3 м над уровнем земли. В кузове машины размещено следующее оборудование: ручной поршневой насос ‘Тодник”, столик с тисками, ящик-сиденье с набором слесарно-монтажного инструмента, лестница, ключи для открывания крышек люков, контрольно-измерительная аппаратура и защитные средства.
Освещение места работы в ночное время производится фарой, установленной впереди машины, а также переносной фарой с гибким кабелем. Машина снабжена тремя ящиками, на которых размещаются рабочие оперативной бригады.
Оперативные машины ОМЭ-2 и ОМЭ-52М для электросетей. Промышленность выпускает два типа машин на различных базовых шасси, отличающихся номенклатурой оборудования и характером работ, выполняемых ими. Первую машину изготовляют на базе автомобиля УАЗ-452. С ее помощью выполняют работы по устранению незначительных повреждений и профилактики электросети. Вторая машина, смонтированная на шасси автомобиля ГАЗ-52, позволяет производить работы на воздушных электрических линиях. Эти работы выполняют с помощью оборудования, установленного в машинах: комплектов измерительных приборов, слесарных, электромонтажных и других инструментов для производства мелких слесарных работ, оснастки для проведения монтажных работ на воздушных электрических линиях, откидного столика с тисками. Кроме того, машины снабжены барабаном с кабелем, лестницей-палкой, а также переносной фарой для 198 освещения места работы в ночное время. Машина на шасси автомобиля ГАЗ-52 оснащена отопителем. Основное оборудование машин и приборы помещаются в ящиках, которые также служат сиденьями для рабочих оперативной бригады.
Оперативные машины ОМПП-ИЖ для обслуживания электроплит. С помощью оборудования и приборов, находящихся на машине, можно выполнять мелкий ремонт электрических плит. В средней части кузова-фургона имеется рама, по направляющим которой перемещается специальная тележка с закрепленной на ней электрической плитой. В кузове имеется специальный отсек с переносным и стационарным контейнерами, в которых расположены измерительные приборы, а также нагревательные элементы (конфорки) и некоторые инструменты. Там же находятся огнетушитель и знак аварийной остановки. Рабочий, производящий перечисленные работы, размещается вместе с водителем машины в его кабине.
Оперативные машины АГМ-3 для газового хозяйства. Оперативная машина позволяет выявить причины возникших аварий или неисправностей на газовых сетях и газовом оборудовании, устранить или локализовать аварии и неисправности до приезда аварийно-ремонтной машины. Машина снабжена следующим оборудованием и приборами: переносным ручным вентилятором, противогазами, комплектом необходимых приборов (газоанализатором, манометрами) и инструмента для устранения аварий и неисправностей. Кроме того, на машине размещено вспомогательное оборудование: осветительная аппаратура на складной треноге для работ в ночное время, металлическая лестница, щиты ограждения. Основные приборы находятся в ящике, служащем сиденьем и расположенном у стенки, отделяющей кузов от кабины водителя. Второй ящик помещен вдоль левой стенки кузова и служит для хранения вспомогательного оборудования — чемодана со слесарным инструментом и другого инструмента и приспособлений.
Оперативная машина ОМТ-452 для трамвайно-троллейбусного хозяйства. Машина предназначена для оперативного обслуживания энергохозяйства и движения городского электротранспорта. Машина укомплектована ящиками-сиденьями, в которых размещены приборы и инструмент, а также выносной треногой с фарой, измерительным комплектом K-505i высоковольтным аппаратом АИИ-70 для испытания кабелей, прибором Р5-5 для определения расстояния до места повреждения воздушных и кабельных линий электропередач. Все это размещено в кузове-фургоне автомобиля. В кузове также предусмотрено место для размещения радиостанции “Гранит”.
Основы расчета. Приведенные краткие сведения относительно устройства оперативных машин показывают, что все они, за исключением одной машины ОВМ-1 для водопроводов, снабжены оборудованием, приборами, инструментом и приспособлениями, не имеющими какого-либо механического или электрического привода. Исключением является переносная фара, которая имеет питание от электросети базового автомобиля или от осветительной сети. Поэтому расчет параметров таких машин сводится к определению массового баланса и реакций, приходящихся на мосты при полной загрузке машины.
Опорные реакции на колесах полностью снаряженной машины должны быть меньше или равны допускаемым для данного базового шасси. Некоторым исключением является машина ОВМ-1, которая снабжена бензоэлектри-ческим агрегатом, вырабатывающим энергию для привода вентилятора и питания прожектора. Кроме того, машина имеет самовсасывающий насос, который приводится специальным двигателем внутреннего сгорания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оперативные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы